Понятие - хореографический образ

 

Образ – это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые определены действием драматургическим. В художественном творчестве образ – явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он органически складывается из множества слагаемых свойств и особенностей[8].

Балетмейстер воспринимает окружающий мир в движении. Движения в танце – это синтез всех возможностей человека, раскрывающих во времени и пространстве в условной сценической форме законченную мысль. Этой же цели служат вводимые в танец элементы пантомимы. В танце мимика и жест сливаются в одно понятие – движение.

Движение – это художественная трансформация привычек, манер и других внешних признаков той или иной категории людей в сценическом хореографическом действии. Поза – как пауза в музыке. Это остановленное движение, но не прерванная мысль. Поза придаёт танцу скульптурность.

Одним из динамичных средств выражения действительности в сюжетном танце является рисунок пространственного перемещения исполнителя. Если в дивертисментном танце рисунок выступает как основной образно-декоративный элемент, то в действенном танце он, помимо всего другого, тесно связан с режиссурой. Умение грамотно построить мизансцены и максимально использовать все выразительные средства для полного раскрытия идейно-образного содержания танца – свидетельство режиссёрского мастерства балетмейстера.

В создании хореографического образа огромную роль играют музыка, живопись, литература.

Хореографический образ вбирает в себя форму сценического воплощения содержания, цель и средства. Во время создания хореографического образа для балетмейстера важно всё:

1. Выбор выразительных средств. Поиск внешней формы для хореографа всегда процесс создания (обязательно вместе с танцовщиком-актёром) личности персонажа, его характера, темперамента, манеры мыслить, диктующих логику поведения. От органики образа рождается его хореография как пластическое выражение внутренней жизни.

2. Контрастность линий действия (по принципу усиления или замедления). Контрастность проявляется в соединении мизансцен и отдельных танцевальных фрагментов, движений. Стремительный напор кульминационных движений подготавливается мягкой пружинистой силой, грациозностью предыдущих танцевальных фраз.

3. Организация метроритмической части танца и музыки. В момент кульминации подчёркнутая острота и размах движений, темпоритмический динамизм в соединении со стремительностью, пространственного перемещения предельно эмоционально выражают характер танца.

4. Все остальные элементы хореографической формы, которые помогают не только создать образ, но и раскрыть содержание (применение пантомимы, изобразительные средства, реквизит и т.д.)

Хореографический образ складывается из следующих этапов:

1. Выбор выразительных средств;

2. Способы их комбинирования;

3. Поиск композиционного решения;

4. Поиск единого стиля;

5. Использование различных художественных и хореографических приёмов.

Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени[5].

Танец, лишённый образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений.

Исполнительское творчество активно, танцовщик воссоздаёт не только балетмейстерский текст, но и вкладывает в танец своё понимание характера героя, жизни в целом, одухотворяя хореографический текст и проявляя в этом свою индивидуальность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: