Возрастание популярности групп

Как только я и мои коллеги стали вести, мастерские в разных частях Соединенных Штатов, мы почувствовали волну интереса к групповой работе. Профессиональные консультанты создали большое разнообразие групп, чтобы удовлетворить потребности самых разных клиентов. В действительности тип группы, который можно создать, ограничивается только воображением конкретного человека. Этот расширяющийся интерес вскрыл потребность в широком обучении и отработке, как теории, так и практики группового консультирования. Эта книга является попыткой познакомить вас с фундаментальными основами знаний, применимых для разнообразных видов групп, которые вы можете вести.

Группы могут быть использованы для терапевтических или обучающих целей или для комбинации и того и другого. Некоторые группы работают, прежде всего, чтобы помочь людям в осуществлении фундаментальных изменений в способах их мышления, восприятия и поведения. Другие группы, сконцентрированные на обучении, предлагают участникам освоить конкретные адаптационные навыки. Эта глава предлагает широкий обзор разнообразных типов групп и различий между ними.

Вы можете использовать групповой подход в любой области взаимодействия с людьми для работы с самыми различными клиентами, преследуя разнообразные цели. В психиатрической больнице, например, вас, могут попросить организовать и провести группы для пациентов с разнообразными проблемами, для тех, кто покидает больницу и Должен вновь вступить в социум, либо для семей пациентов. В больнице, в таком случае могут быть применены инсайт-группы, группы изменения мотивации, группы тренинга уверенности в себе, группы для работы с тяжелой утратой и другие.

Если вы работаете в общественном центре психического здоровья, консультантом в центре, организованном на базе колледжа, или в стационарной клинике, то следует учитывать, что вам, возможно, придется иметь дело с самыми разнообразными группами. Ваша клиентура будет различаться по возрасту, проблемам, социально-экономическому статусу, уровню образования, сексуальной ориентации и культурной среде, ваши клиенты будут принадлежать разным расам и нациям. Общественные центры все чаще применяют в своей работе группы, и уже ни для кого не составляет сложности найти группы для женщин, группы повышения осознания для мужчин, группы для детей алкоголиков, группы поддержки, обучающие группы для родителей, группы для раковых больных, группы для людей с расстройствами процессов питания, кризисные группы, группы для ВИЧ-инфицированных, группы поддержки людей больных СПИДом, группы, целью которых является снижение зависимости, и т.п. Ваш теоретический подход может быть основан на одной системе, например, терапии реальностью или одной из форм поведенческой терапии. Однако все больше консультантов становятся эклектиками, используя техники различных подходов. Вы можете найти подобную гибкость весьма полезной для вас.

Специальные группы в школах работают с образовательными, профессиональными, личными и социальными проблемами учащихся. Если вы работаете в школе, вас могут попросить сформировать группы, посвященные выбору карьеры, группы, формирующие чувство собственного достоинства, группы для детей, родители которых находятся в разводе, группы обучения навыкам межличностного общения, группы личностного роста. Консультанты в начальной школе сейчас ведут как терапевтические, так и образовательные группы. В средней и высшей школе группы организуются, чтобы помочь учащимся, проходящим реабилитацию в связи с употреблением наркотиков, тем, кто стал жертвой преступления, или тем, кто переживает кризис.

Групповой подход может помочь людям поработать практически с любой потребностью. Одна из многих причин его популярности заключается в том, что групповой подход зачастую гораздо более эффективен, чем индивидуальное консультирование. Эта эффективность возникает из того факта, что участники группы могут отрабатывать новые навыки как внутри группы, так и в повседневных взаимодействиях во внешнем мире. Более того, члены группы (как и ее ведущий) многое получают благодаря инсайту и обратной связи других членов группы. Группа также предлагает множество возможностей для моделирования. Члены группы могут разобраться со своей проблемой, наблюдая за поведением других людей, которых заботит то же самое. Среди многих причин популярности групп можно назвать и такие, как более низкая цена и увеличение вклада, который могут сделать консультанты и терапевты.

Одна проблема все же заключается в том, что даже; практики, имеющие образование в той или иной «помогающей» профессии, часто достаточно смутно представляют себе теорию и техники групповой работы. Неудивительно, что некоторые из них паникуют и не знают, с чего начать. В мои намерения не входило создать книгу, которая бы стала единственным источником для подготовки компетентных консультантов для групповой работы, моей целью было дать достаточно глубокое основание для подготовки к процессу ведения и руководства группой.

 

 

Об этой книге

«Теория и практика группового консультирования» познакомит вас с некоторыми основными проблемами ведения группы и участия в ней, продемонстрирует вам, как функционирует группа. В первой части излагаются основные элементы группового процесса, которые вам необходимо знать вне зависимости от того, какую группу вы будете вести и какой теоретической ориентации вы придерживаетесь. Вторая глава касается базовых принципов руководства группой, например, личных характеристик эффективного ведущего, проблем, с которыми он сталкивается, различных стилей ведения группы, специфических навыков, необходимых для эффективного ведения группы и составляющих репертуар эффективного группового консультанта. Третья глава обращается к важнейшим этическим проблемам, с которыми вы неизбежно столкнетесь в процессе работы с группой. Акцент делается на правах членов группы и ответственности консультанта. В четвертой и пятой главах вы познакомитесь с основными задачами развития, с которыми сталкивается группа по мере прохождения через различные стадии — от образования до завершения, включая оценку деятельности группы. Изучаются центральные характеристики стадий, которые формируют историю группы, особое внимание уделяется роли консультанта на каждой из стадий. Эти главы также сосредоточены на функциях членов группы и возможных проблемах, которые связаны с каждой стадией эволюции группы.

Вторая часть представляет качественный обзор разнообразных теоретических моделей группового консультирования, позволяющий вам увидеть связь между теорией и практикой. Были отобраны десять моделей, чтобы представить вам максимум возможных альтернатив. Каждая из представленных здесь теоретических ориентации может предложить нечто ценное для вас как для будущего консультанта.

Чтобы задать границы, в пределах которых вы сможете интегрировать теоретические модели, десять глав построены по одной схеме. Они раскрывают ключевые понятия каждой теории и их отношение к групповой практике, выделяют роли и функции ведущего. В них обсуждается, как каждая теория применяется к групповой практике, и описываются основные техники, используемые в контексте данной теории. Каждая глава содержит мою оценку представленного подхода, оценку, основанную на моем понимании его сильных и слабых сторон.

Вы узнаете множество важных аспектов применения того или иного терапевтического подхода. Я попытался донести до вас понимание сходств и различий между этими теоретическими моделями. Надеюсь, что вы сможете выбрать наиболее близкий себе подход и научиться Применять его на практике. Для дополнительного чтения я предлагаю вам воспользоваться списком литературы, который размещен и конце каждой главы, а для приобретения непосредственного опыта рекомендую попробовать себя в роли участника группы, работающей в русле того или иного подхода. Конечная цель заключается в том, чтобы вы могли сформировать собственный стиль ведения группы и начали думать о том, как перевести теорию в практику.

Третья часть касается практического применения теорий и принципов, раскрытых в первой и второй частях, делая их более очевидными и конкретными. Шестнадцатая глава должна помочь вам свести воедино различные методы и подходы, осознать сходства и различия между ними. Эта глава также представляет мою собственную версию' интегративной модели группового консультирования, опирающуюся на различные теоретические модели в той степени, в которой они применимы на конкретном этапе развития группы. Семнадцатая глава демонстрирует группу в действии, работающую на основе интегративного подхода, и показывает, как я применяю разнообразные подходы на практике.

Сохраняйте свой разум открытым и будьте критичны. Если вы будете активным и ответственным, вы получите ту основу, которая позволит вам стать эффективным консультантом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: