Употребление местоимений 3-го лица

Местоимения 3-го л. заменяют ближайшее к ним существительное. Нарушение этого правила ведёт к искажению смысла: Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года. Следует употреблять: Мальчик был сирота; отец умер, когда сыну было три года.

Собирательные существительные не могут заменяться местоиме-ниями мн.ч. Нельзя употреблять: Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь. Следует вместо их употребить её.

 

ТЕСТ 81. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.

1. Гурова женили рано, когда он был ещё студентом второго курса.

2. Когда Ноздрёв насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.

3. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь.

4. И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и обмотал его вокруг себя.

5. На ихней стоянке горел костёр.

6. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать.

7. Курсовая работа студентки Остаповой даёт право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.

8. Кондратов сидел долго: спешить ему было некуда.

9. Если кто-нибудь скажет что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.

10. Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.

ТЕСТ 82. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.

1. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.

2. Группа просила проэкзаменовать её в первую очередь.

3. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг – олигархи.

4. Из журнала «Ровесник» можно многое узнать о жизни молодёжи в других странах, об их интересах и увлечениях.

5. В книге рассказывается о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

6. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.

7. Руководство отряда выехало в лагерь, где им необходимо срочно организовать работу студентов.

8. «Поднятая целина» рассказывает о вступлении донского казачества на путь коллективизации, о сложностях выбора ими такого пути.

9. Руководство опасалось, что оно лишится власти.

10. Весь народ боролся с захватчиками. Он верил, что победа близка.

Обобщающий тест

ТЕСТ 83. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.

1. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

2. Тайна Венеры, казалось, скрыта от науки: её не видно.

3. Выросло целое поколение, для которых война – история.

4. Сзади него шла нагруженная вещами телега.

5. Больной попросил сестру налить ему воды.

6. В отношении неё необходимо принять меры.

7. Когда он приступил к защите, он стал читать тезисы.

8. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

9. Вздохнув вслед за мной раза два, Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды.

10. Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия?

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Образование форм глаголов

Ошибочными являются формы: Следует употреблять:
– 1 л.ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу); – описательные формы       (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);
– 3 л. ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет); – полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;
– бесприставочных глаголов прош. вр. с суффиксом -ну- (ошибочно: мокнул); – мок, сох;
– бесприставочных глаголов с корнем -лож- (ошибочно: ложить); – класть, положить;
– некоторых глаголов с -ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться); – стирать, играть, полоскать;
– некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь). – положи, поезжай.

ТЕСТ 84. Отметьте нарушения норм образования форм глагола.

1. смогу победить                     4. часто чишет

2. махает руками                       5. сох на солнце

3. укласть вещи                         6. буду полоскаться

Различайте!

Глаголы с чередованием о-а в корне

-О-                                      -А-

захл о пывать, озаб о чивать               загот а вливать, застр а ивать

опор о чивать, отср о чивать               облагор а живать, осп а ривать

приур о чивать, узак о нивать            удв а ивать, удост а ивать

-О- // -А-

забол о чивать – забол а чивать

запод о зривать – запод а зривать

сосредот о чивать – сосредот а чивать

обусл о вливать – обусл а вливать

ТЕСТ 85. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать                      б) обуславливать

2. а) сосредоточивать                   б) сосредотачивать

3. а) уполномочивать                   б) уполномачивать

4. а) узаконивать                           б) узаканивать

5. а) оплочено                                б) оплачено

При употреблении глаголов с суффиксом -ся иногда возникает двусмысленность: Студенты направляются в школы для прохождения практики. Неясно, сами ли они направляются или их направляют. Следует употребить: Студенты направлены в школы для прохождения практики.

ТЕСТ 86. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

1. Не ложи книги на полку.

2. Они хочут идти в театр.

3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.

4. Я надел пальто и вышел на улицу.

5. Создаётся впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомлён­ность.

6. Поезжай на море!

7. Пошлите в кино!

8. В субботу я буду стираться.

9. Небо охватывается заревом.

10. Без воды цветы сохнули в вазе.

ТЕСТ 87. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

1. Где вы слыхали об этом?

2. Куда же я положи́ла свою книгу?

3. Бывайте здоровы!

4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.

5. Когда кот хочет есть, он мяукает.

6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

7. На нашей улице часто ездиют машины.

8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.

9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?

10. Помоги мне одеться.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: