Бойко В.В., МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ № 1 им. Д.Д. Шостаковича»,
Класс
Руководитель – М.В. Карасик
…И Муза, на сияние лампадки
Притянутая нитью лучевой,
Являлась ночью под сирены вой…
Она шептала пишущим: «Дружок,
Не бойся, я с тобой перезимую».
Чтобы согреть симфонию Седьмую,
Дыханьем раздувала очажок.
И головешка с нежностью веселой,
Как флейточка, высвистывала соло…
Вера Инбер
(из поэмы «Пулковский меридиан»)
Изучая период Великой Отечественной войны, мы прикасаемся к Великому Подвигу, изучая деятельность и творчество Д.Д. Шостаковича – прикасаемся к его Великому Имени, слушая произведения композитора – прикасаемся к Великой Музыке.
Школа, в которой я учусь, носит имя выдающегося композитора ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, поэтому не случайно меня заинтересовал вопрос: что значит его творчество для людей всего мира, для моих сверстников?
В нашем городе во время войны впервые прозвучало величайшее произведение Д.Д. Шостаковича, его Седьмая симфония. И это стало событием огромного масштаба! С именем Д.Д. Шостаковича связано создание Куйбышевского отделения Союза Советских композиторов, поддержка музыкального образования детей в тыловом Куйбышеве и другие славные традиции, которые нам необходимо не только сохранять, но и развивать.
Второй вопрос представляемого проекта: как куйбышевский период жизни Д.Д. Шостаковича повлиял на развитие музыкальной культуры нашего региона?
Цель работы – показать значение творчества Дмитрия Шостаковича для молодого поколения и его влияния на культуру моего края.
В ходе исследовательского проекта были поставлены задачи:
1) дать краткую характеристику творчества Д.Д. Шостаковича;
2) изучить основные вехи куйбышевского периода Д. Шостаковича, показать влияние его творческой деятельности на развитие музыкальной культуры нашего региона;
3) познакомиться с материалами музея ДМШ № 1 им. Д.Д. Шостаковича и музея Э. Рязанова, связанными с военным периодом нашего города и пребыванием Д.Д. Шостаковича;
4) поделиться своими впечатлениями о самарских мероприятиях 2019-2020 гг., посвященных творчеству и деятельности Д.Д. Шостаковича:
- встреча с историком и краеведом Б.А. Кожина (январь 2020);
- концерт на пл. Куйбышева, посвященный открытию памятника Шостаковичу в Самаре (сентябрь 2019 г.);
- концерт, посвященный годовщине первого исполнения Седьмой «Ленинградской» симфонии в Куйбышеве (март 2020).
Д.Д. Шостакович – великий композитор современности
Д.Д. Шостакович – один из крупнейших композиторов XX века. Гений композитора универсален: он писал музыку во всех жанрах – и очень сложную, требующую глубокого погружения и осмысления, и очень легкую, доступную любому слушателю. Он – автор пятнадцати симфоний, концертов для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, квартетов, трио и других камерных инструментальных сочинений, вокального цикла «Из еврейской народной поэзии», оперы «Катерина Измайлова», балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», оперетты «Москва, Черемушки». Ему принадлежит музыка к театральным постановкам и фильмам «Златые горы», «Встречный», «Великий гражданин», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Овод», «Гамлет» и многим другим.
Шостакович был и новатором, и классиком. Как художник, на себе испытавший суровые времена, он близко к сердцу воспринимал беды своего народа. В его произведениях слышен голос борца против несправедливости.
Его музыка стала в буквальном смысле слова воплощением эпохи. Свойственная творчеству Шостаковича публицистичность, связь с актуальными событиями дня сочеталась в нем с глубиной философских обобщений, масштабностью музыкального мышления.
В его судьбе было все – международное признание и награды, а также гонения и травля властей. Будучи лауреатом пяти Сталинских премий, композитор периодически попадал в немилость к власти. Первый удар по Шостаковичу пришелся в 1936 г. (статьи «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» в «Правде» от 28 января и 6 февраля). В СССР существовали определенные шаблоны, по которым художники должны были создавать свои произведения. Необходимым условием был оптимистический настрой, жизнеутверждающий финал, а Шостакович осмелился своей музыкой говорить о страданиях и страстях человека, о страхе. Власть такого простить не могла. Второй раз композитор оказался на краю гибели в феврале 1948 года, когда появилось постановление ЦК ВКП (б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели», в котором крупнейшие советские композиторы (среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян) были отнесены к «формалистическому, антинародному направлению советской музыки». Шостакович был уволен из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался новый виток тотальной травли. Реакцией на эти события стало создание сценической кантаты «Антиформалистический раёк», но при жизни композитора произведение не исполнялось, а впервые прозвучало в 1989 году в Вашингтоне.
Как духовное завещание великого композитора воспринимается последняя его работа – Соната для альта и фортепиано.