Что главное в обучении пению?

Каждый педагог ответит по-своему, исходя из личного опыта. На мой взгляд, главное - это осознание собственных голосовых приспособлений и исполнительских возможностей. В техническом отношении главное для «академиста» преодоление регистровой разрозненности путем смешения звучания. То есть выработка сплава грудного и головного звучаний, баланс которых индивидуален и изменчив тесситурно: звук выше - тембр «головней», звук ниже тембр "грудной". Звучание есть взаимодействие дыхания и гортанию. Дефекты взаимодействия состоят в слишком плотном смыкании голосовых складок, их регистровом, не смешанном способе работы, вялости или напористости дыхания.

Существуют ли секреты обучения пению?

 Пой согласно природе голоса! В обучении вокалу очень много непознанного, хотя к проблемам вокальной педагогики обращались ученые еще в древние времена. В трудах древнегреческого врача и основоположника античной медицины Гиппократа (IV-V вв. до н. э.) и греческого философа Платона (IV в. до ой н. э.) затрагиваются вопросы вокальной техники. Гиппократ 2500 лет назад писал, что «голос рождается в голове», чем подчеркивал значение резонанса и резонаторов. Глотка - один из важнейших резонаторов, так как ее объем за счет ее перемещений языка и опусканий гортани значительно увеличивается и дает возможность звуку быть «прикрытым».

Что называют вокальным слухом?

Вокальный слух-это способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов. Вокалисты воспринимают певческое звучание не только слухом, но и мышцами голосового аппарата, вибрационными ощущениями, зрением, т. е. в результате взаимодействия различных органов чувств, опыта, интеллекта слушающего. Главный инструмент вокал ной педагогики - слух, связанный с субъективными певческими ощущениями, тоже отчасти субъективен, особенно у неопытных исполнителей. Он нуждается в подстраховке. Певец слышит в преломлении ощущений своего голоса. Слуховая информация перерабатывается сознанием, связана с аналитическими способностями, нуждающимися в развитии и опыте.

Какой диапазон голоса требуется от певцов?

Диапазон - это звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. От исполнителей оперных партий требуется диапазон в две с половиной октавы. От камерных певцов - в две октавы. Необученные певцы чаще используют объем септимы (типичный средний диапазон народных песен). Рамки эти, конечно, условны.

Что называют атакой звука?

Под атакой звука понимают его начало, зарождение. Воинственный смысл термина не относится к пению. Условно различают три типа атаки: твердую (сначала смыкаются голосовые складки, затем давление воздуха размыкает их); мягкую (подача дыхания и смыкание складок происходят одновременно); придыхательную (сначала обильно подается через голосую щель дыхание, затем включаются в работу складки). От того, как голосовые складки начали работать, зависит дальнейшее звучание голоса. За основу в пении обычно берется мягкая атака звука; другими пользуются, когда этого требуют технические и художественные задачи. При напряженном звучании голоса наиболее полезна придыхательная атака.

Каковы основные дефекты звука у певцов?

Типичными недостатками являются форсирование, «гортанность» голоса, открытый или перекрытый звук. Пестрое звучание гласных, зауженные И, Е, безопорность звучания. Сиплый или жесткий тремор. Неточны попадания на звук («подъезды»). Зажатое или открытое звучание «верхов», нарушение вибрато. У певцов хора существует тенденция к обезличиванию тембра.

Что называют камерным пением?

Камерное пение (от латинского «комната») подразумевает исполнение вокальной музыки в жанрах романса или песни, ансамбля. Камерное пение требует от исполнителя богатой и тонкой нюансировки, при этом мощь голоса не обязательна.

Как работать с детскими голосами?

Необходимо строго отбирать посильный репертуар, ограничиваться естественным для данного возраста диапазоном и умеренной силой звучания. Петь следует без зажимов и форсирования. Можно петь систематически, но непродолжительно. Необходимо избегать бытового крика, типичного для детей.

По какой причине чаще всего теряется вокальная форма?

Обычно вокальная форма теряется вследствие нерациональной работы гортани, хотя это редко осознается. Гортань невидима. Как правило, она функционирует разнорегистрово, напрягается, замыкая голосовую щель. При этом нарушается и координация с помощью дыхания, резонаторами. Зачастую требуется усовершенствовать смешение регистров или разомкнуть голосовую щель, создав импеданс на надгортанном уровне. Понимание этого способствует восстановлению вокальной формы.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что в вокальной педагогике необходимо пересмотреть ошибочные старые взгляды, дополнив тем положительным, что мы имеем сегодня, а главное - проложить новые пути. Особенно продуктивным считаю интерференцию, то есть пересечение, переплетение на уроке нескольких дисциплин. Например, когда преподаватель решает совместить ИКТ и литературу, иностранный язык и биологию. Во время использования всевозможных средств технологического процесса учитель открывает новые возможности и подходы в обучении. Так, использование компьютеров, новых программных обеспечений и различных аудио и видео ресурсов позволяет сформировать у ученика целостный взгляд на мир и мировые инновации. И, как итог, мы видим прогресс в обучении. Дети становятся более развитым, а их развитие идёт намного быстрее, так как инновации помогают им сэкономить время на чем-то ненужном и заниматься сугубо развитием, что не может не радовать и преподавателя, и родителей, и даже самих учеников. Поэтому я считаю, что инновации - это необходимость для каждого учебного заведения.

Наша задача, задача вокальных педагогов - добиваться того, чтобы было больше прекрасных певцов, достойных продолжателей великой русской национальной певческой школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: