Внимание, мы нашли его

Красавцы! за ваше здоровье и вашу координацию движений, как говорится.


                                                        

 

Какие вырезки, которые я посчитала важными:

Да, но больше и прежде всего ловкость — чрезвычайно универсальное, разностороннее качество. Рядом стоит второе притягательное свойство ловкости — ее доступность, та особенность ее, которая дает шансы человеку с самыми средними телесными данными одержать верх над любым великаном или атлетом. 

Затем обязательно в ловкости то, что она не чисто и грубо физическое качество, как сила или выносливость. Она образует уже мостик к настоящей, умственной области. Прежде всего, в ловкости есть мудрость.  Она — концентрат жизненного опыта по части движений и действий.

Н. Г. Озолин* достиг своих выдающихся результатов с помощью углубленного анализа физиологической стороны своих движений их биомеханики, механики упругих свойств шеста и т. Д

Ловкость, как мы уже установили, — это очень сложный психофизический комп лекс. 

ловкость состоит в том, чтобы суметь двигательно выйти из любого положения, найтись (двигательно) при любых обстоятельствах. 

Управление подобной системой оказывается возможным только при посредст ве непрерывного контроля какого-либо «органа чувств», да и то сначала требует порядочной ловкости. Мы снова возвращаемся к тому же самому принципу, который в свое время позволил природе преодолевать избыток степеней свободы подвижности и даже проявить по отношению к их количеству высокую щед рость. Это — принцип контроля над движением при помощи чувствительной сигнализации: спасительный принцип, который выручает и на этот ра

 

То, что «секреты» навыков плавания или велоезды и т. п. заключаются не в каких-нибудь особенных телодвиже ниях, а в особого рода ощущениях и коррекциях, объясняет нам, почему эти секреты не удается растолковать никаким показом (а любое движение всегда можно показать) и почему они совер шенно и пожизненно незабываемы. Даже помимо этих особенных ощущений и коррекций, сос тавляющих монополию уровня В, ни уровень пространства (С) с его обоими подуровнями, ни верховный уровень сложных на выков (D) не имеют подходящих средств для полноценного покрытия всех коррекций, нужных для данного двигательного навыка. Таким образом, встает во весь рост вопрос о привлече нии фоновых уровней как специалистов по тем или иным видам коррекций. 

 

На первых шагах строительства двигательного навыка со знательное внимание бывает устремлено почти на все многочис ленные подробности управления движением. А этих подробностей и слабых пунктов оказывается такое изобилие, что внимание теряется и то и дело упускает из виду важные, подчас и ре шающие, коррекции. Перед нами прошло уже немало примеров и разборов движений, показавших, как много в этих движениях разнообразнейшей работы по управлению, и как насыщена фоно выми коррекциями, например, каждая локомоция: ходьба, бег, плавание, прыжок. Разумеется, никакое, самое натренированное, внимание не может охватить сразу весь этот град коррекций. Тут и приходит на помощь автоматизационное переключение в низовые, фоновые уровни.

 

В одних случаях требуемый фон — это действительно це лостный самостоятельный навык, который при этом, как более простой, очень часто бывает уже давно выработанным у учаще гося, так что остается только пустить его в ход. Иногда подоб ный фон-навык нужно в той или иной мере «подшлифовать» и приспособить к фоновой роли. Могут, конечно, встретиться и такие случаи, когда нужно начинать воспитание навыка с самых азов. К таким самостоятельным фонам относится, например, раз бег при цепном акте прыжка в длину или в высоту или прыжка с шестом. Бег уже давно выработан у каждого, с той или другой степенью совершенства, как самостоятельное движение в нижнем подуровне пространства (CI). Его остается только подчинить общей задаче всего движения прыжка: превратить бег в разбег.

Такое использование автоматизмов, выработанных в свое время для навыка X, в другом, позже сооружаемом навыке Y, и есть то, что носит название переноса навыков или переноса упражненности. В этом важнейшем явлении необходимо разо браться подробнее, хотя оно пока еще мало изучено.

 

Наряду с теми качест венными скачками и ступеньками, о которых уже говорилось, ход выработки навыка часто включает в себя и более или менее длительные остановки, как бы заминки, иногда даже как будто временные ухудшения. «Ведь дело уже шло почти совсем хоро шо! — в отчаянии восклицает ученик. — Почему же оно опять вдруг расклеилось?!» Опытный педагог может всегда, не покривив душой, преодо левать эти обескураживающие настроения учащегося. Он вправе точно заверить его, что за этою заминкой последует качествен ный скачок в лучшую сторону, если только ученик не опустит руки и будет настойчиво продолжать работу, может быть только сделав небольшой перерыв в тренировке или внеся в нее времен ное разнообразие. Право педагога на такую уверенность осно вано на том, что подобные остановки (их иногда прямо назы вают «творческими паузами») всегда предшествуют очередному автоматизационному скачку, 

 

 

Основная суть в том, что такое практическое знакомство с разнообразными осложне ниями развивает в учащемся находчивость, способность не по теряться при непредвиденном осложнении и тут же найти прием для его преодоления. Такая находчивость ведущих уровней, имеющая притом к своим услугам послушную исполнитель ность со стороны уровней низших, является, как уже было ус тановлено, главною предпосылкой для ловкости

Упражняемость есть упражняемое свойство, как и почти все без исключения свойства корковых систем мозга; еще в большей степени упражняемо свойство находчивости или приспособительной маневренности, которое застраховывает выработанный навык от сбиваемости и деавтоматизации и накладывает на него  последнюю лакировку — лакировку ловкости. Нельзя не упомянуть еще об одном виде сбивающих воздействий, с которыми нередко приходится сталкиваться во время выработки двигательного навыка и даже позднее, при его практическом применении. Такое сбивающее, деавтоматизиру ющее действие производят переключения совершаемого движе ния на другой, непривычный ему уровень.

 

Внимание нужно тому уровню, в котором пребывает сознание и который отвечает за успех всего движения в целом и главном. Поэтому внимание следует сосредоточивать на стремле нии как можно лучше и точнее решить стоящую перед нами двигательную задачу. Это стремление и наведет его на основ ные, решающие смысловые коррекции всего  движения. Так, на пример, внимание упражняющегося в велосипедной езде должно быть направлено не на свои руки или ноги, а на лежащий впереди путь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: