Духовная музыка в современном информационном обществе

Раздел 2. О некоторых мировоззренческих подходах к восприятию духовной музыки

Глава 5. О культуре восприятия духовной музыки в современном информационном обществе

В этой главе Вы:

Ø узнаете концепцию «религии» И. В. Вернадского;

Ø определите логику информациогенного закона;

Ø проанализируете информациологический подход к изучению духовной музыки;

Ø узнаете, что такое Код Вселенной;

Ø проанализируете специфику проявления категории «жанр» духовной музыки во взглядах информациологов;

Ø познакомитесь с категориями микро- и макромира в педагогике восприятия произведений духовной музыки;

        

Толковый                                                    словарь   Принцип информациологического подхода заключается в том, что сначала изучаются не признаки, характеристики или свойства изучаемого объекта, а его соотношение с внешним окружающим миром, т.е. с внешней информацией.  

 

Толковый                                                    словарь   Нотная грамота - это логико-формальный язык идентификации (отражения) гармонии информационно-кодовых процессов природы, частью которых является человек. (Юзвишин И. И.Основы информациологии. – М.: Международное издательство «Информация»,2000. – С.279)

 

Толковый                                                    словарь   Синергетика – это сложение энергий, усилий или действий в результате которого формируется эффект больше суммы индивидуальных значений на величину совместного действия.

 

Информациологический подход в педагогике восприятия

Духовной музыки

Предмет научной дисциплины - педагогика восприятия духовной музыки таков, что невозможно оставить без внимания современные концепции общенаучного порядка, фундаментальные понятия, относящиеся к области информациологии и глобально-космических обобщений.

Еще И. В. Вернадский вкладывал в понятие «религия» неоднозначный смысл. У И. В. Вернадского[1] религия определяется как что-то высшее, как «существующая душа человека и человечества». Для Вернадского в совокупности категорий “religio” и “re-ligo” выражается чувство планетарной, космической связи.

В концепции Вернадского о религии выделяются три части:

1) космическая духовность и космическая религиозность;

2) ноосфера и ноосферная цивилизация;

3) неконфессионная духовность.

Эти три понятия как единое целое образуют одну из составляющих и современного информациологического подхода. Миропонимание сущности информации базируется на следующем информациогенном законе: «Вся Вселенная заполнена универсальной… информационно-вакуумной средой»[2]. По мнению информациологов, все в природе и во Вселенной обладает единой информационно-кодовой основой. Все явления имеют информационные излучения, называемые полями, которыми заполнена вся Вселенная. Информациология, опираясь на исследования Г. Галилея, И. Ньютона, М. Борна[3], Н. Винера, Л.Ландау[4], И. Пригожина[5], Е. Велихова[6], А. Шилейко[7], Э. Евреинова[8] ввела понятие Код Вселенной. И. И. Юзвишин следующим образом трактует сущность Кода. Вся информация закодирована так, что можно определить элемент Кода и его структуру в любом организме, т. к. существуют один или несколько ключевых элементов. Далее действуют два основных закона: Закон вечности информации и Закон постоянного информационного кодирования и декодирования. Из сказанного информациологи делают следующие выводы:

1) во Вселенной кодируются все процессы, относящиеся как к биолого-физическим сферам, так и к социальным;

2) закодированная информация, во-первых, является вечной, и, во-вторых, постоянно окружая нас, способна к декодированию.

До появления информациологической науки все серьезные исследования выполнялись по методике системного подхода, который задавал жесткие рамки исследования в пределах одной или двух-трех смежных наук. При информациологическом подходе внимание переносится на рассмотрение соотношений явлений микро- и макромира в их взаимосвязи. При таком подходе исследование осуществляется не только с традиционных, но и с информациологических позиций. Они не исключают друг друга. Они просто находятся в разных плоскостях. Принцип информациологического подхода заключается в том, что сначала изучаются не признаки, характеристики или свойства изучаемого объекта, а его соотношение с внешним окружающим миром, т.е. с внешней информацией.

Все информационные потоки окружают нас постоянно. Почему же некоторые чувствуют, познают, воспринимают информацию, пришедшую к нам, а другие нет. Притяжение информации к реципиенту происходит в том случае, когда частота колебаний биологического тела и информационного поля одинакова. Важнейшим информационным полем и информационными потоками являются музыкально-информационное поле и музыкально-информационные потоки. И. И. Юзвишин так характеризует нотную грамоту: «Это логико-формальный язык идентификации (отражения) гармонии информационно-кодовых процессов природы, частью которых является человек»[9]. Каждый звук имеет свою частоту и каждая клетка живого организма настроена на соответствующие частоты. Каждый человек – это «своеобразный информациогенный генератор, в котором возникают излучения и непрерывно рождаются информационные и другие, пока не изученные поля»[10].



Духовная музыка в современном информационном обществе

В музыкально-педагогическом процессе более чем где-либо необходимо осмысленное использование технологий, опирающихся на концепцию информационного единства мироздания. Развитие всего комплекса наук, переставших быть раздельно философскими, педагогическими или музыковедческими привело к необходимости «информационно-полевого» подхода к восприятию музыки вообще и духовной музыки в частности. Видный исследователь В.С. Кущ в этой связи пишет: «Человек и Вселенная объединены процессами обмена информации на основе Вечного Ритма»[11]. Главный смысл этого высказывания мы видим в следующем: то, что мы получаем через музыку, является не просто сочетанием звуков, ритма, содержания, но информацией. Именно духовная информация является главной составляющей духовной музыки, которая никогда не исчезала из жизненного пространства человека, из его биоэнергетического поля. К настоящему времени и у информациологов начало складываться представление о взаимосвязи категорий «информация», «духовность», и «духовная музыка».

Контакт с музыкально-информационным полем возможен и при отсутствии музыкального инструмента, так как работа внутреннего слуха, в том числе «пропевание про себя», является одной из форм музицирования. Не отказывая в справедливости выводов Минаева[12], необходимо отметить, что уровень мысленного контакта является одним из элементов восприятия музыкально-информационного поля. Усиление и изменение духовной деятельности, духовная работа опосредованно влияют и на мировоззрение человека, его мыслительную деятельность, и на культуру восприятия духовной музыки.

Представляется, что именно такой смысл вкладывали В. П. Казначеев и Е. А. Спирин в свою мысль о том, что «организм функционирует как частица беспредельной космопланетарной полевой среды»[13].

В педагогике восприятия духовной музыки, весьма важным является учение Л. Гумилева[14] о пассионарных группах. Распространение информационных потоков имеет объективно-закономерный характер. Но одни респонденты в силу особенностей частотных колебаний своего организма воспринимают их, а другие – нет. Пассионарные группы воспринимают и способны донести до восприятия других «допонятийный» (термин Е. А. Минаева) смысл духовного произведения. Этот тезис подтверждается исследованиями человеческого мозга, выполненными учеными института им. Бехтерева. Было обнаружено, что в молитвенном состоянии священника электроэнцефалограмма показывает полное отключение коры мозга при ясном сознании. Следовательно, можно говорить об особом состоянии мозга, когда он воспринимает «допонятийную» информацию. В. Б. Слезин, профессор института им Бехтерева в статье, опубликованной в журнале «Русский дом» №7 в 1999 г.[15] пишет: «молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и бодрствование, медленный или быстрый сон». Когда отсутствует это четвертое состояние мозга, то происходят какие-то «негативные процессы. Следовательно, можно утверждать, что человеческий мозг на уровне подсознания или внесознания способен вбирать информационные потоки. «Музыка и музыкальное искусство… переводят эмоциональный мир человека в такие сферы внутренней мыслительной деятельности, на которых человек может достичь эмоционального и мировоззренческого состояния, сходного с эффектом покаяния. Это важнейшая функция музыки и, особенно, церковного пения»[16]. Крайне важно, что богослужебная музыка русской православной традиции опирается не на богатство интонирования. В духовной музыке обнаруживается освобожденная от эмоций информация. Молитва и духовная музыка - это информационный посыл, отражающий, «состояние общности, константы некоей эмоциональной и мыслительной опоры в собственно информационно-полевом измерении»[17].

Если ставить вопрос о культуре восприятия духовной музыки, то следует говорить не о чисто физическом или «профессиональном» слышании, а о духовном восприятии информации, закодированной в музыкальных знаках. Применительно к произведениям духовной музыки эти составляющие следует рассматривать либо как равноправные, либо отдать предпочтение духовно-информационному восприятию. Следовательно, именно звук, определенная комбинация музыкальных звуков и информация, воплощенная в них, независимо от способа его воспроизведения является элементом, объединяющим и создающим полевое пространство. Полевое пространство содержит информацию, созданную тоном физически или внутренне слышимого звука. Осознанное преломление этого тона во многом определяется эмоциональным и духовным состоянием индивида, объемом содержащейся в нем энергии. Совокупность этих энергий образуется музыкально - информационно- полевым сообществом единомышленников. Образуется эффект, который Цымбал назвал «синергетикой» [18]. Синергетика – это сложение энергий, усилий или действий в результате которого формируется эффект больше суммы индивидуальных значений на величину совместного действия. А. Лосев в работе «Музыка как предмет логики»[19] указывал, что природные основы музыки находятся в законах, стоящих в структурных закономерностях Космоса и человеческого сознания.

Элементы информационного поля духовной музыки становятся всеобщими при акциональных формах взаимодействия. Анализ информационного поля музыки вообще и духовной музыки в частности не возможен без выяснения роли категории «жанр» в этом процессе. Сейчас мы не будем останавливаться на общих музыкальных подходах, предложенных Б. Асафьевым[20], М. Арановским[21], В. Боровским[22], М. Мазелем[23],В. Медушевским[24], Б. Яворским[25] и другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: