Источники права в Российской Федерации, их характеристика. Вступление нормативно-правовых актов в юридическую силу

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.

Нормативно-правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай. В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

-Конституция РФ;

-федеральные конституционные законы;

-федеральные законы;

-нормативные указы Президента РФ;

-постановления Правительства РФ;

-нормативные акты министерств и ведомств РФ;

-законы субъектов РФ;

подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

нормативные акты органов местного самоуправления.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Традиционно действующая правовая система государства определяет несколько способов вступления нормативных правовых актов в юр.силу: с даты официального опубликования нормативного правового акта; с момента его принятия; с даты, указанной в нормативном правовом акте; по истечении определенного периода времени с даты его публикации.

Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки, классификация.

Под НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТОМ понимается имеющий внешнее письменное выражение официальный результат правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта:

• издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

• носит государственно-властный характер;

• охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

• обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

• существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты;

• является частью строгой иерархии письменных юридических источников права.

Классификация нормативно-правовых актов:

1) По субъекту принятия:

• акты, принятые государственными органами,

• акты, принятые должностными лицами.

2) По сроку действия:

• срочные, имеющие срок действия

• бессрочные, не имеющие срок действия

3) По территории действия:

• действующие на всей территории государства,

• действующие на части территориигосударства.

4) По сфере действия:

• акты общей сферы действия,

• акты исключительной сферы действия.

5) По сфере отраслевой деятельности:

• отраслевые,

• межотраслевые.

6) По юридической силе:

• законодательные,

• подзаконные.

Норма права: понятие, признаки, структура, социальная ценность.

НОРМА ПРАВА — общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами, независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п.

Признаки нормы права:

Общеобязательность

2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде государственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

Системность

Неоднократность или многократность действия

Возможность государственного принуждения

Представительно-обязательный характер

Структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: