Употребление дополнений с предлогами

Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с должны управляться непосредственно глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной: Кроме прочих титулов, Н.Н.Демидов числился и российским посланником во Франции (оборот кроме прочих титулов не управляется глаголом числился). Следует употреблять: Кроме прочих титулов, Н.Н.Демидов имел титул российского посланника во Франции.

ТЕСТ 103. Отметьте нарушения норм управления.

1. Кроме прочих достоинств, А.И.Иванов был и хорошим специалистом.

2. Кроме прочих достоинств, А.И.Иванов имел ещё одно: он был хорошим специалистом.

3. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

4. Наряду с критикой следует всячески помогать исправлять недостатки.

5. Вместе с учениками общеобразовательных школ в эстафете приняли участие и студенты вузов.

6. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился ещё в сильном цейтноте.

7. Вместо отчёта об экскурсии участники её организовали прекрасную выставку снимков и своих рисунков.

8. Я ничего не мог различить, кроме её яркого платья.

9. Наряду с составлением словарей, лингвисты разрабатывают теоретические вопросы лексикологии.

10. Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.

Управление при однородных членах предложения

Ошибочным является построение предложений, в которых при словах, требующих разного управления, имеется общее дополнение: Студенты любят и увлекаются спортом. Следует употреблять: Студенты любят (что?) спорт и увлекаются (чем?) им.

ТЕСТ 104. Отметьте нарушения норм управления при однородных членах предложения.

1. Для подачи и сброса воды с поля устроена специальная оросительная сеть.

2. В наших исследованиях большую роль играют подбор и наблюдения над фактами.

3. Работы выполнялись в соответствии и на основе утверждённого плана.

4. Сейчас важно подбирать и готовить кадры.

5. Раньше всегда осуществлялось руководство и контроль за распределением кадров.

6. Стороны препятствуют или затягивают достижение соглашения.

7. Учитесь правильно читать и конспектировать книги.

8. Трест создаёт, финансирует и снабжает предприятия.

9. Недавно создана межведомственная комиссия для объединения и руководства коллективными усилиями специалистов.

10. С помощью и в сотрудничестве с малыми предприятиями был организован этот праздник.

Управление при глаголах с отрицанием

Предпочтительны формы род. пад. при глаголах:

– восприятия (не видел опасности, не слышал шороха);

– с усиленным отрицанием (никому не доверял своей тайны);

Предпочтительны формы вин. пад.:

– у одуш. сущ. (не любит свою дочь);

– при двойном отрицании (нельзя не признать правоту)

ТЕСТ 105. Отметьте правильный вариант.

1. не ждал             a) поезда               б) поезд

2. не чувствовал а) боль                  б) боли

3. не слышал         а) голоса              б) голос

4. не проявил        а) выдержки        б) выдержку

5. не ощутил         а) холод               б) холода

6. не встретил       а) сестры              б) сестру

7. не знал покоя   а) ни днём, ни ночью б) ни день, ни ночь

8. не могу не сказать а) правды             б) правду

9. автор не теряет а) чувство меры б) чувства меры

 10. не смеши           а) народа              б) народ

Нарушения норм управления, ведущие к двусмысленности

Сочетание в одном предложении форм род. пад. производителя действия (выступление докладчика, приезд делегации) и род. пад. объекта действия (чтение книги, подбор иллюстраций) создаёт двусмысленность: Необходимо последовательное изложение ученика материала урока. Следует употреблять: Необходимо последовательное изложение учеником материала урока. Двусмысленность возникает и при скоплении управляемых существи­тельных в творительном падеже (овладение знаниями школьниками...).

Конструкции с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, затрудняют понимание смысла предложения: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов...

ТЕСТ 106. Определите характер речевого недочёта (а) сочетание в одном предложении родительного производителя действия и родительного объекта действия; б) скопление управляемых существительных в творительном падеже; в) конструкции с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой) в следующих предложениях:

1. Для повышения требования устранения отставания производства лекарственных препаратов намечены конкретные мероприятия.

2. Доска покрыта столяром лаком.

3. Творческая обработка образа героя идёт по линии усиления показа трагизма его судьбы.

4. Выявление автора собственных недостатков стиля принесло ему несомненную пользу.

5. В конце планёрки следует обсудить пути улучшения использования обо­ротных средств на предприятии и предложить разработать подробный план организационно-технических мероприятий.

6. Он послан на семинар руководителем группы представителем от фирмы.

7. Требуется последовательное изложение ученика материала урока.

Обобщающий тест

ТЕСТ 107. Отметьте нарушения норм управления.

1. Помимо организационных мероприятий, внедрялись и новшества.

2. За свою работу отчитываются не только руководители подразделений.

3. Выступление артиста было поддержано слушателями бурными аплодисментами.

4. Контрольной работы студент ещё не сдал.

5. Сегодня вечером мы ждём в гости милых людей, знакомству с которыми я обязан своему брату.

6. Моя мама – заведующая торговым отделом.

7. Опубликованные данные свидетельствуют об успехах в этой области научного знания.

8. За больным был установлен хороший уход и содержание.

9. Качество новых книг удовлетворяет запросам читателей.

10. Спортсмен был удостоен высокой награды.

 

КООРДИНАЦИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: