Категория «жанр» духовной музыки во взглядах информациологов

 

Остановимся на взглядах информациологов, разрабатывающих данную проблему. Е. Минаев рассматривает категорию «жанр» в совокупности с выполняемой им функцией и называет следующие его категории:

1) жанр как художественно-генетический код,

2) жанр как механизм социальной памяти,

3) жанр как единица эмоционально-интонационной структурной памяти коллектива о духовном единстве информационного поля.  

 

В духовной музыке как жанровой сфере на первое место следует поставить такую его функцию как художественно-генетический код. Рассмотрим этот тезис на примере богослужебной музыки. Все храмы соблюдают чин или круг богослужения. Он существует практически в неизменном виде со времен Иоанна Златоуста. Несмотря на различие в музыкально-художественном оформлении богослужения, песнопения, исполняемые священнослужителями, хором певчих или прихожанами могут исполняться в строго отведенные моменты службы. Причем как авторство исполняемых песнопений, так и принадлежность их к той или иной школе может быть различным, но по своей жанровой принадлежности они должны точно соответствовать требованиям богослужения. В каждой «вертикали» произведений, принадлежащих к одному и тому же эпизоду богослужения, прослеживается художественно-генетический код, который выступает главным генерирующим моментом.

Несколько сложнее оценить духовную музыку в концертном исполнении. В основе всех музыкально-социологических группировок, опирающихся на учение А. Н. Сохора[26], лежит деление на первичные и вторичные жанры. Духовную музыку можно отнеси и к первичным, как опирающуюся на спектр бытового музицирования (сакральная музыка относится к таковой), так и к вторичным или сложным аналитико-синтетическим, воспринимаемыми как концертное произведение. Духовная музыка представляет собой единое музыкально-информационное полевое пространство. «В аналитических жанрах, выдвигающих сложную концепцию мира и социума, совершается работа всеобщего объединенного сознания по выработке индивидуальным сознанием мировоззренчески концептуализированного опыта»[27]. Следовательно, вся духовная музыка независимо от формы ее исполнения содержит код долговременной связи между людьми и поколениями. Богослужебная духовная музыка, апеллирующая к высшим вневременным духовным ценностям, отвечает самым возвышенным духовным потребностям.

Практика показывает, что смысловой разбор произведений духовной музыки, рассмотрение его места за богослужением, анализ информационно-духовной наполненности каждого произведения или целостного литургического цикла позволяет скоординировать содержательную сторону, интерпретацию музыки и техническую сторону обучения и способствует формированию культуры восприятия духовной музыки.

Изучение произведения духовной музыки требует соединения в единый комплекс трех составляющих:

1) место и значимость произведения для богослужебного процесса;

2) содержательная сторона произведения, его связь с конкретным эпизодом богослужения;

3) возможность осмысленного восприятия средств музыкальной выразительности, воплощающих сакральную информацию и связывающих с информационным полем религо -сферы и духовной музыки.

 

Такой метод работы формирует внутренний стержень, понимание которого способствует формированию культуры восприятия духовной музыки в современном информационном обществе.

 

Резюме

Педагогика формирования восприятия произведений духовной музыки опирается как на исторически сложившуюся мировоззренческую систему, так и на современные концепции мировоззренческого характера. Эта система берет свое начало от исследований Г. Галилея, И. Ньютона, М. Борна, Н. Винера, Л. Ландау, затем И. Пригожина, Е. Велихова, А. Шилейко, Э. Евреинова, И. И. Юзвишина. Одной из основополагающих концепций, сформулированных названными исследователями, является концепция «Кода Вселенной». Основой современных теорий мировоззренческого характера, разработанных, например, Международной Академией Информациологии или Институтом ноосфер и естествознания ВНИИ экологии и окружающей среды являются учения Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. В состав мировоззренческих концепций восприятия произведений духовной музыки включается современное музыкально-семиотическое учение.

 

Вопросы и задания для самоконтроля по главе 5 «О культуре восприятия духовной музыки в современном информационном обществе»

1. В чем специфика концепции религии, изложенной И.В. Вернадским. Какие составные части этой концепции

2. Рассмотрите логику информациогенного закона и его проявления при восприятии произведений духовной музыки.

3. Охарактеризуйте информационно – полевой подход восприятия произведений духовной музыки, предложенный В. С. Кущ

4. Раскройте, что такое Код Вселенной.

5. Подумайте, имеются ли в Вашем окружении пассионарные группы

6. В чем специфика проявления Категория «жанр» духовной музыки во взглядах информациологов

 

Словарь персоналий и терминов

 

В. И. Вернадский

Г. Галилей

И. Ньютон

М. Борн

Н. Винер

Л.Ландау

И. Пригожин

Е. Велихов

А. Шилейко

Э. Евреинов

И. И. Юзвишин

Е.А.Минаев

Л. Гумилев

Информациология

Информационно-кодовая основа

Закон вечности информации

Закон постоянного информационного кодирования и декодирования

Полевое пространство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: