Обучение вокальному искусству

Доклад по дисциплине «Методика обучения вокалу»

на тему:

«Развитие вокального искусства в России на современном этапе»

 

Выполнила студентка III курса

Группы МИВ-17

Аккиева Эльнара

Проверила: Усманова С.А.

 

Симферополь 2020 г.

Введение

Национальная школа пения формируется как из вокально-технологических принципов, так и особенностей психологического склада нации, истоков ее музыкальной культуры, а также своеобразия исторического развития. Проще говоря, все хорошо поющие певцы пользуются схожими вокальными приемами. Исторически русская вокальная школа ведет свои истоки от творчества             М. И. Глинки - первого русского композитора классика и вокального педагога. Однако нужно отметить, что попытки организации музыкального театра в России предпринимались еще в середине XVII в., а в 1735 г. сюда была приглашена на постоянную работу итальянская оперная труппа во главе с          Ф. Арайя композитором и дирижером. К моменту проникновения итальянской оперной музыки в Россию, Италия уже переживала так называемый второй период эпохи бельканто - время виртуозной оперной техники.

Одна из проблем современного классического вокала - это потеря индивидуальности голоса, его естественного тембра. Слышу возражения: но ведь школа классического вокала - особая школа, которая требует достаточно сильного звучания голоса (без подзвучки) в условиях больших концертных и оперных залов. Итак, в чем суть? Попробуем взглянуть на современный классический вокал глазами стороннего непрофессионального слушателя. Каким будет его первое впечатление? Я не хочу предстать необъективной, но мой личный опрос людей (не профессионалов) показал, что мало у кого из них классический вокал вызывает положительную оценку. Не спешите утверждать, что классика-это элитное искусство.

Постановка голоса    

Проблема технологии постановки голоса на современном этапе развития вокальной педагогики остается актуальной. Если голос «поставлен» от природы, то легко. Но это большая редкость. Попадаются счастливцы, у которых гортань анатомически удачно построена и организована для пения. Им не требуется особых приспособлений для перехода от речи к пению.

Постановка голоса - это выработка правильных певческих навыков, т. е. развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой, богатством тембральной окраски, широтой диапазона; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Певец, занимающийся постановкой голоса, должен стремиться выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено. Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; упражнения с артикуляционным аппаратом. K. С. Станиславский на занятиях со студентами, и в частности с В. Барсовой, учил развивать внутренние ощущения, контролировать свое поведение на сцене… и развивать слуховой контроль звука. Вопросу дикции он уделял исключительное внимание. Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание (интеллект), воля, хотя от этих качеств певца зависит очень многое. B. Морозов пишет в своей работе «Вокальный слух и голос»: «Человеческий голос - "живой музыкальный инструмент" во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок и капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы "играть" на нем, нужно знать хотя бы основные его "технические свойства". Известно также «цветовое» восприятие музыки у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер. Вокальный слух - это способность не только слушать, но и «видеть», зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе, конечно, помогает внимание, способность «слушать» свои ощущения и «представлять» эти процессы, т е видеть «внутренним взором». Большую помощь оказывает контроль собственного тела с помощью зеркала.

Обучение вокальному искусству

В наших вокальных школах обучение проходит одновременно в двух направлениях. Первое направление - это освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения с помощью упражнений и вокализов. Второе направление - изучение ряда произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла (в зависимости от «продвинутости» и одаренности обучающегося), а также ознакомление студента с богатством музыкальной литературы (изучение музыкальной литературы, посещение концертов, слушание записей). Как без прочного фундамента не бывает добротного здания, так без хорошей вокальной школы не может быть настоящего певца, как бы ни был он одарен от природы музыкальностью и эмоциональностью. Однако совмещение этих двух направлений в одном потоке занятий таит в себе угрозу того, что начинающий не успевает освоить вокальные навыки и представления на упражнениях, как начинается более сложная работа над произведениями, и в результате ученик теряет все приобретенное. Иногда следует задержаться только на упражнениях и вокализах, дать возможность студенту закрепить полученные навыки и только после этого переходить к очень простым

произведениям. Бывает довольно трудно психологически работать с начинающими только над упражнениями и вокализами, так как у тех еще нет достаточного понимания, глубинного осознания необходимости и ценности этого этапа работы, они начинают скучать на упражнениях, стремясь петь сразу целые произведения. Задача педагога - заинтересовать ученика, довести до его сознания цель такой работы, ее важность и необходимость, понимание постепенного «строительства» нашего музыкального инструмента - голосового аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: