Природа и сущность права в концепциях его происхождения

· 1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права.

· 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом.

· 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство.Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух».

· 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций.

· 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей.

·  6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г.

· 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут.

· 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.

 

Источники права: понятие, виды, роль в различных правовых системах.

Формы (источники) права – этоспособы выражения и закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основные формы права:

Нормативно-правовой акт – это юр. акт, принятый компетентными субъектами правотворчества.

Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества.

Правовой прецедент судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой обычай – санкционированное гос-ом исторически сложившееся правило поведения.

Следует отметить, что в юридической науке называются и другие формы права:

- доктрина или юридическая наука – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;

- правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;

- правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

Основные виды источников права в различных правовых системах

- романо-германская правовая семья - основной источник права представляет собой единую иерархически построенную систему источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- англосаксонская правовая семья - основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

- семья религиозного права - основным источником права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

- в семье традиционного права доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: