Расширение границ на востоке

В 1547 г.  идея «Москва - Третий Рим» воплощается в том, что Иван IV Васильевич принимает титул «царя». Молодой правитель, опираясь на своих сподвижников из «Избранной Рады», проводит ряд реформ, в том числе изменяя порядок службы поместного войска. Формируются стрелецкие и казацкие войска, на службу принимаются иностранные офицеры. Тогда же было упорядочено управление вооруженными силами, в дополнение к Разрядному и Поместному приказами, созданы Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Каменных дел и другие приказы. Располагая более многочисленной и лучше организованной армией, правительство приступило к покорению Северного и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Западной Сибири.[130] Помимо военной подготовки, религиозные деятели русской православной церкви поддерживали завоевательные походы на Восток, с одной стороны опираясь на идею «Москва – третий Рим», с другой помня иго Орды. Вот как говорит об этой ситуации М.Г. Худяков: «Духовенство, бывшее самой образованной частью русского общества, тяжелее всего переживало гнет татарского ига и больше всего скорбело о нем в проповедях, поучениях, летописях, житиях и прочих произведениях своей мысли, несмотря на то, что в материальном отношении духовенству жилось при татарах легко, сравнительно с остальной частью народа. Для духовенства казанцы были теми же ненавистными «безбожными», «погаными» татарами, которые наложили на русских татарское иго, и как только русский народ почувствовал свою силу, в среде духовенства возникла мысль о мести и о борьбе с иноверцами-мусульманами».[131] Некоторые историки считают,  что с 1542 по 1553 все важные государственные дела в стране решались с позволения высшего церковного духовенства, во главе с Макарием. Так перед походом 1550 года царь «совет сотворяет со отцем своим Макарием митрополитом»: перед началом похода «Макарей митрополит да владыка Крутицкий Савва с своим собором приехали в Володимер, и царя великого князя Ивана Васильевича митрополит благословил на земское дело итти, на клятвопреступников казанцев»; перед армией митрополит произносит речи — «поучает и благословляет митрополит бояр и воевод я князей всех людей воинства царева».[132]

Летом 1552 г. начался третий поход русского войска на Казань. Во главе войска встал Иван IV Грозный. В августе 1552 г. началась осада города. В подкрепление к  русским войскам под осажденную Казань прибыла армия донских казаков, военно-служилого сословия Приазовья, стороживших южные границы Русского государства. Город был захвачен в октябре 1552 г.

Перед генеральным штурмом Казани, намеченным на воскресенье 2 октября, Иван IV еще раз предложил жителям города сдаться. На что они ответили: «Не бьем челом! На стенах Русь, на башне Русь – ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся».[133] Было потно, что без кровопролития не  обойдется. Иван обратился к воинам со словами: «Я с вами сам пришел. Лучше мне здесь умереть, нежели жить и видеть за свои грехи Христа хулимого и поруганных мне от Бога христиан, мучимых от безбожных казанцев».[134] После страшная бойни  2 октября Казань была взята. Иван IV приказал брать в плен брать только женщин и детей, а всех мужчин уничтожить. Все высшие сановники страны поздравляли Ивана IV, в том числе  князь Владимир Андреевич говорил: «Радуйся, царь православный, божиею благодатию победивший супостатов! Будь здоров на многие лета на Богом дарованном тебе царстве Казанском! Ты по Боге наш заступник от безбожных агарян; тобою теперь бедные христиане освобождаются навеки и нечестивое место освящается благодатию».[135] Последний казанский хан Ядигар-Магмет был крещен и получил имя Симеон Касаевич. Он стал хорошим верноподданным Ивана IV Грозного, получив во владении Звенигород, и воевал на стороне России против Запада.

Еще одним из итогов штурма Казани было освобождение множества русских пленников, которые получили свободу. Победа над Казанским ханством была воплощена  и в архитектуре. В 1561 г. русские мастера Барма и Постник возвели  Покровский собор более известный как храм Василия Блаженного в Москве. В течение пяти лет Русскому государству пришлось подавлять остатки сопротивления в Казанском ханстве. Затем последовало присоединение Башкирии, а в 1556 г. – и Астрахани.

Астраханское ханство было слабым из-за внутренних противоречий. В нем существовало две партии: одни тяготели к Москве, возглавляемые князем Исмаилом, другие во главе с ханом Дервиш-Али, тяготели к крымскому ханству. После того как сторонники крымского хана выгнали из Астрахани русского посла, Иван Грозный послал туда стрельцов и казаков. Серьезного противостояния русскому царю, как Казанское ханство, Астрахань дать не могла. После этого события Ногайская орда, перемещавшаяся в Заволжье, признала Ивана Грозного своим правителем.

В итоге все Среднее Поволжье было присоединено к России. Волга стала русской рекой, что повлекло за особой развитие экономических связей со странами Востока. Начинается продвижение России за Урал в Сибирь, а так же начинается сближение с народами Кавказа. Так в 1558 г. правители Кабарды признали власть российского царя, и на Тереке стало формироваться казачье войско

Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке.

Следующим этапом продвижение России на Восток стало покорение Сибири. Обычно этот сюжет связывают с Ермаком Тимофеевичем, но покорение  Ермака Сибирского ханства не было первым военным походом за Урал. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь.

6 апреля 1579 г., большой отряд волжских казаков, был нанят на службу крупнейшими русскими солепромышленниками Строгановыми. Большинство современных ученых вслед за владычным дьяком Саввой Есиповым, сочинившим «летопись Сибирское царство и княжение, и о взятии, и Тоболске граде» (1636 г.), определяет численность «дружины» Ермака в 540 человек.[136]

Владения Строгоновых, располагавшихся на востоке, периодически грабили сибирские татары, ханты и манси. Казачье войско, во главе с Ермаком Тимофеевичем, Строгановы на завоевание. Количество нанятых купцами казаков было (оно заметно превосходило число, например, всех гребенских и терских казаков), однако Строгановы еще больше увеличили его за счет собственных отрядов. 1 сентября 1581 г. в поход за Уральские горы выступило около 1500 воинов, вооруженных самым современным для того времени оружием, в том числе семипяденными пищалями и испанскими аркебузами. Кроме Ермака казачью армию возглавляли атаманы Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан,  Матвей Мещеряк. [137]

Первая встреча казаков и подданных Кучума произошла на территории современной Свердловской области. Казаки были встречены стрелами из луков, в ответ полетели ядра из пушек. Была захвачена столица в нынешней Тюменской области.

Во главе Сибирского ханства находился Кучум, власть в совей стране он поддерживал жестокими методами. Поэтому многие местные народы и в том числе сами татары  переходили под власть Ермака и русского царя добровольно.  

Закаленное в боях с ногайцами, казачье войско сравнительно легко сломило сопротивление сибирских татар и разгромило Орду Кучума. На завоеванных в Западной Сибири территориях стали возникать русские города и остроги, гарнизоны которых состояли преимущественно из служилых казаков. Первой столицей русской Сибири стал Тобольск, где в 1638 г. было 102 конных и 525 пеших казаков, а в 1651 г. 109 конных и 368 пеших казаков, не считая казаков так называемого «литовского списка», которые несли службу вместе с иноземцами. [138]

Продвижение Ермака в Сибирь привело к успешным для Московского царства результатам.  Войска  Кучума были разбиты, его столица занята. Кучум бежал и долгое время пытался безуспешно вернуть себе власть. Подчинявшиеся ранее ханству племена ханты и манси принесли присягу царю и стали давать «ясак» новой власти. Ермак в 1582 г. отправил послов к царю во главе с доверенным лицом Иваном Кольцо. Доехавший через год посол рассказал  Ивану Грозному о покорении Сибири. В помощь казакам  был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов.[139] Отряд добрался до Ермака только в ноябре 1584 г. по разным причинам (холод отсутствие продовольствия, постоянные стычки с кучумцами) к весне 1585 г. отряд Ермака сократился вдвое.  

3 августа 1585 г. атаман Ермак погибает с полусотней бойцов на речке Вагае. После получения сведений о смерти Ермака остатки казаков собрались вместе и решили вернуться в родные края, под руководством атамана Мещеряка.

После этого пода началось заселение Сибири русскими первопроходцами, которые несли не только русскую культуру и быт, но и религиозные воззрения о распространении православия на Восток.

В результате появились новые остроги: в 1619 г. Енисейский, в 1628 г., Красноярский и в 1632 г. Саянский. В центре острогов всегда стояла церковь которая несла и распространяла все духовные идеи православия.

К концу XVII в. русская цивилизация столкнулось с иной конфуцианно-китайской цивилизацией на Амуре.  В 1651 г. первопроходец Хабаров основывает на Амуре крепость, а в 1689 г. был заключен первый русско-китайский Нерчинский договор.  Последующее освоение Дальнего Востока проходило в XVII в.

В итоге к концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»

 

Заключение

На основании представленных нами фактов можно сделать вывод, о том, что в связи с изменениями общественного сознания и политического развития историческая наука нашей страны стала проявлять повышенный интерес к теме идеологии московского царства. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России.

Развитие  общественного сознания и главенство политической сферы направили историческую науку нашей страны на изучение проблемы «Москва- Третий Рим». Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на развитие государственности,  становится главной  темой в изучении истории русского средневековья.

Историографические работы по проблематике общественной мысли до XX века являются чрезвычайно редкими, единичными. Изучение отечественной историографией влияния идеи «Москва-третий Рим»  более активно начинает осуществляется с XX века. В российской историографии существуют множество определений словосочетания «Москва - третий Рим»: идея, теория, концепция. Все эти данные понятия применимые к концу XV-начала XVII вв.

Теория особого избрания Богом народа или страны для защиты веры или даже для продвижения религиозного учения другим нациям, была глубоко распространена с древности. С принятием христианства Древней Русь в 988 г. стали проникать и развиваться идеи об особом положении русского народа в мире, как народа, одаренного православной веры.

Духовные потомки византийцев – православные славяне, воспринявшие идею о продолжающейся священной истории с правом перемещения ее центра, пришли к итогу, что после падения двух Римов - Третий Рим – Москва – будет стоять до кончины века как новое продолжение всемирной империи. В 1523 г. Псковский старец Филофей пишет свое послание Василию III, где было впервые сформулированы основные идеи теории «Москва – третий Рим». Эта мысль укоренилась и развилась на русской почве в силу нескольких объективно сложившихся условий и значимых, ключевых исторических событий: собирание русских земель вокруг Москвы с XIV в., освобождение от ордынского ига в 1480г., Флорентийской унии в 1439 г. и падения Константинополя в 1453 г.  

Процесс окончательного закрепления автокефалии русской церкви, начавшийся в 1448 г. был  завершен уч­ре­ж­де­нием пат­ри­ар­ше­ст­ва в 1589 году при Федоре Иоановиче. Начинается этап трансформации идеи «Москва – третий Рим» от резкого отрицания византийского влияния к мысли, что русская православная церковь является легитимной правопреемницей Римско-Византийского наследия.

На протяжении XVI в. идея «Москва – третий Рим» воплощалась как в расширении территории государства, так и в утверждении и признании царского титула другими государствами. Следующим этапом ее существования, будет двуединство правления царя и патриарха.

С приходом к власти Романовых начинается новый этап взаимоотношений церкви и государства, как одно из проявлений идеи «Москва – третий Рим». Тогда же в Московском царстве и появилось понятие «симфония властей». Центральное место в «симфонии власти» занимают русский государь и русский патриарх, которые объединяются для совместного построения государственно-церковного механизма и укоренения его в рамках русской цивилизации, ярким примером этого было правление царя Михаила Романова совместно со своим отцом патриархом Филаретом.

Вместе с идеей «Москва - третий Рим» в XVII веке поя­ви­лись теории, внеш­не её на­по­ми­нав­шие, но несущие другой смысл. Например: концепция славянского единства. Данная концепция отражает изменения во внеш­не­й по­ли­тике того времени: объяснение главенство Русского государства и Мо­ск­вы в пра­во­слав­ном ми­ре, обоснование переноса ду­хов­но­го на­сле­дия хри­сти­ан­ско­го Вос­то­ка в Мо­ск­ву, сохранения хри­сти­ан­ских свя­тынь и чис­то­ты пра­во­славной веры.

К середине XVII в. для русской теологической мысли, было намечено продвижение провиденциалистской идеи в основу, уже практически, имперской идеологии и политики. В итоге, ко времени начала царствовании Алексея Михайловича Романова, идея «Москва – третий Рим» стала превращаться из религиозго-историософской в официальную геополитическую доктрину. Одним из итогов вмешательства государства в дела церкви, стал раскол середины XVII в.

С конца XV в. процесс собирания русских земель вокруг Москвы практически завершился, и православные правители обратили свой взор на западные земли, когда-то потерянные предками. Иван III Великий поставил задачу присоединить все восточнославянские земли, опираясь на духовно-политическую идею «Москва – Третий Рим». Все русское общество, и внутри Московского государства и за его пределами, разными способами поддерживали эту цель.

В итоге всех действий московских правителей к середине XVI века в соответствии с идей «Москва – Третий Рим», разными способами, в том числе опираясь на единство веры, присоединили территории бывшей Древней Руси в одно православное единое централизованное государство во главе с царем.

После этого начался этап расширения Московского государства на Восток и юг, в ходе которого пришлось бороться с осколками Золотой орды.

В итоге продвижения русского царства на Восток  все Среднее Поволжье было присоединено к России. Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке, которое продолжилось в ходе покорения Сибири.

К концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»

 

Список источников

1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

2. Временник Ивана Тимофеева/ Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с.

3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.

5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. -  735 с.

6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с.

7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с.

8. Книга пророка Даниила. 11:44.

9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с.

11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1.

12.  Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с.

13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956;

14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с.

15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с.

16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.

 

 

Список литературы

1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с.

2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с.

3. Бердяев. Н.А.

4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с.

5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис.... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с.

6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с.

7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с.

8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с.

9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с.

10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с.

11. Дья­ко­нов М. А. Власть мо­с­ков­ских го­су­да­рей: Очерк из ис­то­рии по­ли­ти­че­ских идей древ­ней Ру­си до кон­ца XVI в. СПб., 1889;

12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.

 

13.   Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.

14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с.

15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с.

16.  Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с.

17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с.

18.  Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с.

19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с.

20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с.

21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с.

22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с.

23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с.

24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3.

25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. –  9 с.

26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с.

27. Кап­те­рев Н. Ф. Ха­рак­тер от­но­ше­ний Рос­сии к пра­во­слав­но­му Вос­то­ку в XVI и XVII сто­ле­ти­ях. 2-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1914;

28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г.  301 с.

29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12;

30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство». 1999 г. No 3;

31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.

32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с.

33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с.

34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с.

35.  Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с.

36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с.

37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.

38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с.

39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001.

40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8.  -  31-38 с.

41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с.

42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с.

43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с.

44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с.

45. Ма­ли­нин В. Н. Ста­рец Елеа­за­ро­ва мо­на­сты­ря Фи­ло­фей и его по­сла­ния. К., 1901;

46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с. 

47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с.

48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987;

49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. –  700 с.

50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999.

51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с.

52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с.

53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с.

54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с.

55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001;

56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: