Социальный институт — главный компонент социальной структуры, интегрирующий и объединяющий множество индивидуальных действий людей, упорядывающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни (определение, близкое к отечественной школе социологии).
Различная трактовка социального института:
1) привычные способы реагирования на потребности общества (Веблен)
2) совокупности социальных ролей (Миллс)
3) комплекс социальных действий (Бергер)
4) упорядочивание действий людей (Гелен)
5) совокупность целевых установок (Бернар и Томпсон) и пр.
Структура социального института:
1) ролевая система, включающая в себя нормы и статусы;
2) совокупность обычаев и традиций;
3) формальная и неформальная организация;
4) совокупность норм и учреждений, регулирующих сферу общественных отношений.
Элементы социального института:
1) цели и задачи;
2) образцы поведения;
3) символические черты;
4) утилитарные черты;
5) устные и письменные традиции.
|
|
Таким образом, идея социальных институтов — обеспечить выживание человеческому сообществу исходя из его важнейших потребностей, таким образом, являясь способом социального контроля.
Через коммуникационные институты общество посредством социальных структур распространяет информацию, знания о накопленном опыте (школы, университеты), через институт семьи и брака упорядочивает половые отношения и т. д.
Институционализация — закрепление практики общественных отношений в законе или социальной норме, её возвышение до уровня института (суть — совокупность привычек, идея регулириемого поведения). Не стоит путать с институцией — закреплением нормы органом власти.
Институциональный кризис — обратный процесс, падение авторитета данного института, связанное, как правило, с невозможностью института исполнять свои функции. Примеры — кризис семьи, политических институтов.
Институциональные признаки (по Фролову) — общие черты и свойства институтов; 1) установки и образцы поведения; 2) символические культурные признаки; 3) утилитарные культурные черты; 4) устный и письменный кодексы; 5) идеология.
Фундаментальные и нефундаментальные институты — нефундаментальные включаются в фундаментальные как более мелкие образования.
Билет 6. Функции и дисфункции социальных институтов
Функция социального института — назначение или роль, которую социальный институт выполняет по отношению к целому; польза обществу.
Универсальные функции социального института:
1) удовлетворение потребностей общества;
2) социализация;
3) закрепление и воспроизводство общественных отношений;
|
|
4) регуляция;
5) интеграция;
6) коммуникация и т. д.
Специфические функции (свойственны отдельным институтам — воспроизводство людей (семья), добывание средств существования (производство и т. д.). Внутри каждого института могут быть и подфункции. Некоторые функции выполняет несколько институтов (пример — воспитанием занимаются организации отдыха).
Функции изменяются со временем, уменьшаются или увеличиваются в объёме или исчезают (пример — образовательная, экономическая функция церкви).
Если институт приносит обществу вред помимо пользы вред, то она является дисфункцией (готовят плохих специалистов). Нарастание дисфункциией ведет к дезорганизации общества.
Билет 7. Семья как социальный фундаментальный институт и малая группа.
Семья — 1) социальный институт, связанный с воспроизводством; 2) малая группа, развивающаяся по своим законам, зависящая от общества, политических институтов, экономических, социальных и религиозных отношений.
Семья — это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущая вместе и экономически зависящая друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций, таких как воспитание детей. Реализация основных функций семьи является прямым следствием социальных процессов. У семьи есть и другие функции — содержание ребёнка, социализация, накопление и передача собственности (идея отличается — в Англии старшие сыновья владеют всем, в Польше младший сын остаётся с родителями, в Японии всё дарят при жизни), организация производства, досуга, самосохранение.
Разрушение крестьянского общества привело к семейной дезорганизации, краху родительского вляния. Это прямое следствие развития института семьи.
Виды семей:
1) полигамные (современные примеры — тибетское общество, где много мужчин и мало земли)
2) моногамные (один муж, одна жена).
3) Крупная
4) малая
5) средняя
Идея трёх последних постоянно меняется. Так, перед войной 4 ребёнка в семье считалось малой группой, после войны 2 ребёнка уже много.
Семья в социологии и других науках — вещи разные. Так как в социологии основная функция семьи — воспроизводство, то всё, что не воспроизводится (сожительство, молодожёны) — семейная группа.