Ж У Р Н А Л
Учета выполненных работ за рабочий день (смену)
Электромеханиками и электромонтерами СЦБ и связи
_______________________________________
(наименование станции, перегона, цеха связи)
Начат ___________________________
(число, месяц, год)
Окончен_________________________
(число, месяц, год)
ШУ-2
| Дата | Запись по дежурству и наименование выполненных работ | Подпись |
| 1 | 2 | 3 |
Рисунок 1 – Журнал учета выполненных работ
- участие во внеочередных осмотрах для выявления неисправностей линейно-кабельных сооружений (ЛКС) после стихийных явлений (ураган,
гололед) и нарушений инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- оформление заявок в дистанцию пути (ПЧ) на проведение расчистки охранной зоны волоконно-оптического кабеля (ВОК) с учетом выявленных недостатков в охранной зоне ВОЛС «РЖД» и проведение контроля выполнения работ и сроков их выполнения;
- согласование, на стадии подготовки, проектов, касающихся строительства в охранной зоне ВОЛП ОАО «РЖД»;
- участие в проведении комплексного осмотра линейно-кабельных сооружений (ЛКС), станционного оборудования согласно утвержденным региональной дирекцией связи (НС) и региональной дирекцией инфраструктуры (ДИ) графикам, результаты комплексной проверки отражаются в акте, и разрабатываются планы устранения нарушений с определением ответственного за выполнение;
- принятие заявок от эксплуатирующей организации в цент технического обслуживания (ЦТО) регионального центра связи (РЦС) на остановку железнодорожного транспорта на участках ВОЛП.
На дистанцию электроснабжения (ЭЧ) возлагаются следующие обязанности:
- своевременная доставка работников РЦС, районной контактной сети дистанции электроснабжения (ЭЧК), сетевой районной дистанции электроснабжения (ЭЧС) и эксплуатационно-технологического цеха эксплуатирующей организации (ЭТЦ) к месту выполнения аварийно-восстановительных работ (АВР) с помощью аварийно-восстановительных дрезин от станции дислокации до места повреждения волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД» в границах ЭЧК (ЭЧС) при отсутствии возможности подъезда к месту работ автотранспортом;
- снятие и последующее закрепление поддерживающих конструкций, кабелей, кабельных муфт при выполнении работ, связанных с ремонтом контактной сети, модернизацией и реконструкцией линии автоблокировки и ЛКС ВОЛП ОАО «РЖД»;
- выполнение по заявкам РЦС, оформленным на основании предложений ЭТЦ, работ по устранению неисправностей, выявленных в результате оперативного контроля технического состояния ЛКС, проводимого РЦС и ЭТЦ;
- оформление «окон» для производства работ на опорах контактной сети при технической эксплуатации ВОЛП ОАО «РЖД»;
- предоставление специальных автомотрис (дрезин) для проведения верховых осмотров по заявкам РЦС;
- обеспечение по заявке эксплуатирующей организации непосредствен- -ного участия представителей ЭТЦ в проводимых периодических верховых осмотрах ВОЛП ОАО «РЖД»;
- выполнение аварийно-восстановительных работ (АВР) в соответствии с требованиями производственной документации;
- ведение записей о выполнении работ в Журнале произведенных работ (форма ЭУ-83);
- заблаговременное оповещение установленным порядком эксплуати-рующей организации, региональной дирекции связи (НС) и РЦС о проведении осмотров контактной сети, плановых работ по замене, установке новых опор, работ по реконструкции и модернизации воздушных линий и контактной сети. В работах на линейно-кабельных сооружениях (ЛКС) волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД» участвуют специально подготовленные работники района контактной сети дистанции электроснабжения (ЭЧК) – сетевого района дистанции электроснабжения (ЭЧС), в зоне действия которых
находится конкретный участок ВОЛП ОАО «РЖД».
Выполнение работ на инфраструктуре железных дорог в охранной зоне волоконно-оптического кабеля (ВОК) необходимо согласовывать с эксплуатирующей организацией и осуществлять под ее надзором.
Выполнение работ на инфраструктуре железных дорог в охранной зоне ВОК необходимо согласовывать с эксплуатирующей организацией и
осуществлять под ее надзором.
Техническая эксплуатация волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД» осуществляется работниками ЭТЦ в зонах ответственности, определенных приказом эксплуатирующей организации.
Протяженность участка, обслуживаемого одним ЭТЦ, составляет при линейной структуре железнодорожных путей 150-200 км.
Протяженность участка обслуживания (по трассе) может быть увеличена при разветвленной структуре кабельных линий (например, в районе крупных железнодорожных узлов).
Эксплуатационный штат ЭТЦ формируется из работников эксплуатирующей организации. Работники должны пройти специальное обучение. Каждый работник ЭТЦ, кроме того, должен уметь выполнять базовые операции по измерениям параметров ВОК и станционного оборудования при выполнении аварийно-восстановительных работ (АВР).
На работников ЭТЦ возлагаются следующие обязанности:
- содержание ВОЛП ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями нормативных документов по технической эксплуатации и проведению АВР;
- круглосуточная готовность персонала к восстановлению ВОЛП ОАО «РЖД» в контрольные сроки при возникновении аварийных ситуаций;
- периодический контроль технического состояния ВОЛП ОАО «РЖД» в соответствии с графиками технологических процессов;
- внеочередные осмотры для выявления неисправностей линейно-кабельных сооружений (ЛКС) после стихийных бедствий, выполнения работ по ремонту пути, контактной сети, искусственных сооружений и линий автоблокировки;
- определение мест повреждения ВОЛП ОАО «РЖД» и их локализация;
- оперативное устранение нештатных ситуаций, возникающих в
процессе эксплуатации электропитающих установок (ЭПУ) на трассе ВОЛП
ОАО «РЖД», обеспечение аварийного электроснабжения от мобильного дизель-генераторного агрегата (ДГА) при длительных перерывах гарантированного электропитания, проведение технического обслуживания электропитающей установки (ЭПУ), не требующего применения сложного контрольно-измерительного оборудования, периодические внешние осмотры состояния устройств электроснабжения в целом;
- контроль качества работ на ЛКС, выполняемых работниками дистанцией электроснабжения (ЭЧ);
- проведение плановых измерений параметров ВОЛП ОАО «РЖД», проверка состояния оптических волокон измерением затухания оптического сигнала;
- техническая эксплуатация станционного оборудования (в том числе промежуточных мультиплексоров ввода-вывода или регенераторов);
- ведение производственной документации и статистической отчетности в соответствии с утвержденными нормами и инструкциями;
- монтаж оптических кабелей по постоянной схеме, а при необходимости путем установки временной кабельной вставки при проведении аварийно-восстановительных работ (АВР);
- монтаж кабелей в местах устройства дополнительных ответвлений и выносок волоконно-оптического кабеля (ВОК);
- проведение охранно-предупредительной работы;
- обеспечение выполнения действующих положений, правил, руководств, инструкций, приказов и директивных указаний по вопросу технической эксплуатации линейно-кабельных сооружений и станционного оборудования;
- определение участков с нетиповым размещением ВОК на опорах, затрудненным доступом к ВОК и другими нетиповыми решениями;
- составление технологических карт на выполнение АВР и других нормативных документов (включая схемы подъезда ко всем участкам подвески кабелей, сроки и особенности подъезда), исходя из местных условий;
- проведение текущего ремонта волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД»;
- проведение технического обслуживания закрепленных за работни-ками средств измерений и контроля;
- уведомление руководства причастного регионального центра связи (РЦС) о выявленных неисправностях линейно-кабельных сооружений (ЛКС), недостатках по содержанию охранной зоны ВОК (высокие деревья, порубочные остатки и т.д.);
- составление графиков дежурств работников эксплуатационно- технологического цеха эксплуатирующей организации (ЭТЦ);
- составление графика и проведение тренировок по выполнению АВР с учетом особенностей прохождения трассы ВОЛП ОАО «РЖД»;
- ежеквартальная проверка условий хранения и состояния запаса эксплуатационных материалов (эксплуатационные материалы и изделия, применяемые при аварийных и ремонтных работах на ЛКС ВОЛП, в том числе: эксплуатационного запаса, неснижаемого эксплуатационного запаса, аварийного запаса с проверкой оптических параметров, в том числе - после каждого случая проведения аварийно-восстановительных работ (АВР)) с регистрацией в журнале производства работ;
- контроль соблюдения работниками ЭТЦ правил охраны труда и технологической дисциплины;
- контроль расходования запаса эксплуатационных материалов для технической эксплуатации ВОЛП ОАО «РЖД» при выполнении АВР, а также неотложных работ, направленных на предупреждение аварий;
- своевременная подача заявок на обеспечение восполнения запаса эксплуатационных материалов после его расходования;
- составление актов проведения АВР.
Эксплуатирующей организацией осуществляется выполнение следующих метрологических функций в возложенном объеме:
- организация в установленные сроки поверки и калибровки средств измерений, а также организация ремонта средств измерений и контроля;
- не менее чем 1 раз в 3 года осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений и контроля в эксплуатирующей организации.
1.1 Эксплуатационно-технические требования к ВОЛС
Техническое состояние и эксплуатационное обслуживание кабельных линий должно обеспечить бесперебойное высококачественное действие сооружений связи, их максимальную долговечность. Кабели, кабельная арматура, оборудование, устройства защиты и другие сооружения по своим механическим и электрическим характеристикам должны соответствовать действующим государственным стандартам ГОСТ, а при их отсутствии - ведомственным ОСТ или техническим условиям. Все сооружения и устройства должны удовлетворять требованиям охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии. На рисунке 2 показан внешний вид опоры линейно – кабельных сооружений (ЛКС) волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).

Рисунок 2 – Внешний вид опоры линейно-кабельных сооружений ВОЛС
1.2 Организация технического обслуживания ВОЛС
Обслуживание волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) – это периодический процесс поддержания информационных оптоволоконных линий связи в состоянии максимальной эффективности и работоспособности. Кроме того в понятие обслуживания входит и обеспечение безопасности ВОЛС. Обслуживание оптоволоконных сетей должно начинаться сразу же после производства строительно-монтажных работ и сдачи волоконно-
оптических линий связи в эксплуатацию, ведь даже самая передовая волоконно-оптическая кабельная система не сможет работать самостоятельно, год за годом обнаруживая все тоже качество передачи информации.
Техническое обслуживание – это периодические осмотры ВОЛС, обход линии с целью визуального выявления неисправностей и их фиксации, ежегодные измерения оптических характеристик кабеля и оценка его состояния на основе проведенных измерений (анализ затухания оптического
сигнала в сравнении с прошлыми годами), измерение стрелы провеса кабеля.
Проведение регулярных работ по техническому обслуживанию ВОЛС необходимо не только для того, чтобы поддерживать работоспособность действующего оборудования, но и для того, чтобы остальные элементы волоконно-оптических магистралей нормально функционировали.
Техническое обслуживание волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП) является составной частью технической эксплуатации и включает следующие виды работ:
- охранно-предупредительная работа;
- оперативный контроль технического состояния ВОЛП;
- текущее обслуживание, в т.ч. текущий ремонт;
- планово-профилактическое обслуживание;
- технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом ВОЛП.
Работы по технической эксплуатации ВОЛП ОАО «РЖД» выполняются эксплуатирующей организацией, РЦС, ЭЧ, в соответствии с таблицей 1.
| Таблица 1- Виды технической эксплуатации ВОЛП
| |||
| Вид технической эксплуатации | Наименование организации (подразделения) и исполнители | ||
| РЦС | ЭЧ | ЭТЦ | |
| 1. Техническое обслуживание | |||
| 1.1. Охранно-предупредительная работа | + | + | |
| 1.2.Оперативный контроль технического состояния | + | + по графику технологического процесса | |
| 1.3.Текущее обслуживание | + | + по графику технологического процесса | |
| 1.4.Планово-профилактическое обслуживание | + по заявкам РЦС (ЭТЦ) | + по графику технологического процесса | |
| 1.5.Технический надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом | + | + | |
| 1.6.Техническое обслуживание с периодическим контролем | + | ||
| 2.Текущий ремонт | + по заявкам РЦС (ЭТЦ) | + | |
| 3.Аварийно-восстановительные работы | + | + | + |
Охранно-предупредительная работа проводится с целью недопущения повреждения кабеля и несущих конструкций при производстве работ в охранной зоне ВОЛП, а также недопущения повреждения станционного оборудования при производстве работ в служебно-технических зданиях. Она организуется в соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.
Охранная зона волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД» с кабелем, подвешенным на опорах контактной сети или высоковольтных линий автоблокировки - это зона вдоль контактной сети или высоковольтной линии электроснабжения в виде участка земли и воздушного пространства, ограниченная по обе стороны вертикальными плоскостями, отстоящими от волоконно-оптического кабеля (ВОК) (при неотклоненном положении) на расстоянии 2 метра, Обозначение этой зоны показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Обозначение охранной зоны волоконно-оптического кабеля
С целью предупреждения повреждений линейно-кабельных сооружений (ЛКС) ВОЛП ОАО «РЖД» при производстве работ сторонними организациями и землепользователями в охранной зоне кабельной линии и вблизи нее региональный центр связи (РЦС) и эксплуатационно-технический цех эксплуатирующей организации (ЭТЦ), осуществляющие техническую эксплуатацию волоконно-оптических линий передач (ВОЛП), должны проводить следующую охранно-предупредительную работу.
Региональный центр связи обеспечивает (РЦС) обеспечивает:
- предоставление управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры областных (краевых), республиканских, городских и районных администраций и другим органам местного самоуправления сведений, необходимых для регистрации трасс кабельных линий;
- нанесение на карты и схемы районных комитетов по земельным ресурсам владений всех землепользователей (сельскохозяйственных и промышленных предприятий, учреждений, войсковых частей, частных домовладений и землевладений и др.), на земельных участках которых находятся линейно-кабельные сооружения (ЛКС) волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД»;
- выдачу совместно с эксплуатирующей организацией проектным,
строительным и другим организациям, а также частным лицам, технических условий (согласований) на производство работ в охранных зонах кабельных линий;
- регистрацию в Журнале учета согласований проектной документации и разрешений на производство работ в охранной зоне, хранящейся в региональной дирекции связи (НС), согласований строительства и реконструкции сооружений, реконструкции контактной сети или линии автоблокировки, на опорах которой подвешен ВОК;
- ежегодную выдачу предупреждений причастным подразделениям, находящимся в границах железной дороги, а также юридическим или физическим лицам - собственникам, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков и домовладельцам, по территории
которых проходит охранная зона ВОЛП ОАО «РЖД». Предупреждения вручаются под расписку.
Эксплуатационно-технологический цех эксплуатирующей организации (ЭТЦ) обеспечивает:
- предоставление сведений для нанесения трасс кабельной линии на схемы, планы и паспорта владельцам наземных и надземных коммуникаций с которыми кабельные линии имеют пересечения и сближения;
- ежегодную выдачу предупреждений причастным подразделениям, находящимся в границах железной дороги, а также юридическим или физическим лицам - собственникам, землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков и домовладельцам, по территории которых проходит охранная зона ВОЛП ОАО «РЖД». Предупреждения вручаются под расписку. Корешки предупреждений хранятся в ЭТЦ и в электронной копии - в эксплуатирующей организации и в РЦС;
- проведение охранно-разъяснительной работы в организациях, выполняющих работы в охранной зоне ЛКС ВОЛП ОАО «РЖД», а также с землепользователями и домовладельцами в местах прохождения кабельных линий по выполнению необходимых требований охраны линий и сооружений связи.
Работники линейных подразделений регионального центра связи
(РЦС) и ЭТЦ должны:
- при выявлении работ вблизи и в охранной зоне ЛКС ВОЛП ОАО «РЖД» проверить у водителей (операторов) крановых, бурильно-крановых и других машин (механизмов), способных повредить ЛКС, наряды на производство работ вблизи и в охранной зоне, а у руководителей работ (прорабов, мастеров и т.д.) наличия письменного разрешения РЦС на производство работ и согласованной РЦС технической документации (за исключением водителей и руководителей работ ЭЧ),
при отсутствии у водителя (оператора) наряда, а у руководителя работ разрешения и необходимой технической документации, а также в случае нарушения исполнителем работ условий согласования или требований
нормативных документов на выполнение работ работником линейных подразделений РЦС или ЭТЦ выдается запрет на производство работ, в случае повреждения ЛКС, составляется Акт о причинах происшествия, а затем сообщается о факте нарушения Правил охраны линий и сооружений связи и запрещении производства работ руководству РЦС и ЭЧ. Акт передается в административную комиссию исполнительной власти или правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности;
- следить за тем, чтобы в охранной зоне волоконно-оптического кабеля (ВОК) не разводились костры, не производилось выжигание сухой травы, камыша, порубочных материалов и т.п.;
- запрещать складирование в охранной зоне ВОК производственных и бытовых отходов и других материалов, опасных в пожарном отношении, а также складирование на расстоянии менее 10 метров от охранной зоны ВОК шпал, брусьев, угля, торфа и других горючих материалов;
- требовать немедленного удаления или засыпки горючих жидкостей, пролитых в охранной зоне ВОК или на расстоянии менее 10 метров от нее;
- требовать переноса объектов, представляющих пожарную опасность (например, деревянные строения) и находящихся на расстоянии менее 10 метров от охранной зоны ВОК;
- при невозможности переноса объекты должны быть окопаны владельцами.
В случае угрозы сохранности ЛКС при выполнении работ по замене оборудования на контактной сети или линии автоблокировки, кабель и другие элементы ЛКС должны быть вынесены из зоны производства работ силами дистанции электроснабжения (ЭЧ) с участием представителей регионального центра связи (РЦС) и эксплуатационно-технологического цеха эксплуатирующей организации (ЭТЦ). Затраты дистанции электроснабжения (ЭЧ) на производство работ по выноске кабеля должны быть предусмотрены балансодержателем контактной сети или линии автоблокировки и учтены в
проекте.
Причастные подразделения, находящиеся в границах железной дороги обязаны официально уведомить РЦС и ЭТЦ о сроках, месте и характере проводимых работ не менее, чем за трое суток и проводить работы под надзором причастного ЭТЦ или РЦС. Затраты при работе ЭЧ по выноске должны быть предусмотрены заказчиком проекта работ, требующих выноски.
При капитальном ремонте пути, мостов и тоннелей кабель выносится в соответствии с проектом силами РЦС, ЭТЦ и подрядной организации, под наблюдением представителей дистанции пути (ПЧ). Затраты РЦС на производство работ по выноске кабеля должны быть предусмотрены балансодержателем пути, мостов и тоннелей и учтены в проекте. В проекте капитального ремонта, реконструкции, модернизации пути, мостов и
тоннелей, установки устройств УЗП на переездах, предусматривать в обязательном порядке выноску или приведение к габариту пересечения ВОЛП.
Региональная дирекция связи (НС), РЦС и эксплуатирующая организация должны обеспечивать гласность решений административных комиссий о наложении штрафов, а также приговоров судов лицам, виновным в нарушении Правил охраны линий и сооружений связи, решений арбитражных судов о возмещении виновными лицами затрат на восстановление ВОЛП и ущерба от потери доходов, не полученных за период повреждения линии связи.
Оперативный контроль технического состояния ВОЛП – процесс определения соответствия ВОЛП по обобщенным оценкам их состояния («норма», «повреждение», «предупреждение», «авария»), формируемым по результатам эксплуатационного контроля. Оперативный контроль осуществляется с выездом (при необходимости) на трассу прохождения
кабельной линии для принятия соответствующих решений.
Оперативный контроль технического состояния линейно-кабельных сооружений (ЛКС) и станционного оборудования волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) ОАО «РЖД» осуществляют работники РЦС и ЭТЦ эксплуатирующей организации в соответствии с графиками технологических процессов. Он предусматривает:
- контрольные осмотры и проверку внешнего состояния волоконно-оптического кабеля (ВОК), кабельных муфт, арматуры подвески, деталей узлов анкеровки ВОК (крепежа);
- проверку состояния оптического волокна (ОВ);
- проверку функционирования станционного оборудования систем
передачи, устройств электропитания, системы тактовой сетевой синхронизации (ТСС), охранно-пожарной сигнализации (ОПС), кондиционирования и др.
Контрольный осмотр ЛКС ВОЛП ОАО «РЖД» проводится из кабины тягового железнодорожного подвижного состава работниками РЦС, имеющими право проезда в кабине локомотива.
Если кабельная линия при движении транспортного средства не просматривается, то проводится пеший осмотр.
В случае необходимости в процессе осмотров используются видеокамеры.
Осмотры ЛКС, выполняемые работниками РЦС или ЭТЦ, по возможности сочетаются с объездами и осмотрами, выполняемыми работниками ЭЧ.
Выявленные в результате осмотров неисправности ЛКС и станционного оборудования регистрируются работниками ЭТЦ в Журнале учета и устранения неисправностей ВОЛП ОАО «РЖД» (Таблица 2). Ведение этого Журнала учета является обязательным для работников ЭТЦ.
Таблица 2 - Журнал учета и устранения неисправностей ВОЛС
| Дата | Дата, | Дата | Дата устранения | Характер | Должность, | подпись | |
| ЭТЦ | РЦС | ||||||
Для контроля за работой технического персонала ЭТЦ, оценки состояния закрепленных за ними ЛКС и станционного оборудования ВОЛП ОАО «РЖД», выявления отступлений от требований нормативно-технической документации, типовых проектных решений и уточнения планов проведения ремонтных работ, один раз в год проводятся контрольные комиссионные объезды с участием руководителей эксплуатирующей организации, региональной дирекции связи (НС), региональной дирекции инфраструктуры (ДИ) и один раз в 3 года - осуществляется комплексная проверка технического состояния ВОЛП ОАО «РЖД».
Работниками ЭТЦ осуществляется контроль над устранением неисправностей ЛКС персоналом ЭЧ в процессе технического обслуживания и после выполнения ремонтных работ на контактной сети и линии электропитания устройств автоблокировки, а также и за дистанцией пути (ПЧ) после выполнения работ по очистке охранной зоны волоконно-оптического кабеля (ВОК).
При осмотрах без подъема на опоры кабельных сооружений выявляются видимые повреждения и отклонения от норм:
- кабелей, их запасов и кабельных муфт (при отсутствии шкафов);
- шкафов с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей;
- поддерживающих узлов и деталей; переходы кабелей через железнодорожные пути и автодороги, по мостам и т.п.;
- схлестывание или касание подвешенных на опорах кабеля и проводов;
- увеличение или уменьшение стрелы провеса кабеля; сближения кабеля с опорами, искусственными сооружениями и т.п.
При верховых осмотрах с подъемом на опоры проверяется:
- отсутствие повреждений наружной оболочки ВОК (в том числе на выходе из зажимов), выявляются неисправности в закреплении ВОК;
- устанавливается степень коррозии кронштейнов, затяжка болтов кронштейнов и поддерживающих зажимов, обращается внимание на состояние поддерживающих зажимов (отсутствие подушек, смещение подушек относительно друг друга, слабая затяжка поддерживающего зажима, трещины в корпусе зажима, отсутствие гаек, шплинтов и др.);
- проверяется исправность шкафов с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей, наличие и целостность стяжек на технологических запасах кабеля и состояние крепления стяжек и прокладок, надежность закрепления муфт и их целостность, уменьшения радиуса изгиба ВОК менее допустимого, герметичность ввода кабеля в защитную трубу при спуске кабеля с опоры в траншею или кабельную канализацию.
При осмотре ВОК выявляются царапины различной глубины,
растрескивание материала оболочки, оплавление оболочки, уменьшение диметра ВОК. Дефектные места отмечаются липкой полиэтиленовой или поливинилхлоридной лентой, отличающейся по цвету от оболочки кабеля. В Журнале учета и устранения неисправностей делается запись о месте и характере обнаруженного дефекта.
Верховые осмотры линейно-кабельных сооружений (ЛКС) в зависи-мости от состава работ выполняются в «окна» или без перерыва движения
поездов (в интервалах между поездами) с использованием лестниц, автомотрис, дрезин. «Окна», необходимые для технического обслуживания и текущего ремонта ЛКС, как правило, должны совмещаться с «окнами» для производства работ на контактной сети или по ремонту пути и искусственных сооружений на перегонах и станциях.
Верховые осмотры (Рисунок 4), связанные с подъемом на опоры контактной сети или линий автоблокировки, должны выполняться по наряду-допуску, выданному лицом, имеющим право его выдачи по соответствующему району контактной сети районной контактной сети дистанции электроснабжения (ЭЧК) или электрических сетей сетевой дистанции электроснабжения (ЭЧС).

Рисунок 4 - Верховые осмотры линейно-кабельных сооружений
Список работников дистанции электроснабжения (ЭЧ), регионального центра связи (РЦС) и эксплуатационно-технического цеха эксплуатирующей организации (ЭТЦ), допущенных к проведению верховых осмотров с подъемом на опоры, должен находиться в ЭЧ и у энергодиспетчера, а также в РЦС, ЭТЦ и эксплуатирующей организации в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств
электроснабжения автоблокировки железных дорог и Типовой инструкцией по охране труда при монтаже и технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи на федеральном железнодорожном транспорте. Контроль состояния станционного оборудования (кроссовых устройств, узлов ввода ВОК в служебно-технические здания, шнуров световодных станционных, оборудования систем передачи, электропитающих устройств, тактовой системы синхронизации и др.) осуществляется визуально и по состоянию сигнализации.
Выявленные в результате осмотров неисправности, которые могут привести к аварийному состоянию волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП) ОАО «РЖД», устраняются немедленно после их выявления.
Текущее обслуживание ВОЛП ОАО «РЖД» осуществляется работниками ЭЧ и ЭТЦ (по заявкам РЦС). Текущее обслуживание является обязательным и должно выполняться систематически.
Текущее обслуживание ВОЛП включает следующие работы:
- текущий ремонт линейно-кабельных сооружений (ЛКС);
- расчистку подъездов к опорам с кабельными муфтами и технологическими запасами кабелей;
- восстановление устройств крепления ВОК, поддерживающих конструкций;;
- контроль состояния переходов ВОК через железнодорожные пути, автодороги, водные преграды и др.;
- содержание в исправном состоянии инвентаря, временных кабельных вставок, аварийного запаса кабеля, крепежных изделий, монтажного инструмента, приборов;
- содержание в исправном состоянии кроссового оборудования, станционного оборудования и оборудования электропитания;
- внесение изменений и дополнений в исполнительную документацию;
- выявление неисправностей для определения объемов работ для текущего ремонта.
При текущем обслуживании ЛКС проверяется соответствие требова-
ниям габаритов подвески волоконно-оптического кабеля, расстояний от нижней точки ВОК, подвешенного на опорах контактной сети или линий автоблокировки до поверхности земли или сооружений при максимальной стреле провеса, обеспечение расстояний от ВОК до опор и сооружений и от ВОК до проводов при их взаимном пересечении или сближении, а также от ВОК до частей контактной сети, находящихся под напряжением, согласно ГОСТ Р 54720-2011 Железнодорожная электросвязь. Правила подвески самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах контактной сети железной дороги и линий электропередачи напряжением выше 1000 В.
Проверку величин стрел провеса кабелей на соответствие приведенным в монтажных таблицах следует производить замером высоты подвески кабеля у опор и в точке наибольшего провеса в пролете. Измерение стрел провеса производится с помощью измерителей расстояний или других средств измерений.
При измерении стрелы провеса фактическая стрела провеса сравнивается с расчетной при данной температуре.
Натяжение ВОК на регулируемом участке производится с усилием, рекомендуемым изготовителем кабеля для данной температуры воздуха и длины пролета. Усилие натяжения должно контролироваться динамометром
или другими утвержденными к применению измерительными приборами.
Расстояния между кабелем и соседними проводами, конструкциями и т.п. оцениваются по положению кабеля в пролете (условия сближения кабеля в середине пролета) при наибольшей стреле провеса и отсутствии ветра. Особое внимание следует обращать на соблюдение габарита приближения строений при наибольшем отклонении ВОК в пролете под действием ветра и воздушных потоков, создаваемых проходящим подвижным составом.
При замене в процессе текущего обслуживания натяжных и поддерживающих зажимов типы устанавливаемых зажимов должны строго соответствовать диаметрам кабелей, на которых они монтируются, а также удовлетворять условиям эксплуатации.
При текущем обслуживании ЛКС следует тщательно осматривать дефектные места ВОК с целью определения развития дефекта. В случае обнаружения глубоких царапин и трещин (до арамидных нитей) или оплавления оболочки должно производиться ее восстановление в течение
4 суток.
Работы по внешнему осмотру и измерению сопротивления станционных заземлений и сопротивление контура заземляющего
устройства следует выполнять в строгом соответствии с технологическими картами. Результаты измерений станционных заземлений должны оформляться протоколом.
Планово-профилактическое обслуживание это техническое обслуживание, выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на снижение рисков появления отказа, сбоя в работе или ухудшения функционирования ВОЛП.
Планово-профилактическое обслуживание предусматривает:
- измерение параметров кабелей и станционного оборудования;
- выполнение работ по защите волоконно-оптического кабеля (ВОК) от механических повреждений (на спусках, вводах, мостах);
- измерение стрелы провеса и расстояний между ВОК и проводами, подвешенными на опорах;
- проверку работоспособности станционного оборудования в соответствии с технологическими картами:
- установку предупредительных знаков. Внешний вид предупредительного знака показан на рисунке 5.

Рисунок 5 - Предупредительный знак
Планово-профилактическое обслуживание ЛКС и станционного оборудования осуществляется периодически в соответствии с планом, утвержденным руководителем эксплуатационной организации.
Оно выполняется эксплуатационным штатом ЭТЦ эксплуатирующей организации с участием работников РЦС.
Планово-профилактическое обслуживание волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) ОАО «РЖД» должно включать в себя регламентные работы по техническому обслуживанию линейно-кабельных сооружений (ЛКС), цифровых трактов, мультиплексорного оборудования, генераторного оборудования сети тактовой сетевой синхронизации (ТСС), оборудования электропитания.
Для выполнения регламентных работ каждым эксплуатационным подразделением с учетом специфики данного объекта ежегодно составляют графики технологического процесса планово-профилактического обслуживания ВОЛС по четырем разделам:
- техническое обслуживание ЛКС ВОЛС;
- техническое обслуживание мультиплексорного оборудования и сетевых трактов;
- техническое обслуживание генераторного оборудования сети тактовой сетевой синхронизации (ТСС);
- техническое обслуживание электропитающих установок (ЭПУ) станционных устройств.
Профилактическое техническое обслуживание трактов и оборудования системы передачи включает измерения и проверки, выполняемые в соответствии с рекомендациями производителей данного оборудования.
Эти измерения и проверки проводятся без прекращения действующих связей.
Показатели качества при измерении ошибок в цифровых каналах должны соответствовать рекомендациям действующих отраслевых руководящих документов. При выходе показателей ошибок за пределы норм, проводится анализ причин и определение места неисправности.
В случае необходимости организуются аварийно-восстановительные работы (АВР).
Техническое обслуживание электропитающих установок (ЭПУ) проводится на основании инструкций по техническому обслуживанию ЭПУ, инструкций по эксплуатации аккумуляторных батарей и рекомендаций изготовителя по обслуживанию оборудования.
Технический надзор за реконструкцией, проведением среднего и капитального ремонтов, состоящих в проверке соответствия строительно-монтажных работ проектным решениям, техническим требованиям, строительным нормам и правилам, осуществляется работниками РЦС в течение всего периода производства работ.
В процессе технической эксплуатации волоконо-оптических линий передачи, в зависимости от ее технического состояния, выполняются текущие и капитальные ремонты линейно-кабельных сооружений (ЛКС).
Текущий ремонт волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) производится эксплуатационным персоналом эксплуатирующей организации, РЦС и ЭЧ (при необходимости - подрядными организациями) в зависимости от состояния ЛКС и станционного оборудования. Затраты на текущий ремонт планируются в пределах средств, предусматриваемых сметой затрат на
эксплуатационные расходы, определяемой в Договоре на техническое обслуживание ВОЛП ОАО «РЖД», заключаемом между Заказчиком (Центральная станция связи (ЦСС), отдельные железные дороги) и Исполнителем - эксплуатирующей организацией. Оперативный контроль качества работ по текущему ремонту осуществляет региональная дирекция связи (НС) и региональным центром связи (РЦС).
Кроме этого выполняются следующие дополнительные виды работ:
- частичная замена или выноска ВОК в пределах одной строительной длины кабеля;
- замена и ремонт отдельных кабельных муфт, восстановление целостности защитных покровов ВОК;
- замена и восстановление изношенных и неисправных узлов и элементов, поддерживающих ВОК конструкций на мостах и в тоннелях;
- ремонт кабельных вводов и переходов через железнодорожные пути, автомобильные дороги и другие коммуникации;
- ремонт и частичная замена защиты кабеля от механических воздействий;
- расчистка трассы прохождения кабельной линии от кустарника и мелкого леса в охранной зоне ВОЛП;
- ремонт сооружений подземной кабельной канализации по
отдельному согласованию с эксплуатирующей организацией;
- осмотр, чистка, регулировка и ремонт частей и деталей, замена функциональных узлов станционного оборудования;
- настройка устройств защиты, проверка и регулировка рабочей и аварийной сигнализации электропитающей установки (ЭПУ).
- покраска элементов поддерживающих конструкций, узлов запаса ВОК,
- замена и восстановление отдельных износившихся и неисправных
элементов защиты герметических вводов ВОК в здание и грунт.
Периодичность текущих ремонтов линейно-кабельных сооружений (ЛКС), их объем и графики проведения работ регламентируются ежегодными планами, согласованными руководителями эксплуатирующей организации, региональной дирекции связи (НС), региональной дирекции инфраструктуры (ДИ) и других причастных подразделений, находящихся в границах железной дороги.
1.4 Планирование, контроль и обеспечение работ по технической эксплуатации ВОЛС
Работы по техническому обслуживанию и ремонту линейно-кабельных
сооружений (ЛКС) волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП) должны выполняться в соответствии с годовыми и четырехнедельными планами-графиками и ежемесячными оперативными планами с периодичностью, установленной настоящей Инструкцией.
Планы-графики и оперативные планы технического обслуживания ЛКС ВОЛП составляются с учетом технологических карт для выполнения работ по техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту волоконно-оптических линий передачи ОАО «РЖД» и установленных норм времени на техническое обслуживание и ремонтно-восстановительные работы линейно-кабельных сооружений ВОЛП.
При отсутствии типовых технологических карт и норм времени на
отдельные виды работ до их разработки и утверждения ОАО «РЖД» эксплуатирующее подразделение разрабатывает местные нормы, утверждаемые руководителем этого подразделения после согласования со службой связи и вычислительной техники железной дороги.
Годовые и четырехнедельные планы-графики и ежемесячные оперативные планы разрабатываются для каждого эксплуатационно-технологического цеха, осуществляющего техническое обслуживание ЛКС ВОЛП.
Планы-графики составляются начальником эксплуатационно-технологического цеха и утверждаются руководителем эксплуатирующего подразделения или его заместителем.
В него включаются работы четырехнедельного и годового планов, мероприятия по повышению надежности работы ЛКС ВОЛП и их модернизации, работы, связанные с подготовкой к зиме и весеннему паводку и другие (не учтенные при составлении четырехнедельного и годового планов) работы с указанием затрат рабочего времени.
Ежемесячный оперативный план составляется начальником эксплуатационно-технологического цеха и утверждается заместителем руководителя эксплуатирующего подразделения.
Общее время, затрачиваемое на выполнение работ по планам-графикам и оперативному плану, не должно превышать норму рабочих часов в месяц.
Начальник эксплуатационно-технологического цеха может изменять сроки выполнения работ, предусмотренные оперативным планом, не более чем на две недели.
Руководитель эксплуатирующего подразделения может изменять сроки выполнения работ, предусмотренные годовым, четырехнедельным или оперативным планом, не более чем на четыре недели.
Работы, включаемые в план-график, планируются таким образом,
чтобы промежутки времени между одними и теми же работами были равными
и не превышали установленных Инструкцией, а работы, технологически связанные друг с другом, выполнялись одновременно. В четырехнедельный план-график включаются работы, которые должны выполняться с периодичностью не более четырех недель, а в годовой - работы, выполняемые с периодичностью более одного месяца.
При планировании технического обслуживания ЛКС ВОЛП должно
учитываться время на участие в работе комиссий по проверке состояния ЛКС, техническое обучение, выполнение работ для других подразделений железной
дороги, материальное снабжение, устранение повреждений, проведение аварийно-восстановительных работ и содержание в надлежащем состоянии аварийно-восстановительного запаса материалов и изделий.
Увеличение периодичности работ по техническому обслуживанию ЛКС ВОЛП устанавливается Департаментом связи и вычислительной техники.
Руководитель эксплуатирующего подразделения может по согласованию со службой связи и вычислительной техники железной дороги устанавливать в зависимости от местных условий более частую периодичность технического обслуживания ЛКС ВОЛП.
Выполнение работ, предусмотренных годовыми и четырехнедельными планами-графиками и оперативными планами, исполнители должны подтверждать личной подписью в соответствующей графе плана, а результаты измерений и проверок регистрировать в документах установленной формы.
О выполнении работ, предусмотренных оперативным планом, работник, ответственный за их выполнение, должен докладывать диспетчеру эксплуатирующего подразделения.
На участках без сменного режима труда работников при совпадении даты выполнения работ с праздничными днями, а также в случае невыполнения работы по уважительным причинам, работы четырехнедельного плана-графика должны переноситься на рабочие дни этого
графика.
Контроль за выполнением перенесенных работ возлагается на диспетчера эксплуатирующего подразделения. Обо всех случаях невыполнения работ диспетчер должен докладывать руководству эксплуатирующего подразделения. Должностные лица эксплуатирующего подразделения обязаны в соответствии с должностными инструкциями контролировать качество технического обслуживания, восстановления и ремонта ЛКС ВОЛП по их техническому состоянию и записям в журнале учета и устранения неисправностей ВОЛП.
По результатам проверки технического состояния ЛКС ВОЛП должностные лица делают запись в журнале учета и устранения неисправностей ВОЛП об обнаруженных недостатках.
О проведении работ по устранению недостатков лица, ответственные за выполнение этих работ, делают запись в журнале учета и устранения неисправностей ВОЛП, ставят дату исполнения и личную подпись.
Порядок отчетности должностных лиц, осуществляющих техническую эксплуатацию ЛКС ВОЛП, устанавливается руководителем эксплуатирующего подразделения.
1.5 Технический учет и паспортизация ВОЛС
Основной задачей технического учета на волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) является обеспечение полного соответствия действующих сооружений технической документации и паспортизации.
Приемка от генерального подрядчика смонтированного и настроенного оборудования волоконно-оптических линий передачи (ВОСП) производится в соответствии с требованиями, изложенными в строительных нормах и
правилах. Приемку осуществляет рабочая комиссия, в которую входят:
заказчик (председатель комиссии), генеральный подрядчик, субподрядные организации, представители других заинтересованных организаций (по решению заказчика). Рабочая комиссия проверяет и оценивает качество произведенных работ в натуре, а также протоколы электрических измерений, испытаний и настройки оборудования, оформление подрядчиком по результатам дополнительных испытаний и измерений, выполненных выборочно в объеме 20% от общего количества.
Генеральный подрядчик обязан представить рабочей комиссии следующую документацию:
- комплект рабочих чертежей в объеме, полученном от заказчика, с
подписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесении в них изменений, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
- акты на скрытые работы, подписанные представителями заказчика;
- приемо-сдаточную ведомость на смонтированное оборудование;
- протоколы электрической проверки оборудования.
Результаты осмотров, проверок и испытаний на выполненные работы оформляются протоколами, которые рассматриваются и утверждаются организацией, назначившей рабочую комиссию. Повреждения, обнаруженные на отдельных частях оборудования, должны быть устранены сдатчиком за время работы комиссии без нарушения плана ее работы. После этого оборудование вновь предъявляется для проверки. Вышедшие из строя в процессе приемки электрорадиоэлементы не являются дефектом строительства. После работы составляются соответствующие акты.
После утверждения акта сданные сооружения считаются переданными на ответственное хранение и техническое обслуживание.
На каждую магистральную и внутризоновую линию передачи, находящуюся в эксплуатации или принимаемую в эксплуатацию, должны быть составлены линейные паспорта в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Линейный паспорт является техническим документом, характеризующим состав и конструкцию линейных сооружений, находящихся в ведении дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ).
Наличие качественных паспортов линейных трактов во многом способствует их нормальной технической эксплуатации. Паспортизация линейного тракта будет полной, если будут составлены три вида паспортов: линейный, электрический на линейный тракт и электрический на канал служебной связи. На рисунке 6 показан внешний вид паспорта трассы электрический магистральной (внутризоновой) кабельной линии связи.
(индекс)
ВОЛП ______________Строительно-монтажная организация-генподрядчик: _______________________ ПАСПОРТ ТРАССЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙмагистральной (внутризоновой) кабельной линии связина участке ОП "А" - ОП "Б"-------------(индекс)магистрали ------------ Марка кабеля - __________________________________________Длина трассы - __________________________________________ км.Длина кабеля (всего) ____________________________________ км; в том числев грунте ________________________________________________ км;в канализации ___________________________________________ км;под водой _______________________________________________ км.Год прокладки кабеля - __________________________________(дата)Паспорт составлен - ----------Ответственный представитель генподрядчика:(должность) (подпись) (Ф.И.О.)------------------------- ------------------ ----------------------Ответственный исполнитель:(должность) (подпись) (Ф.И.О.)------------------------- ------------------ ----------------------(номер заказа)Объект: ______________(наименование организации) Подрядчик: ____________________________
Рисунок 6 – Внешний вид паспорта трассы ВОЛП
Во время очередного ремонта линии, а также при каждом изменении в устройстве линии в линейный паспорт вносят соответствующие исправления. Все изменения в документах линейного паспорта заверяют подписями лиц, внесших изменения, с указанием даты.
Паспорт на линейный тракт (ЛТ) составляют при вводе тракта в эксплуатацию для реконструкции линии, связанной с заменой устаревшей аппаратуры. Паспорта подлежат уточнению и переутверждению в процессе эксплуатации при изменении трассы линии, включении кабельных вставок,
изменении типа линейного кабеля, организации или ликвидации обслуживаемых и необслуживаемых пунктов, устранении отступления от норм, а также изменении схемы организации трактов. Уточнение или составление новых паспортов должно осуществляться во время очередных профилактических измерений или в специально отведенное время.
Паспорта на вновь строящиеся линейные тракты (ЛТ) составляет строительная организация; на действующие тракты при необходимости проведения повторной паспортизации паспорта составляют работники эксплуатации.
Паспорта на ЛТ утверждаются для систем передачи дороги – начальником службы информации и связи (НИС) дороги.
Эксплуатирующая организация, осуществляющая техническую эксплуатацию ВОЛС ОАО «РЖД», должна иметь нормативные документы по ее эксплуатации и вести производственную документацию (нормативно-справочную, оперативно-техническую, техническую, приемо-сдаточную и организационную) с целью систематического анализа состояния ВОЛС, причин, характера и длительности повреждений и аварий, а также для накопления необходимого статистического материала.
Перечень обязательной производственной документации, хранящейся в структурном подразделении эксплуатирующей организации, определяется ЦСС. Особенности производственной документации, относящиеся к эксплуатации ВОЛП и не противоречащие обязательным требованиям изложены в «Правилах приемки в эксплуатацию законченных строительством волоконно-оптических линий передачи железнодорожного транспорта» и дополнительно уточняются эксплуатирующей организацией и ЦСС.
Производственная документация по техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту ЛКС ВОЛП содержит нормативно-справочную, оперативно-техническую, техническую, приемо-сдаточную и организационную документацию.
В состав нормативно-справочной документации входят государственные и отраслевые стандарты, стандарты организаций, правила, инструкции, положения, рекомендации, распорядительные документы, нормативные и нормативно-технические документы ОАО «РЖД», Минтранса России и Минсвязи РФ.
Оперативно-техническая документация ведется работниками эксплуатирующего подразделения для систематического анализа состояния ЛКС ВОЛС и выявления причин, характера и длительности повреждений и аварий, накопления статистических данных с целью обеспечения надежной и высококачественной работы ВОЛП.
Оперативно-техническая документация содержит:
- паспорт трассы;
- паспорт трассы электрический;
- протоколы измерений оптических и электрических параметров ВОК;
- записи рефлектограмм оптического волокна (ОВ) в электронном виде;
- паспорта кабельных муфт;
- паспорта заземляющих устройств;
- документацию по охранно-предупредительной работе;
- акты повреждений и аварий ЛКС ВОЛП;
- статистическую документацию по эксплуатации ЛКС ВОЛП;
- журналы контрольных проверок технического состояния ЛКС ВОЛП,
учета и устранения неисправностей.
Паспорт трассы и паспорт трассы электрический должны быть составлены по формам, приведенным в Инструкции по приемке в эксплуатацию законченных строительством волоконно-оптических линий передачи федерального железнодорожного транспорта.
В состав технической документации входят сертификаты, паспорта, формуляры, технические описания, технические условия, инструкции по эксплуатации на оборудование, конструкции, измерительные приборы, изделия и материалы.
В состав приемо-сдаточной документации входит документация, предъявляемая строительно-монтажной организацией приемочной комиссии и передаваемая эксплуатирующему подразделению после сдачи объекта в эксплуатацию.
Состав приемо-сдаточной документации определяется «Инструкцией по приемке в эксплуатацию законченных строительством волоконно-оптических линий передачи Федерального железнодорожного транспорта» и Форм исполнительной документации на предъявляемую приемочной комиссии волоконно-оптическую линию передачи Федерального железнодорожного транспорта.
К организационной документации относятся положения об эксплуатирующих подразделениях, должностные инструкции работников, приказы и распоряжения по эксплуатирующему подразделению, планы производства работ и отчеты об их выполнении, планы проведения технической учебы и отчеты об их выполнении; документация по охране труда, другая организационная документация.
Допускается ведение производственной документации в электронном виде. Эксплуатирующая организация обеспечивает своевременное пополнение, сохранность данных и соблюдение требований информационной безопасности.
1.6 Ремонт линейных сооружений ВОЛС
Для поддержания или восстановления эксплуатационных характеристик линейно-кабельных сооружений (ЛКС) волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) выполняется их текущий или капитальный ремонт. Текущий ремонт выполняется периодически работниками эксплуатирующего подразделения в зависимости от технического состояния ЛКС ВОЛС (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Текущий ремонт линейно-кабельных сооружений
Затраты на текущий ремонт производятся за счет средств, предусмотренных сметой затрат на эксплуатационные расходы.
При текущем ремонте выполняются следующие работы:
- выноска и углубление волоконно-оптического кабеля (ВОК) или пластмассового трубопровода (с ВОК или резервного) на участках не более 200 м;
- устройство вставки ВОК при локальном дефекте;
- подсыпка и разравнивание грунта при размывании траншей или щелей с проложенным кабелем, оползнях, обвалах;
- восстановление обваловки камер;
- укрепление площадок для размещения кабельных муфт при прокладке ВОК в земляном полотне железной дороги;
- доведение до нормативных значений оптических и электрических параметров ВОК в пределах отдельных элементарных кабельных участков;
- устройство и ремонт ограждений камер;
- устройство и ремонт подъездов к отдельным камерам, местам нахождения кабельных муфт, расположенных непосредственно в грунте;
- замена и ремонт отдельных кабельных муфт и камер, ремонт наружных оболочек кабелей;
- восстановление герметичности кабельных вводов в служебно-технические здания;
- ремонт кабельных переходов через железнодорожные пути, автодороги, подземные коммуникации;
- ремонт или замена защиты ВОК от механических воздействий при переходе с подземной прокладки на опоры, конструкции для прокладки кабелей в тоннелях, на мостах, стенах зданий;
- устройство и ремонт отдельных заземлений кабелей, контрольно-измерительных пунктов;
- поиск и устранение негерметичности пластмассовых трубопроводов (с ВОК и резервных);
- установка и замена замерных столбиков, шлагбаумов, запрещающих и указательных знаков и плакатов по трассе ВОК (Рисунок 8);

Рисунок 8 – Запрещающий знак
- установка и замена пассивных электронных маркеров;
- уточнение глубины прокладки ВОК на отдельных участках трассы с корректировкой картограмм;
- покраска замерных столбиков, ограждений, шлагбаумов, предупредительных и указательных знаков, кабельростов;
- восстановление и нанесение необходимых надписей и обозначений.
Периодичность, объем и графики проведения текущих ремонтов ЛКС ВОЛС регламентируются ежегодными планами, согласованными руководством эксплуатирующего подразделения, и утверждаются руководством службы связи и вычислительной техники железной дороги.
Капитальный ремонт ЛКС ВОЛС производится периодически в зависимости от технического состояния ЛКС ВОЛС и планируется на основании данных обследования ЛКС ВОЛС, выполняемых руководством службы связи и вычислительной техники железной дороги и эксплуатирующего подразделения, периодических проверок и ведомостей дефектов, составленных в процессе технического обслуживания линейно-кабельных сооружений (ЛКС) волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).
При выполнении капитального ремонта производятся также все работы, относящиеся к текущему ремонту.
Капитальный ремонт должен производиться в соответствии с проектно-сметной документацией работниками эксплуатирующего подразделения или подрядной организации.
Проектно-сметной документацией на капитальный ремонт ЛКС ВОЛП должны предусматриваться материалы и изделия для аварийно-восстановительного запаса в количестве, соответствующем установленным нормам аварийно-восстановительного запаса материалов и изделий.
При капитальном ремонте производятся следующие основные работы:
- выноска или углубление волоконно-оптического кабеля (ВОК) или пластмассового трубопровода (с ВОК или резервного) на участках более 200 метров, распределенных по разным строительным длинам ВОК;
- приведение оптических и электрических параметров ВОК в соответствие с предусмотренными нормативными документами на всем
участке ВОЛС или в пределах кабельной секции;
- устройство заземлений ВОК (в том числе с установкой контрольно-измерительных пунктов наружной установки или подземных контейнеров для проводов заземления) на всем участке волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) или в пределах кабельной секции;
- замена ВОК (при дефектах, распределенных по строительной длине), камер, пластмассовых трубопроводов;
- перемонтаж кабельных муфт, восстановление целостности наружных оболочек кабелей и трубопроводов;
- установка и замена пассивных электронных маркеров.
Ответственный руководитель работ по текущему или капитальному ремонту должен вести общий журнал работ, в котором указываются объект и дата производства работ, наименование работ и их краткое описание, объемы выполненных работ, условия производства работ, перечень и количество использованных материалов и изделий, фамилии, инициалы и должности исполнителей.
Выполненные работы оформляются с заполнением форм, приведенных в Инструкции по приемке в эксплуатацию законченных строительством волоконно-оптических линий передачи федерального железнодорожного транспорта.
Даты ремонтов ЛКС ВОЛС и произведенные при их выполнении изменения ЛКС ВОЛС должны быть внесены в исполнительную документацию.
Изменения, внесенные в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт ЛКС ВОЛС, и отступления от проектных решений должны быть оформлены актом, в котором указываются даты внесения изменений, причины изменения проектного решения и номера чертежей, имеющих изменения.
Акт должен быть подписан лицом, внесшим изменения, а также
представителями подрядной и проектной организаций и заказчика.
1.7 Охрана кабельных сооружений ВОЛС
Одной из основных мер повышения надежности и бесперебойности действия кабельных линий связи является сокращение числа механических повреждений (аварий), вызванных работами строительных организаций и землепользователей в непосредственной близости от трассы.
Анализ повреждений показывает, что большинство аварий на линиях вызвано механическими повреждениями. Для предупреждения указанных повреждений эксплуатационные предприятия связи должны выполнять комплекс профилактических мероприятий:
- разъяснительную работу в строительных организациях, производящих работы в охранной зоне кабелей, а также для землепользователей, расположенных вдоль трассы;
- выдачу технических условий и требований при согласовании работ, подлежащих выполнению в охранной зоне или вблизи ее, проведение совместно с другими предприятиями работ и мероприятий по предупреждению повреждений; выполнение профилактических работ по обеспечению сохранности линейных сооружений и т.п.
Работоспособность кабельных линий связи в процессе эксплуатации характеризуется одним из следующих состояний:
- «Норма» — электрические, оптические и физико-механические параметры соответствуют установленным нормам;
- «Повреждение» — некоторые параметры линии ниже нормы. Связь действует, но может иметь место понижение качества передачи по некоторым оптическим волокнам (ОВ);
- «Авария» — полное прекращение работы линейного тракта одной и более систем связи.
Основным критерием оценки состояния кабельной линии связи является работа систем передачи, групп и каналов связи. Работы по ликвидации аварий организуются немедленно и производятся, как правило,
непрерывно, до полного их окончания вне зависимости от времени суток и погоды. Для выполнения аварийных работ организуются специальные подразделения, оснащенные транспортом, инструментом, различными приспособлениями, кабелем, монтажными материалами и спецодеждой.
В эксплуатационных организациях должен быть разработан оперативный план организации аварийно-восстановительных работ, включающий перечень магистральных связей, подлежащих восстановлению в первую очередь, порядок перевода систем на резервную работу, порядок оповещения и сбора работников для выезда на устранение аварий, перечень технических средств, которые должны быть использованы для выезда на аварию.
Непосредственное выполнение работ по устранению повреждений, в первую очередь, осуществляется силами соответствующего кабельного участка. При необходимости к работам по ликвидации аварии привлекается персонал смежных участков, а также






