Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

 

Место духовной музыки как части культуры требует рассмотрения ряда общечеловеческих концепций, в совокупности которых на первое место выходят концепции, предложенные В. И. Вернадским и его последователями[28]. Этот анализ позволит ответить на вопрос: почему в одни периоды потребность общества в духовной музыке резко ослабевает, а в другие - становится насущно необходимой.

Учение о Ноосфере, сформулированное почти одновременно В. И. Вернадским в работах «Биосфера и ноосфера», «Биосфера в космосе», «Область жизни», «Живое вещество», «Строение живого вещества» в России, Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом во Франции, получило развитие в трудах их последователей и продолжает развиваться до настоящего времени. Как любое планетарное исследование, оно не имеет «закрытых» границ и не может быть (в рамках обозримого Человечества) законченным. Рассмотрим основные его положения и этапы становления.

Во вступлении к своей книге «Биосфера и ноосфера», изданной в Праге в 1926 году, Вернадский пишет: «Среди огромной геологической литературы отсутствует связный очерк биосферы, рассматриваемой как единое целое, как закономерное проявление механизма планеты, ее верхней области – земной коры»[29].

Вернадский постоянно отмечает ограниченность научных исследований, рассматривающих жизнь как случайное явление на Земле. «Не случайное развитие жизни на Земле и не случайное образование… особой охваченной жизнью оболочки – биосферы»[30]. В противовес изучению «частностей» отдельными науками, Вернадский ставит вопрос о научном сознании, переключившимся на изучение «планетных» явлений. «Существование планетарного механизма» постоянно подчеркивается Вернадским. Очертив мировоззренческую парадигму, В.И. Вернадский, однако, изложил ее только в пяти, достаточно разрозненных очерках: «Биосфера в космосе», «Область жизни», «Живое вещество», «Строение живого вещества», и «Живое вещество в геохимической истории системы элементов». Идея, лежащая в основе учения о ноосфере, созрела у Вернадского в период 1880-1890 гг. в виде концепции творческого характера человеческого разума. Но эта концепция у ученого постоянно связывалась с геологическими процессами Земли, являющимися составной частью «космической среды мира». Для нас крайне важно, что В. И. Вернадский, не формулируя категорию «информационного поля», по сути дела постоянно говорит о ней. Вернадский говорит об «излучениях разного рода»[31]: «одни из них для нас вырисовываются в форме энергии – передачи состояний», другие – «в виде излучения», кроме того «космические излучения, принимаемые нашей планетой, строящие, … ее биосферу, – лежат только в четырех с половиной октав из числа 40 нам известных». Вернадский – человек, верящий одновременно и в коммунистические идеалы - «Ноосфера создается разумом и трудом народных масс», «ноосфера несовместима ни с какими формами национального или расового угнетения»[32], «идея равенства и равноправия черных, желтых, красных и белых рас»[33], и в космического бога – в целом, остается на позициях материализма. Последователь В. И. Вернадского, его ученик И. И. Мочалов, сопоставляя концепции ноосферного учения Тейяра де Шардена и Вернадского, пишет: «И, конечно, Тейяр, никоим образом не связывает между собой ноосферу и коммунистическое общество – мысль, которая, … четко проводится Вернадским»[34]. Таким образом, у В. И. Вернадского мы принимаем два, уже сформулированных, постулата: наличие ноосферы и наличие полей, создаваемых Вселенной, Космосом, Землей.

Кроме этого, в педагогике восприятия произведений духовной музыки используется еще одно, третье положение Вернадского: «Область человеческой культуры и проявление человеческой мысли – вся ноосфера»[35].

Содержание ноосферной модели к настоящему времени существенно расширилось. Появилось направление, сформулированное П. Никитенко, член - корреспондентом АН Беларуси, которое рассматривает «ноосферную модель как императив социально-экономического развития»[36] и, которое ставит вопрос о необходимости перехода целых стран «на реализацию новой планетарной парадигмы своего социально-экономического развития». Одним из первых шагов на этом пути стала конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Следующий шаг – саммит Рио-92, где 179 лидеров и глав правительств решили осуществить поступательное движение своих стран по этой концепции. Что мы имеем на сегодня. Численность населения на Земле составляет около 6 млрд. человек. В 1950 году землян было в 2 раза меньше, а в 2025 году их может стать (по прогнозам) 10млрд. человек. До 90% населения будет приходиться на развивающиеся страны. Уже в настоящее время средняя плотность населения на планете (около 40 человек на кв. км.) почти в шесть раз превышает предельно допустимую плотность населения. В России плотность почти нормативная (8,6 человек на кв. км.). Доля антропогенного потребления продукции биосферы «составляет 10-25%, что в 10-20 раз больше допустимой нормы с точки зрения стабилизирующего принципа Ле Шантеля-Брауна»[37]. Вот почему духовность и культура, образованность и экологизация должны стать главными составляющими, которые позволят выжить Человечеству в условиях все растущей глобализации. Необходимо коренным образом изменить индустриальное, материалистическое мышление, сознание и общее мировоззрения, то есть наиболее консервативные качества и свойства человека.

В соответствии с ноосферной теорией Земля имеет несколько оболочек, возникших в определенных условиях. Наличие биосферы, ноосферы, эмосферы, социосферы, техносферы (в широком смысле слова, включая искусство, науку, литературу), антропосферы высказано в трудах Вернадского – основоположника учения о биосфере и ноосфере и его последователя И. И. Мочалова[38].

 

Место культуросферы и религиосферы в ноосферной теории

В. И. Вернадского

 

Изучение трудов крупнейших представителей «культурно-исторической школы» конца XIX – начала XX веков: Ф. Ратцеля[39], Н. Я. Данилевского[40], К. Н. Леонтьева[41] и других привели к мысли о необходимости определения еще двух сфер: культуросферы и ее составной части религиосферы, в связи с тем, что они имеют существенное значение для выявления места духовной музыки в современном духовном культурном пространстве и соответственно накладывает отпечаток на специфику восприятия музыкально-духовных произведений в современных условиях. 

 Каждая из них имеет свое информационное поле и, следовательно, их вычленение никак не противоречит общей концепции учения Вернадского. В правильности такого утверждения нас убеждает подход к сущности ноосферного учения, сформулированный Тейяром де Шарденом. «Для Тейяра путь к ноосфере – это, в сущности, развертывание некоего мирового сознания»[42]. У Тейяра в построении концепции ноосферы существенную роль играют телеологические мотивы.

Подключение новых категорий к уже функционирующим требует, во-первых, определения направлений взаимосвязи человека и человечества с ними и, во-вторых, ранжирования, установления иерархии между ними.

Бесспорно наличие двухсторонней связи между любой из сфер и человечеством в целом и отдельным индивидуумом. Люди не только создают каждую сферу, но и сами находятся под ее влиянием. Каждая из сфер постоянно изменяется и количественно, и качественно. Накапливаясь и обогащаясь в одни периоды, сферы могут отдавать человечеству свою энергию в другие периоды больше, чем получают.

Ранжирование различных категорий сферы требует определения понятия духовность. Если определить духовность как состояние, зарождающееся «на границе биосферы и социосферы» и имеющее особое назначение в процессе формирования последней, то встает вопрос о месте в этой системе культуросферы и ее составной части религиосферы. Теоретически возможны два варианта:

1) вертикальное, соподчиненное положение сфер, при котором каждая последующая входит в предыдущую, как более объемную, и

2) горизонтальное, параллельное расположение сфер, при котором каждая сфера развивается самостоятельно, взаимопроникая только в две, рядом расположенные сферы. 

В обоих случаях принципиально важным является ранжирование сфер.   A priori мы предлагаем параллельное расположение сфер и следующее их ранжирование.

1. Биосфера

2. Социосфера (ноосфера)

3. Эмосфера

4. Культуросфера

5. Религиосфера

«Эмосфера» - термин, предложенный В. Г. Ражниковым. По его определению эмосфера образуется из «культурной» эмоциональной энергии множества людей»[43]. По определению ученого, энергия эмоций подобна энергии разума ноосферы. По мнению авторов ноосферной и эмосферной теории, эмосфера представляет собой гигантский аккумулятор, который набирает энергию в периоды эмоционального подъема и затем отдает ее в периоды социального спада.

Возможен другой подход: при параллельном расположении био - и социосфер соподчиненное отношение к последней всех остальных

Становления этих сфер подчиняется той же закономерности, что и этногенез, который характеризует процесс возникновения и становления народов. Одновременно с этим происходит социогенез, то есть, процесс возникновения и становления культуро- религио- эмосферы. Возникает своеобразная культуропсихология, питающаяся и питающая все названные сферы.

В основе культурологической диагностики лежит ощущение. Духовность воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт. Встает вопрос о соотношении понятий «эмосфера» и культурное пространство. Нам представляется, что второе является частью более общей категории «эмосфера». Е. А. Минаев сравнивает информационное поле музыки с магнитным полем, исходящим от «соединенного человеческого сознания»[44]. Эмосфера определяется Вернадским так же как продукт жизнедеятельности всего человечества, но распространяющийся на более широкие области, в частности, и на религию.

Развитие любого народа проходит либо статическим, либо динамическим путем. При статическом (или персистентном) развитии жизненный цикл каждого предыдущего поколения повторяется в каждом последующем, хотя этот путь предполагает наличие частных изменений. При динамическом развитии всегда возникает проблема «отцов и детей». У молодого поколения меняется язык, вкусы, мировоззрение, что принимается за развитие культуры. Развитие «динамических» народов может привести к полной гибели людей, составляющих этнос»[45]. Духовная музыка может принадлежать к двум сферам:

1) духовная музыка в концертном исполнении – к культуросфере,

2) музыка для культового исполнения – к религиосфере.

Как и общество в целом отдельные индивиды могут находиться в статическом и динамическом состоянии. Сравнительно просто воспринимается духовная музыка статически мыслящими людьми, но сложнее – находящимся в динамике относительно этой музыки. Здесь возможны противоположные результаты: осмысление и приятие, полное неприятие.

В каждом творении искусства содержится три элемента: «ремесленная работа, мысли и пассионарность художника, «перелившего» часть своей энергии в свое произведение»[46]. Уровень восприятия во многом зависит от информационной насыщенности последней составляющей.

Резюме

Земля имеет несколько оболочек, возникших в определенных условиях. Наличие биосферы, ноосферы, эмосферы, социосферы, техносферы (в широком смысле слова, включая искусство, науку, литературу), антропосферы высказано в трудах Вернадского – основоположника учения о биосфере и ноосфере и его последователя И. И. Мочалова. Культуросфера и религиосфера органично вливаются в эту систему, взаимодействуя и формируя эмосферу.


Вопросы и задания для самоконтроля по главе 6 «Учение В.И. Вернадского о месте культуры в ноосфере»

1. В чем сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

2. определите место культуросферы в учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

3. Назовите имена последователей В.И.Вернадского, развивших далее его учение.

  1. Определите свое мнение по вопросу о наличии и функционировании культуросферы и религиосферы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: