Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.
Нормативно-правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай. В нашей стране основным источником права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти.
Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
-Конституция РФ;
-федеральные конституционные законы;
-федеральные законы;
-нормативные указы Президента РФ;
|
|
-постановления Правительства РФ;
-нормативные акты министерств и ведомств РФ;
-законы субъектов РФ;
подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
нормативные акты органов местного самоуправления.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Традиционно действующая правовая система государства определяет несколько способов вступления нормативных правовых актов в юр.силу: с даты официального опубликования нормативного правового акта; с момента его принятия; с даты, указанной в нормативном правовом акте; по истечении определенного периода времени с даты его публикации.
Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки, классификация.
Под НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТОМ понимается имеющий внешнее письменное выражение официальный результат правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права.
Признаки нормативно-правового акта:
• издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;
|
|
• носит государственно-властный характер;
• охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;
• обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
• существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты;
• является частью строгой иерархии письменных юридических источников права.
Классификация нормативно-правовых актов:
1) По субъекту принятия:
• акты, принятые государственными органами,
• акты, принятые должностными лицами.
2) По сроку действия:
• срочные, имеющие срок действия
• бессрочные, не имеющие срок действия
3) По территории действия:
• действующие на всей территории государства,
• действующие на части территориигосударства.
4) По сфере действия:
• акты общей сферы действия,
• акты исключительной сферы действия.
5) По сфере отраслевой деятельности:
• отраслевые,
• межотраслевые.
6) По юридической силе:
• законодательные,
• подзаконные.
Норма права: понятие, признаки, структура, социальная ценность.
НОРМА ПРАВА — общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами, независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п.
Признаки нормы права:
Общеобязательность
2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде государственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
Системность
Неоднократность или многократность действия
Возможность государственного принуждения
Представительно-обязательный характер
Структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Социальная ценность права выражается в следующем.
Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.
Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.