В 1547 г. идея «Москва - Третий Рим» воплощается в том, что Иван IV Васильевич принимает титул «царя». Молодой правитель, опираясь на своих сподвижников из «Избранной Рады», проводит ряд реформ, в том числе изменяя порядок службы поместного войска. Формируются стрелецкие и казацкие войска, на службу принимаются иностранные офицеры. Тогда же было упорядочено управление вооруженными силами, в дополнение к Разрядному и Поместному приказами, созданы Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Каменных дел и другие приказы. Располагая более многочисленной и лучше организованной армией, правительство приступило к покорению Северного и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Западной Сибири.[130] Помимо военной подготовки, религиозные деятели русской православной церкви поддерживали завоевательные походы на Восток, с одной стороны опираясь на идею «Москва – третий Рим», с другой помня иго Орды. Вот как говорит об этой ситуации М.Г. Худяков: «Духовенство, бывшее самой образованной частью русского общества, тяжелее всего переживало гнет татарского ига и больше всего скорбело о нем в проповедях, поучениях, летописях, житиях и прочих произведениях своей мысли, несмотря на то, что в материальном отношении духовенству жилось при татарах легко, сравнительно с остальной частью народа. Для духовенства казанцы были теми же ненавистными «безбожными», «погаными» татарами, которые наложили на русских татарское иго, и как только русский народ почувствовал свою силу, в среде духовенства возникла мысль о мести и о борьбе с иноверцами-мусульманами».[131] Некоторые историки считают, что с 1542 по 1553 все важные государственные дела в стране решались с позволения высшего церковного духовенства, во главе с Макарием. Так перед походом 1550 года царь «совет сотворяет со отцем своим Макарием митрополитом»: перед началом похода «Макарей митрополит да владыка Крутицкий Савва с своим собором приехали в Володимер, и царя великого князя Ивана Васильевича митрополит благословил на земское дело итти, на клятвопреступников казанцев»; перед армией митрополит произносит речи — «поучает и благословляет митрополит бояр и воевод я князей всех людей воинства царева».[132]
|
|
Летом 1552 г. начался третий поход русского войска на Казань. Во главе войска встал Иван IV Грозный. В августе 1552 г. началась осада города. В подкрепление к русским войскам под осажденную Казань прибыла армия донских казаков, военно-служилого сословия Приазовья, стороживших южные границы Русского государства. Город был захвачен в октябре 1552 г.
Перед генеральным штурмом Казани, намеченным на воскресенье 2 октября, Иван IV еще раз предложил жителям города сдаться. На что они ответили: «Не бьем челом! На стенах Русь, на башне Русь – ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся».[133] Было потно, что без кровопролития не обойдется. Иван обратился к воинам со словами: «Я с вами сам пришел. Лучше мне здесь умереть, нежели жить и видеть за свои грехи Христа хулимого и поруганных мне от Бога христиан, мучимых от безбожных казанцев».[134] После страшная бойни 2 октября Казань была взята. Иван IV приказал брать в плен брать только женщин и детей, а всех мужчин уничтожить. Все высшие сановники страны поздравляли Ивана IV, в том числе князь Владимир Андреевич говорил: «Радуйся, царь православный, божиею благодатию победивший супостатов! Будь здоров на многие лета на Богом дарованном тебе царстве Казанском! Ты по Боге наш заступник от безбожных агарян; тобою теперь бедные христиане освобождаются навеки и нечестивое место освящается благодатию».[135] Последний казанский хан Ядигар-Магмет был крещен и получил имя Симеон Касаевич. Он стал хорошим верноподданным Ивана IV Грозного, получив во владении Звенигород, и воевал на стороне России против Запада.
|
|
Еще одним из итогов штурма Казани было освобождение множества русских пленников, которые получили свободу. Победа над Казанским ханством была воплощена и в архитектуре. В 1561 г. русские мастера Барма и Постник возвели Покровский собор более известный как храм Василия Блаженного в Москве. В течение пяти лет Русскому государству пришлось подавлять остатки сопротивления в Казанском ханстве. Затем последовало присоединение Башкирии, а в 1556 г. – и Астрахани.
Астраханское ханство было слабым из-за внутренних противоречий. В нем существовало две партии: одни тяготели к Москве, возглавляемые князем Исмаилом, другие во главе с ханом Дервиш-Али, тяготели к крымскому ханству. После того как сторонники крымского хана выгнали из Астрахани русского посла, Иван Грозный послал туда стрельцов и казаков. Серьезного противостояния русскому царю, как Казанское ханство, Астрахань дать не могла. После этого события Ногайская орда, перемещавшаяся в Заволжье, признала Ивана Грозного своим правителем.
В итоге все Среднее Поволжье было присоединено к России. Волга стала русской рекой, что повлекло за особой развитие экономических связей со странами Востока. Начинается продвижение России за Урал в Сибирь, а так же начинается сближение с народами Кавказа. Так в 1558 г. правители Кабарды признали власть российского царя, и на Тереке стало формироваться казачье войско
Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке.
Следующим этапом продвижение России на Восток стало покорение Сибири. Обычно этот сюжет связывают с Ермаком Тимофеевичем, но покорение Ермака Сибирского ханства не было первым военным походом за Урал. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь.
6 апреля 1579 г., большой отряд волжских казаков, был нанят на службу крупнейшими русскими солепромышленниками Строгановыми. Большинство современных ученых вслед за владычным дьяком Саввой Есиповым, сочинившим «летопись Сибирское царство и княжение, и о взятии, и Тоболске граде» (1636 г.), определяет численность «дружины» Ермака в 540 человек.[136]
Владения Строгоновых, располагавшихся на востоке, периодически грабили сибирские татары, ханты и манси. Казачье войско, во главе с Ермаком Тимофеевичем, Строгановы на завоевание. Количество нанятых купцами казаков было (оно заметно превосходило число, например, всех гребенских и терских казаков), однако Строгановы еще больше увеличили его за счет собственных отрядов. 1 сентября 1581 г. в поход за Уральские горы выступило около 1500 воинов, вооруженных самым современным для того времени оружием, в том числе семипяденными пищалями и испанскими аркебузами. Кроме Ермака казачью армию возглавляли атаманы Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк. [137]
|
|
Первая встреча казаков и подданных Кучума произошла на территории современной Свердловской области. Казаки были встречены стрелами из луков, в ответ полетели ядра из пушек. Была захвачена столица в нынешней Тюменской области.
Во главе Сибирского ханства находился Кучум, власть в совей стране он поддерживал жестокими методами. Поэтому многие местные народы и в том числе сами татары переходили под власть Ермака и русского царя добровольно.
Закаленное в боях с ногайцами, казачье войско сравнительно легко сломило сопротивление сибирских татар и разгромило Орду Кучума. На завоеванных в Западной Сибири территориях стали возникать русские города и остроги, гарнизоны которых состояли преимущественно из служилых казаков. Первой столицей русской Сибири стал Тобольск, где в 1638 г. было 102 конных и 525 пеших казаков, а в 1651 г. 109 конных и 368 пеших казаков, не считая казаков так называемого «литовского списка», которые несли службу вместе с иноземцами. [138]
Продвижение Ермака в Сибирь привело к успешным для Московского царства результатам. Войска Кучума были разбиты, его столица занята. Кучум бежал и долгое время пытался безуспешно вернуть себе власть. Подчинявшиеся ранее ханству племена ханты и манси принесли присягу царю и стали давать «ясак» новой власти. Ермак в 1582 г. отправил послов к царю во главе с доверенным лицом Иваном Кольцо. Доехавший через год посол рассказал Ивану Грозному о покорении Сибири. В помощь казакам был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов.[139] Отряд добрался до Ермака только в ноябре 1584 г. по разным причинам (холод отсутствие продовольствия, постоянные стычки с кучумцами) к весне 1585 г. отряд Ермака сократился вдвое.
|
|
3 августа 1585 г. атаман Ермак погибает с полусотней бойцов на речке Вагае. После получения сведений о смерти Ермака остатки казаков собрались вместе и решили вернуться в родные края, под руководством атамана Мещеряка.
После этого пода началось заселение Сибири русскими первопроходцами, которые несли не только русскую культуру и быт, но и религиозные воззрения о распространении православия на Восток.
В результате появились новые остроги: в 1619 г. Енисейский, в 1628 г., Красноярский и в 1632 г. Саянский. В центре острогов всегда стояла церковь которая несла и распространяла все духовные идеи православия.
К концу XVII в. русская цивилизация столкнулось с иной конфуцианно-китайской цивилизацией на Амуре. В 1651 г. первопроходец Хабаров основывает на Амуре крепость, а в 1689 г. был заключен первый русско-китайский Нерчинский договор. Последующее освоение Дальнего Востока проходило в XVII в.
В итоге к концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»
Заключение
На основании представленных нами фактов можно сделать вывод, о том, что в связи с изменениями общественного сознания и политического развития историческая наука нашей страны стала проявлять повышенный интерес к теме идеологии московского царства. Современная ситуация требует четкого формулирования новой идеологии России.
Развитие общественного сознания и главенство политической сферы направили историческую науку нашей страны на изучение проблемы «Москва- Третий Рим». Развитие общественно-политической мысли и ее влияние на развитие государственности, становится главной темой в изучении истории русского средневековья.
Историографические работы по проблематике общественной мысли до XX века являются чрезвычайно редкими, единичными. Изучение отечественной историографией влияния идеи «Москва-третий Рим» более активно начинает осуществляется с XX века. В российской историографии существуют множество определений словосочетания «Москва - третий Рим»: идея, теория, концепция. Все эти данные понятия применимые к концу XV-начала XVII вв.
Теория особого избрания Богом народа или страны для защиты веры или даже для продвижения религиозного учения другим нациям, была глубоко распространена с древности. С принятием христианства Древней Русь в 988 г. стали проникать и развиваться идеи об особом положении русского народа в мире, как народа, одаренного православной веры.
Духовные потомки византийцев – православные славяне, воспринявшие идею о продолжающейся священной истории с правом перемещения ее центра, пришли к итогу, что после падения двух Римов - Третий Рим – Москва – будет стоять до кончины века как новое продолжение всемирной империи. В 1523 г. Псковский старец Филофей пишет свое послание Василию III, где было впервые сформулированы основные идеи теории «Москва – третий Рим». Эта мысль укоренилась и развилась на русской почве в силу нескольких объективно сложившихся условий и значимых, ключевых исторических событий: собирание русских земель вокруг Москвы с XIV в., освобождение от ордынского ига в 1480г., Флорентийской унии в 1439 г. и падения Константинополя в 1453 г.
Процесс окончательного закрепления автокефалии русской церкви, начавшийся в 1448 г. был завершен учреждением патриаршества в 1589 году при Федоре Иоановиче. Начинается этап трансформации идеи «Москва – третий Рим» от резкого отрицания византийского влияния к мысли, что русская православная церковь является легитимной правопреемницей Римско-Византийского наследия.
На протяжении XVI в. идея «Москва – третий Рим» воплощалась как в расширении территории государства, так и в утверждении и признании царского титула другими государствами. Следующим этапом ее существования, будет двуединство правления царя и патриарха.
С приходом к власти Романовых начинается новый этап взаимоотношений церкви и государства, как одно из проявлений идеи «Москва – третий Рим». Тогда же в Московском царстве и появилось понятие «симфония властей». Центральное место в «симфонии власти» занимают русский государь и русский патриарх, которые объединяются для совместного построения государственно-церковного механизма и укоренения его в рамках русской цивилизации, ярким примером этого было правление царя Михаила Романова совместно со своим отцом патриархом Филаретом.
Вместе с идеей «Москва - третий Рим» в XVII веке появились теории, внешне её напоминавшие, но несущие другой смысл. Например: концепция славянского единства. Данная концепция отражает изменения во внешней политике того времени: объяснение главенство Русского государства и Москвы в православном мире, обоснование переноса духовного наследия христианского Востока в Москву, сохранения христианских святынь и чистоты православной веры.
К середине XVII в. для русской теологической мысли, было намечено продвижение провиденциалистской идеи в основу, уже практически, имперской идеологии и политики. В итоге, ко времени начала царствовании Алексея Михайловича Романова, идея «Москва – третий Рим» стала превращаться из религиозго-историософской в официальную геополитическую доктрину. Одним из итогов вмешательства государства в дела церкви, стал раскол середины XVII в.
С конца XV в. процесс собирания русских земель вокруг Москвы практически завершился, и православные правители обратили свой взор на западные земли, когда-то потерянные предками. Иван III Великий поставил задачу присоединить все восточнославянские земли, опираясь на духовно-политическую идею «Москва – Третий Рим». Все русское общество, и внутри Московского государства и за его пределами, разными способами поддерживали эту цель.
В итоге всех действий московских правителей к середине XVI века в соответствии с идей «Москва – Третий Рим», разными способами, в том числе опираясь на единство веры, присоединили территории бывшей Древней Руси в одно православное единое централизованное государство во главе с царем.
После этого начался этап расширения Московского государства на Восток и юг, в ходе которого пришлось бороться с осколками Золотой орды.
В итоге продвижения русского царства на Восток все Среднее Поволжье было присоединено к России. Российское государство стало развиваться как многонациональное государство, где в основном мирным способом, через переселенцев распространялось православие, русская культура, традиции и быт. Начинается воплощение идеи «Москва – Третий Рим» на Востоке, которое продолжилось в ходе покорения Сибири.
К концу XVII в. одним из проявлений идеи «Москва – Третий Рим» стало распространение власти православного царя на Восток и включение территории Сибири в сферу влияния православия. Местные народы стали знакомиться с русской культурой, бытом, ценностями и верой. Русская православная церковь так же стала осваивать эти территории строя здесь церкви, монастыри и скиты, распространяя в основном мирными способами элементы русской цивилизации, заложенной идей «Москва – Третий Рим»
Список источников
1. Аристотель. Соч: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
2. Временник Ивана Тимофеева/ Подгот. к печати, пер. и коммент. O.A. Державиной; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951 г. - 521 с.
3. Государственная печать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
4. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.
5. Крижанич Ю. Политика. — М., 1965. - 735 с.
6. Олеарий А. «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», 1996г. - 386 с.
7. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. — М.: Российские семена, 1996. — 480 с.
8. Книга пророка Даниила. 11:44.
9. Повесть временных лет». Москва – Ленинград, 1950. Том 1-й.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. I. 1649—1825 годы. – 1071 с.
11. Российский государственный архив древних актов. Ф. 32. Сношение России с Австрией и Германской империй. Оп.3. № 4. Л. 1.
12. Русская социально-политическая мысль. XI - XVII вв. Хрестоматия / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. – М.: Издательство Московского университета, 2011. — 728 с.
13. Пересветов И. Соч. М.; Л., 1956;
14. Послание старца Филофея великому князю Василию III о содомском блуде// Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. Конец XV – первая половина XVI века. – СПб.: Наука, 2006. — 566 с.
15. Царский и Императорский титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. М.: Терра, 2001. — 40 726 с.
16. Чин наречения и поставления на патриаршеский российский престол преосвященного Филарета Никитича, Ростовского митрополита // Древняя российская вивлиофика. — Изд. 2-е. — М.: 1788. — Т. 6.
Список литературы
1. Баталов А.Л. Гроб Господен в замысле «святая святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М., 1994 г. – 171 с.
2. Бердяев. Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь. — 1925. — № 1. — 31-52 с.
3. Бердяев. Н.А.
4. Волков В. А. Войны и войска Московского государства (конец XV — первая половина XVII вв.). — М.: Эксмо, 2004. — 572 с.
5. Гухман С.Н. Сказания о даре шаха Аббаса России: Автореф. дис.... канд. филол. наук. АН СССР. ИРЛИ. — Л., 1973. — 18 с.
6. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа) 1974 г. - 29 с.
7. Гольдберг А.Л. Идея «Москва — Третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVIв. Л., 1983. Т. 37. - 11 с.
8. Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. – 466 с.
9. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955г. - 115 с.
10. Дмитриева Р.П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. – 14 с.
11. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерк из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889;
12. Живов В. М. «Круглый стол: 1000-летие христианизации Руси». «Советское славяноведение». №6, 1988.
13. Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.
14. Зернов Н. Москва — третий Рим // Лондон. Путь. 1936 г. No 51. 13-18 с.
15. Зимин А.А. «Сказание о князьях владимирских» М.; Л., 1955 // Исторический архив. 1956 г. – 215 с.
16. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории первой трети XVI в.). М., 1972 г. – 497 с.
17. Зимин А.А Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 1982 г. - 333 с.
18. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982 г. – 194 с.
19. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. – 200 с.
20. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль периода сословно-представительной монархии (середина XVI— середина XVII в.) // История политических и право-вых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986 г. - 33 с.
21. Золтан А. К предыстории русск. «государь» // Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь / Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн. 1. 590 с.
22. Иванов А.Б. Третий Рим: Русь в XIV—XVII веках. М., 1996 г. – 126 с.
23. Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Изд-во МГУ, 1997. – 384 с.
24. Каган М.Д. Сказания о даре шаха Аббаса // СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3.
25. Казакова Н.А. Максим Грек в советской историографии // ВИ. 1973. No 5. – 9 с.
26. Казакова Н.А. Проблемы русской общественной мысли конца XV— первой трети XVI в. в советской историографии. 1987 г. No 1. – 9 с.
27. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914;
28. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М. 1996 г. 301 с.
29. Каравашкин А.В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. 1998. No 11—12;
30. Каравашкин А.В. Московская Русь и «Ромейское царство». 1999 г. No 3;
31. Карташев А. «Судьбы Святой Руси». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
32. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 100 с.
33. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича / Пред. Г. А. Леонтьевой. — М., 2000г. – 260 с.
34. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. М., 1994 г. - 256 с.
35. Кудрявцев М.П. Третий Рим // Три Рима / Сост. Н.Н.Лисовой, Т.А.Соколова. М., 2001 г. 463 с.
36. Кузьмин А.Г. Публицистика и общественная мысль // Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. – 448 с.
37. Карташев А. «Православие в его отношении к историческому процессу». «Церковь. История. Россия». Издательство «Пробел», М., 1996.
38. Лакиер А. Б. История титула государей России // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1847. — Т. LVI, № 11. – 314 с.
39. Левшун Л. В. «История восточнославянского книжного слова 11 – 17 вв.». Минск: «Экономпресс», 2001.
40. Лихачев Д.С. К вопросу о теории Русского государства в конце XV и в XVIв. // Исторический журнал. 1944 г. No 7—8. - 31-38 с.
41. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси: Очерки из области русской литературы IX—XVII вв. М.; Л., 1945. – 119 с.
42. Лихачев Д.С. Литература «государственного устроения» (середина XVI века) // Памятники литературы Древней Руси: Cередина XVI века. М., 1985. – 5-16 с.
43. Лурье Я.С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана Грозного // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. - 522 с.
44. Лурье Я.С. От Древнего Рима до России XX в.: преемственность имперской традиции // Общественные науки и современность. 1997. No 4. 123-133 с.
45. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К., 1901;
46. Неволин Ю.А. Влияние идеи «Москва — третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. М., 1996. Вып. 1. - 15 с.
47. Нечкина М.В. Очерки истории исторической науки в СССР / Под ред. М.Н.Тихомирова, М.А.Алпатова, А.Л.Сидорова. М., 1955. Т. 1. - 689 с.
48. Опарина Т.А. Просветитель Литовский — неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987;
49. Павлов-Сильванский Н.П.. Феодализм в удельной Руси, 1910. – 700 с.
50. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль IX—XVII вв. М., 1999.
51. Питолина Р.П. К вопросу об официальных политических идеях русского централизованного государства («Сказание о князьях владимирских»): Автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1953 г. – 15 с.
52. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. – 336 с.
53. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник русской государственной идеологии XVII в. (к постановке вопроса) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. - 13 с.
54. Поздеева И.В. Историко-культурное значение деятельности Московского Печатного двора в первой половине XVII века // Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В., Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг. – М., 200. - 40 с.
55. Поздеева И.В. Московский Печатный двор — факт и фактор русской культуры 1618—1652 гг.: От восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М., 2001;
56. Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. 2. – 36 с.