Развитие идеи «Москва – третий Рим» и венчание на царствование Иоанна IV

Как известно в 1523 г. Псковский старец Филофей пишет свое послание Василию III, где было впервые сформулированы основные идеи теории «Москва – третий Рим»[96]. Главными тенденциями развития российского государства при Василии III и Иоанне IV Грозном, было усиление самодержавия и расширение территории. У церкви и у государства было разное видение и применение идеи «Москва — Третий Рим» на практике:  если церковь склонялось к эсхатологическим провиденциальным формам воплощения этой идеи, то государство видело в ней политическую программу, связанную духовно и исторически с Византией, которая бы привела к созданию третьей империи, обосновав теоретически этот процесс экспансии. Концепция, что Русь это  «Третий Рима», была создана как главная идея Московского государства, без сомнения стремилась к продвижению своих национальных особенностей, захватывая в эту сферу и другие православные страны, а так же проникая на территории, где отсутствует православие, и распространены другие религии. По мнению сторонников этой концепции, все эти действия по распространению православия освящены Богом и поэтому являются правоверными.

В рамках идеологии «Святой Руси»[97]  и  «Третьего Рима», параллельная жизнь  разных проявлений этих идеи,  могло привести к конфликту как между церковью и государством, так и с другими государствами. Еще одной стороной разных толкований этой идеи было усиливающееся давление государства на общество. Среди русского народа были широко распространены легенды о «Святой Руси», дающие право человеку бежать от государства. В понятии «Святая Русь» можно увидеть два уровня: материальный и духовный. Покидая определенную территорию, беглецы несли в себе искру русской культуры и соответственно переносили «Святую Русь» на то место где обосновывались. Геополитические и географические условия существования Руси привели к необходимости поощрения миграции населения со стороны властей в отдаленные территории страны, что соответствовало созданию империи «Третьего Рима». Если переселенцы опять вступали в конфликт с государством, то они старались бежать в другие земли, где они вскоре опять оказывались под государственной юрисдикцией. Таким образом, происходило материальное освоение новых территорий и на них распространялось духовное понятие «Святая Русь».

Эсхатологические представления церкви идеи «Москвы — Третьего Рима» в совокупности с государственно-территориальной экспансии привели к распространению религиозно-культурных традиций. Вместо основания городов и сел, для освоения территории, первоначально строились монастыри, скиты, церкви. Основания церквей и монастырей, показывало, что здесь распространяется русская культура и быт. Вот как этот процесс колонизации описывал С.В.Лурье: «Массы сильно желали распространения церквей, но это были русские массы, они хотели удовлетворить свои собственные духовные потребности. Это не образ воинствующей церкви, которая сопровождалась бы миссией: проповедью и катехизацией».[98] Этим русская православная церковь отличалась от латинского Запада и мусульманского Востока, которые свои религиозные идеи распространяли огнем и мечем.

Культурные и бытовые новшества вносимы русскими, на вновь заселенных территориях, не всегда делали это место Россией, окончательно эта территория входила в состав русской цивилизации, когда здесь появлялась церковь. Форма внедрения православия среди других народов была перенята Россией от Византии. В Росси, как и в Византии, не было стремления государства насильно распространить свою веру на другие народы. Обычно эту миссию осуществляли монахи, и если дело было успешно, то тогда государство оказывало определенную поддержку в виде контроля и охранения.

В России монашество предполагало уход от светского мира, подальше от соблазнов, а вовсе не с целью распространить православие, но в итоге скиты и монастыри, становились центрами культуры, философии и религии. Целью  российского государства, было расширение своих территорий и закрепления на них, а целью русской церкви было распространения православие среди местных народов. Этот процесс начался еще при Василии III и усиленно продолжился при Иване IV Грозном, когда территория государства увеличилась вдвое, с включение в состав Московского царства осколков Золотой Орды в виде: Казанского, Астраханского и Сибирского ханства.

К концу XV века, уже Иван III Великий иногда именовал себя царем. После освобождения от ордынского ига и создания единого централизованного государства, его дело продолжил сын Василий III и внук Иван IV Грозный. Трансформация русского государства и власти привела к изменению титулатуры русского монарха. К «Великому князю» и «Государю» добавляется титул «Царя». Как известно данное событие произошло 16 января 1547 г. во время церемонии венчания на царство Ивана IV Грозного.

Перед тем как жениться, Иван IV решил  «исполнить древний обряд предков его и венчаться на царство».[99] Некоторые исследователи склоняются к мнению, что молодой Иван вряд ли мог самостоятельно настоять на этом обряде. Вероятнее всего, именно митрополит Макарий и придумал этот обряд и настоял на том, чтобы Иван принял титул царя. Есть и другие мнения исследователей, о том,  что сам Иван на этом настоял, так как хотел главенствовать среди всех боярских родов. Кроме того, как говорилось выше, царский титул уже применялся московскими правителями, и Ивану об этом было известно. В 1498 г. Иван III Великий впервые в российской истории проводит обряд венчания на царство своего внука Дмитрия. Как описывал Ключевский это событие: «Из византийских коронационных обрядников, – поясняет Ключевский, – выбрали подходящие церемонии, дополнили их подходящими к случаю подробностями и составили «чин» поставления Димитрия Ивановича на великое княжение, дошедший до нас в современной рукописи. Венчание происходило в Успенском соборе в 1498 г. Великий князь-дед возложил на великого князя-внука шапку, венец и бармы, оплечье, широкий отложной воротник. Во время венчания митрополит, обращаясь к деду, называл его «преславным царем самодержцем».[100] Но вскоре Дмитрий попадает в опалу, а Иван III назначает наследника престола своего сына от Софьи Палеолог будущего Василия III.

В дипломатической переписке с другими правителями Иван все же не именовал себя  царем перед иноземными государями. Впервые упоминание московского правителя как царя, происходит 4 августа 1514 г. во время попытки подписать договор императором Священной Римской империи Максимилианом I с Василием III против Польши. В «Грамоте императора Священной Римской империи Максимилиана I  к Великому князю московскому Василию III об условиях союза между государствами» московского  правителя назвали не просто великим князем, а императором (цезарем, т.е. царем).[101]  

Но окончательно в титулатуру московских государей вошло «царь» и «помазанник Божий» при Иване IV.  14 января 1547 года, после службы в Успенском соборе, все высшие сановники страны были приглашены к великому князю, объявившему им о будущем обряде: «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть». [102]

Во время самого обряда митрополит Макарий, чтобы усилить значение этого события, возложил на царя - крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха. Возведение Ивана Грозного в цари  сравняло его с римскими цезарями - «императорами», а московское государство  сравнилось с Римской империи,  следовательно,  Русь из княжества трансформируется в Русское царство, а Москва становится центром православия, как Рим является центром католичества. Кроме того,  во время обряда был еще один момент - помазание миррой, что по религиозному понятию означало   «избранный Богом».  Церковь, в лице митрополита Макария, хотела добиться нескольких итогов: с одной стороны усилить православие в единственной крупной независимой стране, с другой стороны  влиять на государственные дела при молодом правителе. Иностранные государства, какой-то период времени не признавали титул русского царя, так как обряд совершил, ни константинопольский патриарх, ни папа Римский, а русский митрополит. С 1554 г. титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Католические страны долгое время не признавали этот титул, потому что считали, что Священная империя может быть только одна. Долгое время российская дипломатия боролась за признание Ивана IV царем Речью Посполитой.  В 1561 г. русский царь получает соборную «Утвердительную грамоту», освященную патриархом константинопольским Иосифом, в которой был описан «чин венчания на царство».[103] В 1576 г. император Максимилиан II направил Ивану Васильевичу послание, в котором предложил ему титул «всходного восточного» цесаря.[104] Ивана IV отказывается от правления в Греции и требует признания своего титула, Максимилиан II соглашается. После этого большинство монархов в Европе признают в лице Ивана IV царя.

Таким образом, на протяжении XVI в. идея «Москва – третий Рим» воплощалась как в расширении территории государства, так и в утверждении и признании царского титула другими государствами. Следующим этапом ее существования, будет двуединство правления царя и патриарха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: