Обращение в русском языке, функции, формы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Инженерно-технологический факультет

 

ДОКЛАД

по дисциплине: «Русский язык и деловые коммуникации»

 

Вариант №10

Тема: «История обращения в русской культуре»

 

Студентки Щетининой Ольги Викторовны

Направление подготовки: 44.03.04

Профессиональное обучение (по отраслям)

Курс: первый

Группа: ЗБТП-19

 

 

 

г.Симферополь

2019-2020 учебный год



План

Введение

1. Обращение в русском языке, функции, формы

2. История обращения в русской культуре

2.1 Изменения форм обращения на протяжении всей истории России

2.2 Обращение в современном языке

3. Роль обращения в русском речевом этикете

Выводы

Список используемой литературы



Введение

В современном мире большой интерес представляют обращения. В разные времена они меняли свою форму в зависимости от эпохи и её особенностей. В XIX веке к мужчинам и женщинам обращались как к «госпоже» и «господину», а в XX веке на смену пришли «товарищ» и «гражданин», которые более соответствовали исторической ситуации. В наши дни роль обращений постепенно утрачивается, и на смену приходят междометия.

Обращение - одно из главных средств универсального характера, выработанных в языке для человеческого общения, для установления связи между субъектом общения и высказыванием, для интеграции разных сторон и компонентов ситуации общения в единый коммуникативный акт.

Эволюция системы обращения в русском языке наблюдается на протяжении семи веков.

Впервые термин «обращение» появился в «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова: «Обращение есть, когда слово обращаем к другому лицу, подлинному или вымышленному, от того, которого само настоящее слово требует»

Ломоносов относил обращение к средству, украшающему нашу речь.

В грамматике традиционно средством выражения обращения считается именительный падеж имени существительного (или произошедшими от него другими частями речи). В древнерусском языке обращение выражалось звательным падежом, который утратился к XV-XVII веку. Звательный падеж сохранил функцию обозначения предмета или лица, к которому обращается говорящий, и эта функция звательного падежа получила дальнейшее развитие, но выражаясь уже именительным падежом.

Обращение выполняет следующие функции: аппелятивную (призывную) и экспрессивную (оценочно-характеризующую),

Обращения выбираются в зависимости от отношений между говорящим и его собеседником, а также ситуации обращения: семейный статус, гражданский (социальный, правовой) статус, половая принадлежность и другие.

Обращение прошло очень сложный и интересный путь развития, на протяжении веков менялись способы выражения обращений, их лексический состав, изменялись функции обращения в зависимости от времени.

Цель исследования – выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем

Задачи:

1.Изучить литературные источники об истории употребления обращений.

2.Изучить факторы, повлиявшие на выбор формы обращения в разные периоды русской истории.

Тема доклада является актуальной, так как многие не умеют правильно, культурно обратиться к собеседнику, от этого зависит не только дальнейший диалог, взаимопонимание, но и состояние языка. Красивые литературные обращения постепенно исчезают из речи наших современников.

 



Обращение в русском языке, функции, формы

Обращение к собеседнику – это самая употребительная языковая единица, связанная с этикетными знаками. Установление речевого контакта, регулирование социальных взаимоотношений – важные общественные функции обращения, поэтому его употребление является предметом заботы и внимания людей. В человеческом обществе придают большое значение установлению контакта с собеседником. Все виды приветствий, обращений, титулований предназначены для установления контакта и демонстрации социальных отношений, в рамках которых люди намерены общаться.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо (или же предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является членом предложения. В роли обращений чаще всего выступают собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии, намного реже эту функцию выполняют клички животных или название неодушевленного предмета.

Суть обращения составляют языковые формы установления контакта с собеседником при демонстрации взаимных социальных и личностных отношений. Обращения возникают на базе слов-названий, которые указывают на разные признаки:

1) на наличие или отсутствие знакомства (родства) адресата с говорящим;

2) на возраст адресата в соотношении с возрастом говорящего;

3) на социальное положение адресата по отношению к говорящему;

4) на профессию, род занятий адресата;

5) на функцию адресата в данной житейской ситуации;

6) на личные качества адресата, проявляющиеся в его поведении в данной ситуации или известные говорящему из прежнего опыта;

7) на свойства адресата как объекта эмоционального воздействия и оценки со стороны говорящего.

Обращения возникают на базе слов, но сами они словами не являются. Это уже не слова-названия, а обращение к адресату, т.е. своеобразное речевое действие (речевой акт), состоящее из призыва и называния одновременно.

Основная функция обращения – привлечение внимания, призыв собеседника – дала ему определенную оформленность, специфическую звательную форму, существующую в ряде славянских языков и имевшуюся в древнерусском языке. Главным формальным средством указания на обращение в русском языке считается особая звательная интонация, очень сходная с той, которой снабжаются другие выражения речевого этикета. По ней безошибочно выделяется обращение в потоке речи. Обращение бывает эмоциональным, экспрессивным, а также содержать какую-либо оценку.

Вторым важным свойством обращений является обозначение адресата.

Обращение – самый яркий этикетный знак.

Называя собеседника - выбираем для него наиболее походящий случаю «ярлык». В русском языке есть великое множество обращений, они обслуживают самые разные ситуации общения, употребляются людьми, несущими разные социальные признаки.

Речевой этикет захватывает то, что выражает благожелательное отношение к собеседнику, что сможет создать подходящий климат общения. Обильный набор языковых средств даёт возможность выбрать уместную в конкретной ситуации, благоприятную для адресата "ты" или "вы" форму общения, установить дружескую, непринужденную или официальную тональность разговора, настроить необходимую эмоциональную атмосферу.

Обращения людей друг к другу зависят от родственных отношений, от социальных статусов собеседников, от вида отношения двух людей (дружеские, неприятельские, нейтральные)

Обращение к незнакомому человеку является не простой формой начала разговора. Для того чтобы правильно подобрать слово, обозначающее незнакомого человека для вовлечения его в беседу, нужно непременно учитывать возраст и пол человека.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: