Билет 5. Социальные институты. Фундаментальные и нефундаментальные

    Социальный институт — главный компонент социальной структуры, интегрирующий и объединяющий множество индивидуальных действий людей, упорядывающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни (определение, близкое к отечественной школе социологии).

 

Различная трактовка социального института:

1) привычные способы реагирования на потребности общества (Веблен)

2) совокупности социальных ролей (Миллс)

3) комплекс социальных действий (Бергер)

4) упорядочивание действий людей (Гелен)

5) совокупность целевых установок (Бернар и Томпсон) и пр.

 

Структура социального института:

1) ролевая система, включающая в себя нормы и статусы;

2) совокупность обычаев и традиций;

3) формальная и неформальная организация;

4) совокупность норм и учреждений, регулирующих сферу общественных отношений.

 

Элементы социального института:

1) цели и задачи;

2) образцы поведения;

3) символические черты;

4) утилитарные черты;

5) устные и письменные традиции.

 

    Таким образом, идея социальных институтов — обеспечить выживание человеческому сообществу исходя из его важнейших потребностей, таким образом, являясь способом социального контроля.

    Через коммуникационные институты общество посредством социальных структур распространяет информацию, знания о накопленном опыте (школы, университеты), через институт семьи и брака упорядочивает половые отношения и т. д.

    Институционализация — закрепление практики общественных отношений в законе или социальной норме, её возвышение до уровня института (суть — совокупность привычек, идея регулириемого поведения). Не стоит путать с институцией — закреплением нормы органом власти.

    Институциональный кризис — обратный процесс, падение авторитета данного института, связанное, как правило, с невозможностью института исполнять свои функции. Примеры — кризис семьи, политических институтов.

Институциональные признаки (по Фролову) — общие черты и свойства институтов; 1) установки и образцы поведения; 2) символические культурные признаки; 3) утилитарные культурные черты; 4) устный и письменный кодексы; 5) идеология.

    Фундаментальные и нефундаментальные институты — нефундаментальные включаются в фундаментальные как более мелкие образования.

Билет 6. Функции и дисфункции социальных институтов

    Функция социального института — назначение или роль, которую социальный институт выполняет по отношению к целому; польза обществу.

Универсальные функции социального института:

1) удовлетворение потребностей общества;

2) социализация;

3) закрепление и воспроизводство общественных отношений;

4) регуляция;

5) интеграция;

6) коммуникация и т. д.

Специфические функции (свойственны отдельным институтам — воспроизводство людей (семья), добывание средств существования (производство и т. д.). Внутри каждого института могут быть и подфункции. Некоторые функции выполняет несколько институтов (пример — воспитанием занимаются организации отдыха).

Функции изменяются со временем, уменьшаются или увеличиваются в объёме или исчезают (пример — образовательная, экономическая функция церкви).

Если институт приносит обществу вред помимо пользы вред, то она является дисфункцией (готовят плохих специалистов). Нарастание дисфункциией ведет к дезорганизации общества.

Билет 7. Семья как социальный фундаментальный институт и малая группа.

 

    Семья — 1) социальный институт, связанный с воспроизводством; 2) малая группа, развивающаяся по своим законам, зависящая от общества, политических институтов, экономических, социальных и религиозных отношений.

    Семья — это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущая вместе и экономически зависящая друг от друга.

 

    Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций, таких как воспитание детей. Реализация основных функций семьи является прямым следствием социальных процессов. У семьи есть и другие функции — содержание ребёнка, социализация, накопление и передача собственности (идея отличается — в Англии старшие сыновья владеют всем, в Польше младший сын остаётся с родителями, в Японии всё дарят при жизни), организация производства, досуга, самосохранение.

 

    Разрушение крестьянского общества привело к семейной дезорганизации, краху родительского вляния. Это прямое следствие развития института семьи.

 

Виды семей:

1) полигамные (современные примеры — тибетское общество, где много мужчин и мало земли)

2) моногамные (один муж, одна жена).

3) Крупная

4) малая

5) средняя

    Идея трёх последних постоянно меняется. Так, перед войной 4 ребёнка в семье считалось малой группой, после войны 2 ребёнка уже много.

 

    Семья в социологии и других науках — вещи разные. Так как в социологии основная функция семьи — воспроизводство, то всё, что не воспроизводится (сожительство, молодожёны) — семейная группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: