Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту

Билет 14

Задачи, организация методической работы в школе. Пути повышения квалификации учителей.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Цель методической работы:

— Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.

— Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

· внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

· обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;

· совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

· формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

· повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

· обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

· оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;

· оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

· повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Методическая работа проводится непрерывно на протяжении всего учебного года. Она распространяется не только на практическую деятельность педагога, но и на его теоретическую подготовку к урокам.
В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность методической работы в школе особенно возрастает. Это связано с тем, что в образовательный процесс вводятся инновационные технологии, происходит внедрение новейших средств обучения и т.д. Каждый педагог должен в полной мере владеть всеми инновациями, уметь эффективно и грамотно внедрять технологии, применять средства и формы обучения. Успешность реализуемой в школе методической работы во многом зависит от правильности поставленных целей и задач, подобранных методов и форм работы с педагогическим коллективом и в целом с ее содержанием.
Основными направлениями методической работы в школе являются: Создание научно-методических объединений по вопросам образовательной деятельности школы, координация работы членов объединений по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов, а также повышения уровня усвоения знаний учащимися. Организация и обеспечение эффективных условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогического коллектива школы. Оказание необходимой помощи педагогам в деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Необходимое информационное обеспечение образовательного процесса в школе. Повышение мотивации педагогического коллектива на осуществление анализа собственной педагогической, научно-исследовательской и поисковой деятельности в рамках образовательного процесса школы. Создание необходимых условий для ознакомления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
При планировании и организации методической работы в школе, педагогический коллектив в первую очередь старается отобрать только те методы и средства работы, которые бы действительно позволили решить проблемы, стоящие перед школой в данный момент.

Пути повышения квалификации учителей:

Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения сотрудников. Цель данного вида обучения — повышение уровня теоретических знаний сотрудников, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов

1)Аттестация педагогических работников - комплексная оценка уровня их квалификации и педагогического профессионализма
Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводиться для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) или для проверки соответствия педагога занимаемой должности.

2)Курсы повышения квалификации Прохождение курсов повышения квалификации дает возможности не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, в первую очередь, встретиться с людьми, думающими также, которые преданы своему делу, и бесконечно любят свою профессию и детей





Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем, как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

Для побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии, необходима мотивация профессионального развития.

К таким вариантам относят:

- премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);

- бесплатную путевку в санаторий или дом отдыха для педагога или его детей;

- ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);

- льготный проездной;

- различные виды страхования;

- медицинский осмотр и другие медицинские услуги;

- оплату бассейна или тренажерного зала;

- экскурсии и другие виды досуга (абонемент в театр, кино и проч.);

- корпоративные празднества и вечеринки.

 

4) Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность

Определим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Если рассматривать направления самообразования педагога, то можно выделить следующие направления:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

 

Типология коллектива

КОЛЛЕКТИВ - социальная группа, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.

Человек на протяжении всей своей жизни и одновременно входит в состав многих коллективов, разных:

■ по содержанию объединяющей их членов деятельности:

Учебные – членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединения – образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа.

Трудовые – членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения – предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).

Научные – членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения –исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи и др.

Общественно-политические – членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политичен цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельное направленная на их реализацию; основные формы объединения – общественные организации, движения, союзы (в т.ч. профессиональные), ассоциации, партии и т.д.

Художественно-творческие – объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения – творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля.

Клубные – членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга; основные формы объединения клубы-кружки и т.д.

Спортивные – членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения – команды, секции, спортивные школы, общества.

по внешне заданной функции (коллектив - инструмент, средство):

Производственные – коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др.

Воспитательные – коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (воспитатели, учителя) коллективов.

по степени сложности структуры и опосредованное межличностных отношений:

Первичные – небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д.

Вторичные – более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их деятельности может быть различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты.

по юридически (социально) фиксированному статусу:

Формальные – коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (напр.: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы).

Неформальные – коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Неформальные объедения (коллективы) играют важную зависимости от их направленности положительную или отрицательную) роль в формировании личности человека.

по длительности функционировании:

Постоянные – длительно существующие: школьный классный, производственный коллектив.

Временные – коллективы, существующие в течении определенного времени: коллектив летнего оздоровительного лагеря, коллектив временного трудового объединения (отряда бригады), временный научно-исследовательский (творческий) коллектив и др.

Ситуативные – коллективы, создаваемые или создающиеся для выполнения локальной задач, сводные отряды у А.С. Макаренко, объединения, организующие коллективные творческие дела в школе В.А. Караковского и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: