Модульное проектирование в дизайне и изготовлении художественных интерьерных изделий

Дизайн-проектирование имеет большое количество направлений, в каждом из них проявляется модульный принцип формообразования этот принцип один из наиболее значимых для данного вида деятельности, часто определяющий внешний облик и конструктивное решение дизайнерских продуктов и используется во всех его отраслях для решения широкого спектра проектных задач.

Модульное формообразование ведет к унификации элементов, столь важной для промышленного производства, единству пластики и целостности визуального образа формы, гармонизации пропорциональных отношений.

Модульное формообразование основано на общих принципах с еще одним методом дизайнерского формообразования – комбинаторикой, в некоторых ситуациях являясь ее полным аналогом или частным случаем, комбинаторика определяется как метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разно вариантного изменения пространственных, конструктивных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Комбинаторика модульных элементов в графическом дизайне активно используется для цвет фактурного обогащения, орнаментации формы. Это направление комбинаторики предлагается называть формально-образным. [22]

Дизайн-проектирование имеет множество направлений, в каждом из которых реализуется модульный принцип формообразования — один из наиболее характерных для данного вида деятельности, часто определяющий внешний вид и конструктивное решение продуктов дизайна. Современный этап развития массового индустриального производства характеризуется технологиями, для которых закономерна унификация, тогда как потребители ждут оригинальной и разнообразных продукции. Поэтому дизайнеры широко используют метод модульности элементов. [23]

При этом, как в конструкторе, из простых форм составляется ряд новых, более сложных, отвечающим разным функционалом требованиям.

Целью нашей работы является определение специфики применения модульного принципа формообразования в дизайне. Это позволит увидеть, насколько последовательно и полно воплощается в современном дизайне принципы модульности.

Согласно концепции модульности, отдельные части объекта могут быть использованы отдельно от других, что обусловлено относительной самодостаточностью их формы, в том числе и в функциональном плане. Разработав модуль, дизайнер получает как форму, так и композицию в целом, которая при объединении модулей создает композицию. В некоторых случаях, форма может наращиваться, компоноваться по-новому в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других запросов потребителя, это несет в себе актуальность в период кризиса, переживаемый сегодня экономикой: человек может купить не все изделие сразу, но сделать это поэтапно либо заменять не всю вещь, а только элементы, устаревшие в процессе использования.

Качество, которым обладает модульный принцип формообразования и как, по нашему мнению, в данное время самое актуальное, это простота, который несет в себе как удобство проектирования, так и его лаконичные формы, так же высокая эффективность в создании сборных и разборных изделий, стоит отметить что в возможности создания структурно-композиционного и стиле­вого единства при разнообразии внеш­него облика отдельных предметов, преобладает модульный принцип формообразования. [22]

Целостность композиции так же является одним их важнейших принципов модульного формообразования, так как многочисленные части, а, то есть модули просто невозможно представить иначе, сам принцип построения дизайнером, который использует данный метод не каким образом не сможет уйти от целостности в построение формы так как это лежит в основе данного принципа построения форм. Задача дизайнера подумать о том станут ли отдельные части единым целым, изделием, будут ли восприниматься одним целым. Ведь только оно может оптимизировать духовно-психическое состояние человека и быть оценено с эстетической части. [22]

Приведем несколько примеров изделий модульного принципа формообразования, классический пример модульного формообразования, в котором каждая часть создает композицию, и может быть заменена в любой момент в случае приобретения дефектов путем эксплуатации, так же стоит сказать, что она несет в себе не только функцию полок, но при добавлении ей сиденья она преобразуется в место где можно сесть (Рисунок 1). [23]

 

Рисунок 1 – Многофункциональное изделие

 

В данном изделие так же использованы приемы модульного дизайна формообразования, только в более универсальной и оригинальной форме, показаны способы сборки, стоит отметить и цветовое решение дизайнера данного изделия (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Мягкая мебель конструктор

 

Светодиодный ночник выполненный в стиле геометрических объёмных модулей, который несет в себе лаконичный дизайн и простату, что опять же доказывает преимущества модульного принципа формообразования в дизайне и разработке изделий в данной области (Рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Светодиодный ночник

 

Казалось бы, простота, не чего кроме простых геометрических форм, но что мы получаем в итоге, красивый дизайн легок восприятию, плюсом к этому еще и функциональность, модульное проектирования позволяет не только создавать уникальные изделия, спроектированные по принципу модульного формообразования (Рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Стол в геометрическом стиле

 

Стоит отметить одной из неотъемлемых частей модульного проектирования является модульная система – совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета. [23]

В результате применения модульной системы все элементы будут взаимосвязанными. Важным также является выбор способа соединения модулей, особенно если применяется метод трансформации с целью изменения формы, назначения и ассортимента изделий. Таким образом, исходя из того, что модуль ‒ это единица измерения, установленная для придания соразмерности, модульную сетку можно считать системой пропорций. Для изучения построения модуля и модульной системы необходимым является рассмотрение математических закономерностей композиции, основанных на рядах чисел. Среди систем пропорционирования, используемых в архитектуре, дизайне, прикладной графике, следует упомянуть системы «предпочтительных чисел» и различные модульные системы. [23]

«Предпочтительные числа» ‒ ряд чисел геометрической прогрессии, где каждое последующее число образуется умножением предыдущего числа на какую-нибудь постоянную величину. Известна система пропорционирования ‒ так называемые «итальянские ряды», в основе которых лежат первые числа ряда Фибоначчи ‒ 2, 3, 5. Каждое из этих чисел, удваиваясь, составляет ряд чисел, гармонически связанных между собой. Числа из предпочтительных рядов используются при конструировании упаковок, в композиции рекламных плакатов. Они обеспечивают ритмическое развитие формы, их можно встретить и в построении формы античной вазы. [24]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: