Обзор консультативных групп

Групповое консультирование преследует как превентивные, так и оздоровляющие цели. Группа вовлекается в межличностный процесс, в котором особое значение придается сознательным мыслям, чувствам и поведению. Часто консультативные группы являются проблемно-ориентированными. Их содержание и цели определяются членами группы, которые в большинстве своем являются нормально функционирующими людьми, чья заинтересованность в работе связана с задачей развития продолжительной и успешной жизни. Групповому консультированию присуща ориентация на рост, и в этом случае основной задачей становится развитие внутренних ресурсов и внутренней силы. Участники могут столкнуться с кризисной ситуацией или конфликтом или пытаться изменить пораженческий стиль поведения. Группа предлагает поддержку и эмпатию, необходимые для создания атмосферы доверия, что ведет к раскрытию и исследованию внутренних смыслов. Члены группы становятся ассистентами в развитии навыков, направленных на разрешение межличностных проблем, что готовит их к встрече с подобными проблемами в будущем. Групповое консультирование часто применяется в разнообразных социальных институтах, таких как школа, университетские консультативные центры, клиники психического здоровья, и в других организациях.

Групповой консультант наряду со структурированными упражнениями использует вербальные и невербальные техники. Обычно техники включают в себя рефлексию (отражение вербальных и невербальных сообщений членов группы), разъяснение (членам группы помогают более четко и ясно осознать, что они сказали или почувствовали), ролевую игру и интерпретации (когда настоящее поведение связывается с решениями, принятыми в прошлом). Другие техники, используемые в групповом консультировании, описаны более подробно во второй главе. В принципе роль консультанта заключается в сопровождении (или фасилитации) взаимодействия между членами группы, в создании условий, при которых они учились бы друг у друга, помощи в установлении личных целей и переводе инсайта в конкретный план действий, который включает в себя осуществление ряда действий вне группы. Консультанты выполняют свою роль, обучая членов группы находиться здесь-и-сейчас и определять то содержание, которое они хотят исследовать в группе.

 

ЦЕЛИ

В идеале члены группы самостоятельно решают, какие цели они преследуют в группе. Общие цели, обычно выдвигаемые членами консультативной группы, таковы:

• Научиться доверять себе и другим.

• Достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности.

• Осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить чувство универсальности.

• Усилить самопринятие, самоуважение, доверие к себе и обрести новый взгляд на себя.

• Обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешить конкретный конфликт.

• Усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и другими.

• Осознать возможность выбора и научиться делать его мудро.

• Составить план изменения конкретного поведения и заставить себя следовать этому плану.

• Освоить более эффективные социальные навыки.

• Стать более чувствительным к потребностям и чувствам других.

• Научиться тому, как противостоять другим честной прямо.

• Отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно.

• Понять свои ценности и решения и найти пути их изменения.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА

Групповое консультирование имеет ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки. Одна из выгод заключается в том, что участник может исследовать свой стиль отношений с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. Другая заключается в том, что члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.

Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем. Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей.

Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними. В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире.

В конечном счете, члены группы должны сами решить, каких изменений они хотели бы достичь. Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: