Д.Д. Шостакович на пересечении трёх столиц

(Ленинград – Куйбышев – Москва)

Война застала Шостаковича в его родном городе Ленинграде. В начале июля вместе с другими педагогами Шостакович регулярно отправлялся рыть окопы на подступах к Ленинграду. Хотел вступить в народное ополчение, но ему отказали. Тогда он записался в пожарную дружину местной противовоздушной обороны. Но ни на минуту не забывал Дмитрий Дмитриевич о том, что он композитор. Сначала он писал песни, делал переложения популярных романсов и песен для фронтовых музыкальных бригад: вместо фортепианного сопровождения сочинял аккомпанемент для скрипки и виолончели.

Постепенно осознавалась необходимость создания крупного, монументального сочинения, посвящённого происходящим событиям. В августовские дни начала складываться первая часть Седьмой симфонии. К 29 сентября три части симфонии были закончены, и весь её план сложился с полной ясностью.

Распоряжением из Смольного Шостаковичу с семьёй предписали эвакуироваться на военном самолёте в Москву. Полмесяца прожили Шостаковичи в столице, не зная, как сложится их дальнейшая жизнь.

Над Москвой также нависла опасность. Из неё эвакуировались заводы, учебные заведения, театры. Правительство переместилось в эти тяжёлые дни на берега Волги, в Куйбышев. Композитор прибыл в Куйбышев 22 октября 1941 года.

Волжская коммуна от 16 декабря1941г.
По прибытии он активно включился в концертную и общественную жизнь города: выступил в правительственном концерте, посвящённом 24-ой годовщине Великой Октябрьской революции, записывался с концертами на радио, вместе с артистами ГБАТа, дал авторский концерт на сцене Куйбышевской филармонии.                                           

В декабре 1941 г Шостаковичем был создан Куйбышевский Союз Советских композиторов, первым его председателем стал Дмитрий Дмитриевич. В состав также вошли композитор А. Оголевец (заместитель председателя), комбриг Семен Чернецкий, музыковеды С Шлифтейн, Д, Рабинович. Под руководством Д. Шостаковича началась активная жизнь Союза: еженедельные заседания назывались «Музыкальные среды». Первая «Музыкальная среда» прошла в декабре 1941 г. Д. Шостакович показал первые три части своей Седьмой «Ленинградской» симфонии.

За годы войны Куйбышевским отделением Союза композиторов было организовано несколько конкурсов. Особенно значительным оказался второй конкурс 1944 года (уже после отъезда Шостаковича). На нем были представлены сложные оркестровые сочинения, в которых с большим мастерством использован волжский песенный материал. Композиторы, удостоенные премий, А.В. Фере (Фантазия на темы волжских песен), А.А. Эйхенвальд (Увертюра на волжские темы), И.Ф. Лысенко (Фантазия на волжские темы), создали произведения, «сохранившие неприкосновенную свежесть и обаяние народного мелоса, являются ценным вкладом в нашу музыкальную культуру» [6, с. 4].

Свидетельством тех событий являются документы, хранящиеся в школьном музее. Это телеграмма от Союза композиторов и членский билет замечательного музыканта и педагога А.В. Фере, который работал в нашей школе и был лично знаком с Шостаковичем.

                                                            Личные документы А.В. Фере. Музей школы.   

 

Помимо общественной деятельности Д.Д. Шостакович продолжал сочинять музыку. В военном Куйбышеве были созданы опера «Игроки» по Н. Гоголю (не была закончена и прозвучала в концертном исполнении лишь после смерти композитора, в 1978г.), Вторая фортепианная соната, сюита «Родной Ленинград», вокальный цикл на стихи английских поэтов Ралея, Бернса, Шекспира (в переводе С. Маршака).

Но самым значительным событием не только в творчестве Шостаковича, но и в художественной жизни страны, да и всего мира, стало исполнение Седьмой симфонии. В Куйбышеве был дописан финал, который давался композитору тяжело – непросто было представить себе тогда, в зиму сорок первого, фанфары победных триумфов. Симфония окончена 27 декабря 1941 года.

«Посвящается городу Ленинграду. Дмитрий Шостакович» – такова надпись на титульном листе партитуры, сделанная композитором. Неофициальная премьера симфонии с участием автора и пианиста Льва Оборина состоялась в комнате, где жили арфистка Большого театра Вера Дулова и её супруг, солист оперы Александр Батурин. Для этой цели взяли напрокат пианино. Из воспоминаний В. Дуловой: «Пришли Шостакович, пианист Оборин, дирижер Мелик-Пашаев. По только что законченной партитуре Дмитрий Дмитриевич и Лев Оборин, сев за инструмент, начали играть в четыре руки симфонию. На звуки музыки пришел живший этажом ниже дирижер Самосуд и тихо встал в дверях. Последние аккорды... Мы, взволнованные и потрясенные силой музыкального гения, долго и молча сидели, боясь разрушить нахлынувшие на нас чувства. А затем – бурный восторг, объятия, поздравления» [3, с. 140].

Первое исполнение Седьмой симфонии поручили оркестру Большого театра под управлением С.А. Самосуда. В течение января Шостакович почти ежедневно встречался с дирижёром. Весь оркестр прославленного театра жил в это время в большом напряжении. Репетиции по группам длились по несколько часов. С беспощадной требовательностью, характерной для Самосуда, отделывалась каждая фраза, выверялся каждый штрих.

5 марта 1942 года в исполнении оркестра Большого театра состоялось первое исполнение легендарной Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. «Именно тогда, 5 марта 1942 года, композитор впервые услышал свое сочинение, исполненное оркестром. Оно потрясло всех – и слушателей, и самих участников-музыкантов. Все присутствовавшие на концерте вытирали слезы. А перед тем, на генеральной репетиции, также не могли сдержать слез стоявшие у оркестра А.Н. Толстой и С.М. Михоэлс» [3, с. 145].

Первое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича, 5 марта 1942 г. в Куйбышеве

 

После этого выступления началось триумфальное шествие Седьмой симфонии по всему миру. 29 марта 1942 года симфония была исполнена в Москве симфоническим оркестром Большого театра (дирижер С. Самосуд). 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде: подвиг истощенных от голода музыкантов оркестра Радиокомитета Ленинграда под управлением Карла Элиасберга трудно переоценить, и не только для жителей блокадного Ленинграда, а для всей страны.

Музыка разлетелась по всему миру. В июне 1942 года она прозвучала в Лондоне (дирижер Генри Вуд), а в июле в Нью-Йорке (дирижер А. Тосканини).

В архиве Большого театра сохранились партитуры симфонии, где сделаны интересные пометки музыкантов оркестра. На одном из них мы видим надпись «Москва 1942 г. Привет от московских тромбонистов всем коллегам, которым придется играть это замечательное, гениальное произведение!!!! Давайте все Ваши силы и способности. Не жалейте себя для исполнения такого произведения!!!!» [7, с. 12].

Партитура 7 симфонии Д.Д.Шостаковича. Архив нотной библиотеки ГАБТ России.

 

2 февраля 2020 года в музее нашей школы прошла встреча с самарским историком и краеведом Борисом Кожиным, который рассказал много интересного о жизни Д.Шостаковича в Куйбышеве во время эвакуации.

Встреча с историком и краеведом Борисом Кожиным

 

Артисты Большого театра жили в школьных классах, которые разделили простынями, подвешенными на бельевых веревках. Некоторое время за такой простыней проходила жизнь и Дмитрия Шостаковича с семьей. Но люди искусства не могли не творить, порой, не подозревая о том, какая великая жизнь ждет их произведения, в которых они отражали свою боль, свои переживания о судьбе Родины. Так было с «Ленинградской симфонией».

Борис Кожин видел записку, написанную Шостаковичем лечащему врачу его сына, Гринбергу. Эвакуированный из голодного Ленинграда сын Максим тяжело болел, и куйбышевские врачи долго боролись за его жизнь.

В записке написано просто: «Дорогой Самуил Абрамович, если у Вас будет желание и силы, приходите в оперный театр. Там я показываю свою новую вещь. Буду Вам очень благодарен». «Новая вещь» – это о «Ленинградской симфонии»! Большому композитору было тогда не до пафоса, и в этом вся скромность Д. Шостаковича.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: