Практическая работа №8

Приспособление организмов к разным средам обитания

(водной, наземно-воздушной, почвенной)

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Ход работы:

     Задание 1

  Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.

Дельфин, акула, карась, чайка, страус медуза, щука, креветка, олень, волк постельный клоп, блоха, клещ собачий, крот, дождевой червь, личинка майского жука, медведка, береза, орел, ворона, бабочка, человек, синица.

Среда обитания Организмы
Наземно-воздушная  
Почвенная  
Водная  
Паразиты  

 

Задание 2.

Рассмотрите предложенные фото организмов.

Определите среду обитания каждого из них.

Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.

Заполните таблицу

Название организмов Среда обитания Приспособленность к обитанию в данной среде
     

 

 

 Задание 3 Вставьте пропущенные слова

Вариант

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

   Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием, достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле.

 

Вариант

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием, достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле, воды, меняется, света, кислородом, плавники

 

Сформулируйте вывод как возникают приспособления и почему

Вопросы для контроля

  1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
  2. Почему одни животные имеют яркую, демаскирующую окраску, а другие, наоборот, - покровительственную?
  3. В чем сущность мимикрии?
  4. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
  5. Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?
  6. Являются ли физиологические адаптации факторами, определяющими уровень приспособленности организма в целом?
  7. В чем сущность относительности любого приспособления к условиям обитания? Приведите примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: