Обращение – это самый массовый и самый насыщенный речевой этикетный признак.
В русском языке личных местоимений мало, но их вес в речевом этикете достаточно значителен. Особенно существенен выбор между «ты» и «вы». «Вы» вместо «ты» в обращении к одному в русском языке появилось относительно недавно, в XVIII веке. «Вы» закрепилось прежде всего среди образованных дворян. До этого «ты», само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с «вы» оно завоевало значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Захватывая постепенно все новые и новые слои горожан, употребление «ты» и «вы» соответственно получало разнообразные оттенки в соответствии с типичными для каждой общественной группы отношение.
Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету.
У русского народа не принято именовать присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству).
|
|
Умение правильно пользоваться языком, употреблять правильные слова-обращения при беседе, включает в себя знания и соблюдение речевого этикета.
Обращение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, проявляющего себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной сказанной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращения окончательно не установлены, вызывают разногласия, а также являются больным местом русского речевого этикета.
Выводы
Во взаимоотношениях людей обращения часто играют первостепенную роль. Обращение к собеседнику при налаживании контакта, установление межличностных связей обрекают его на изначальную эмоциональность и оценочность, выраженную либо прямо, либо скрыто, теневым смыслом высказывания. В спектре оценочных оттенков выделяется сфера выражения социального взаимодействия. Обращение является своеобразным индикатором сложностей, возникающих в процессе взаимоотношения людей.
Обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую эпоху.
Список используемой литературы
1. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. – Саратов, 1987. – с. 125.
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. - 496 с.
3. Маркелова Т.В. Обращение и оценка. – РЯШ. – 1995. - № 6.
4. Останин А.И. Соотносительность обращений и вопросительных предложений. – РЯШ. – 1990. - № 2.
5. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
6. Фасмер М. М. Этимологический словарь русского языка. – 1973. Т. 4. с. 68.
7. Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем обществе. – М., 1982. - с. 95.
8. Формановская Н.И. Обращение. - РЯШ. – 1994. - № 3