Роль обращения в русском речевом этикете

Обращение – это самый массовый и самый насыщенный речевой этикетный признак.

В русском языке личных местоимений мало, но их вес в речевом этикете достаточно значителен. Особенно существенен выбор между «ты» и «вы». «Вы» вместо «ты» в обращении к одному в русском языке появилось относительно недавно, в XVIII веке. «Вы» закрепилось прежде всего среди образованных дворян. До этого «ты», само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с «вы» оно завоевало значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Захватывая постепенно все новые и новые слои горожан, употребление «ты» и «вы» соответственно получало разнообразные оттенки в соответствии с типичными для каждой общественной группы отношение.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету.

У русского народа не принято именовать присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству).

Умение правильно пользоваться языком, употреблять правильные слова-обращения при беседе, включает в себя знания и соблюдение речевого этикета.

Обращение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, проявляющего себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной сказанной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма обращения окончательно не установлены, вызывают разногласия, а также являются больным местом русского речевого этикета.



Выводы

Во взаимоотношениях людей обращения часто играют первостепенную роль. Обращение к собеседнику при налаживании контакта, установление межличностных связей обрекают его на изначальную эмоциональность и оценочность, выраженную либо прямо, либо скрыто, теневым смыслом высказывания. В спектре оценочных оттенков выделяется сфера выражения социального взаимодействия. Обращение является своеобразным индикатором сложностей, возникающих в процессе взаимоотношения людей.

Обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую эпоху.



Список используемой литературы

1. Гольдин В.Е. Обращение: теоретические проблемы. – Саратов, 1987. – с. 125.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. - 496 с.

3. Маркелова Т.В. Обращение и оценка. – РЯШ. – 1995. - № 6.

4. Останин А.И. Соотносительность обращений и вопросительных предложений. – РЯШ. – 1990. - № 2.

5. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

6. Фасмер М. М. Этимологический словарь русского языка. – 1973. Т. 4. с. 68.

7. Формановская Н.И. Вы сказали: "Здравствуйте!". Речевой этикет в нашем обществе. – М., 1982. - с. 95.

8. Формановская Н.И. Обращение. - РЯШ. – 1994. - № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: