Терапевтический процесс

Терапевтический процесс направлен на воссоздание, анализ, обсуждение и интерпретацию прошлого опыта и проработку защит и сопротивления, которые действуют на бессознательном уровне. Инсайт и интеллектуальное понимание важны, но чувства и воспоминания связаны с самопониманием более тесно. Поскольку клиент нуждается в оживлении и реконструкции своего прошлого и проработке вытесненного конфликта для понимания того, как бессознательное влияет на него в настоящем, психоаналитическая групповая психотерапия — это долговременный и интенсивный процесс.

Практики с традиционной аналитической ориентацией высоко ценят анонимную, нейтральную роль ведущего, считая, что она будет стимулировать членов группы к проекции на консультанта тех чувств, которые они испытывают к значимым людям своей жизни. В противоположность этому, аналитически ориентированный групповой терапевт не так уж высоко оценивает незаметную и нейтральную роль консультанта и склонен обсуждать свои личные реакции с членами группы. Современные практики-аналитики давно оставили позади модель «независимого наблюдателя», характерную для классического психоанализа, и перешли к межличностному стилю, или к тому, что сейчас называется анализом отношений (DeAngelis, 1996). Все аналитики или аналитически ориентированные терапевты рассматривают процесс анализа и интерпретации чувств, возникающих в результате переноса, как ядро терапевтического процесса, поскольку их целью является достижение инсайта и личностных изменений.

Групповая форма работы, перенявшая понятия и техники классического психоанализа, имеет некоторые преимущества перед индивидуальным анализом:

• Члены группы могут представить отношения, сходные с теми, которые сложились в их собственных семьях; но на этот раз эти отношения воспроизводятся в группе, что безопасно для них и с большей вероятностью производит желаемый эффект.

• Участники группы имеют множество возможностей для переживания в процессе переноса различных чувств по отношению к другим членам группы и консультанту; они могут проработать эти чувства и усилить самопонимание.

• Участники группы могут достигнуть более глубокого инсайта в отношении того, как работают их защиты и сопротивление.

• Зависимость от авторитета терапевта не так велика, как в индивидуальной терапии, потому что члены группы получают обратную связь друг от друга.

• Наблюдая за тем, как работают другие, участник группы может научиться тому, что иметь и выражать сильные чувства, которые он не позволял себе даже осознать, — это приемлемый процесс.

• Члены группы имеют множество возможностей, для того чтобы учиться у себя и у других — в реальности и в фантазии, через взаимодействие с участниками группы и консультантом. Материал для анализа берется не только из исторических воспоминаний, но и из взаимодействия между членами группы.

• Группа позволяет ее участникам исследовать свои проекции. Участникам группы сложно цепляться за сопротивление и искажения, когда другие члены группы вступают с ними в конфронтацию, противодействуя проявлениям искаженного восприятия реальности. Более того, наблюдение схожих конфликтов у других людей может помочь клиенту ослабить свою защиту и показать другим, что они не одиноки. Сопротивление растворяется в атмосфере взаимного раскрытия и исследования, которая царит в группе, поэтому клиент может достигнуть большего прогресса, чем в терапии, где он работает один на один с аналитиком.

• Анализ в группе немедленно выявляет идеалистические ожидания членов группы, связанные с желанием иметь особые, «эксклюзивные» отношения с терапевтом. Ощущение поддержки со стороны других участников группы и открытие универсальной природы многих трудностей позволяют получить более полный диапазон реакций, нежели в индивидуальной терапии.

• Аналитическая групповая терапия обеспечивает контекст, необходимый для обращения к современным спорным вопросам социального характера, в том числе касающимся принадлежности к определенному классу или расе, а также к проблеме культурных различий.

 

Ключевые понятия

ВЛИЯНИЕ ПРОШЛОГО

Психоаналитическая групповая работа сосредоточена на понимании того, как прошлое влияет на функционирование человека в настоящем. Опыт, полученный в первые шесть лет жизни, рассматривается как источник существующего конфликта. Когда я думаю о проблемах, с которыми люди приходят в терапевтическую группу, на ум приходит следующее: неспособность свободно принимать и отдавать любовь; трудности в осознании и овладении такими чувствами, как злость, негодование, гнев, ненависть и агрессия; неспособность управлять своей жизнью и разрешить конфликт зависимости/независимости; трудности в отделении от родителей и становлении себя как уникальной личности; потребность в близости и страх перед ней; вина, связанная с переживанием сексуального влечения и т.п. С точки зрения психоаналитически ориентированных консультантов, подобные проблемы взрослых берут свое начало в раннем возрасте. То, чему человек научился в начале своей жизни, обратимо, но, для того чтобы измениться, человек должен осознать, как конкретный опыт детства повлиял на структуру его личности.

Несмотря на то что практики с психоаналитической ориентацией сосредоточены на исторических предпосылках нынешнего поведения, нельзя сказать, что они погружаются в прошлое так глубоко, что полностью исключают настоящее из сферы своих интересов. Еще одно ошибочное представление о психоаналитической работе предполагает, что она напоминает раскопки археолога в поисках древних реликтов прошлого. Современные аналитически ориентированные практики заинтересованы в прошлом клиента, но они сплетают его с настоящим (DeAngelis, 1996). Как заметил Локк (Locke, 1961), психоаналитическая групповая работа состоит в «волнообразном движении вперед и назад между прошлым и настоящим, между настоящим и прошлым» (р. 30). «Существенно, что терапевт движется вперед и назад во времени, все время пытаясь вернуться к прошлому или увидеть в настоящем его повторение, сделать осознанным ранний травматический опыт, который сформировал невротический паттерн, воздействующий на человека сегодня» (р. 31). Кернберг (Kemberg, 1997) отметил, что сейчас возрастает интерес к современной психоаналитической терапии, которая сначала обращается к пониманию бессознательных значений и смыслов, действующих здесь-и-сейчас, и лишь затем приступает к реконструкции прошлого.

Безусловно, значение того, что участники группы понимают и используют эти ретроспективные данные в своей групповой работе, очень велико, но нельзя забывать о том, что они нуждаются в осознании ловушек, которые приводят к чрезмерному погружению в собственное прошлое и копанию в бесконечных и ненужных деталях ранних переживаний. С точки зрения Вульфа и Куташ (Wolf & Kutash, 1986), очень подробное описание прошлого является бесполезной тратой времени и может серьезно препятствовать прогрессу. В таком использовании истории жизни они видят одну из основных форм сопротивления и предполагают, что разговор о событиях собственного детства не так полезен, как работа с прошлым в соотнесении со здесь-и-сейчас взаимодействием внутри группы.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Понятие бессознательного является одним из наиболее значительных вкладов Фрейда и ключевым понятием, освоение которого необходимо для понимания его взглядов на поведение и проблемы личности. Бессознательное состоит из тех мыслей, чувств, мотивов, импульсов и событий, которые не допускаются к осознанию сознательным «я». С точки зрения Фрейда, большая часть человеческого поведения мотивирована силами, находящимися за пределами осознанного опыта и переживаний. Все, что мы делаем в нашей жизни, чаще всего детерминировано бессознательными потребностями и мотивами.

Болезненный опыт раннего детства и чувства, связанные с ним, тоже погребены в бессознательном. Если человек пытается осознать травму, полученную в детстве, он начинает испытывать невыносимое беспокойство. Вытеснение, осуществленное когда-то ребенком, не исчезает автоматически, с течением времени, поэтому реакция взрослого клиента на угрозу осознания вытесненного материала чрезвычайно сильна, ведь он ожидает, что тревога, связанная с воспоминанием о событиях раннего детства, будет столь же невыносимой. Таким образом, «призраки прошлого» часто посещают настоящее. Но консультанту следует помнить, что полученная травма была невыносима, с точки зрения ребенка, а взрослый клиент может принять эти воспоминания относительно легко. Следовательно, консультант помогает сделать бессознательное сознательным, а тревогу не столь невыносимой, что освобождает клиента от тирании прошлого.

Бессознательные переживания оказывают огромное влияние на наше повседневное функционирование. Теория Фрейда утверждает, что большинство наших «выборов» несвободно; они»детерминированы неосознаваемыми силами, хранящимися внутри нас. Таким образом, мы выбираем супруга, идя на поводу у потребностей, которые могут быть никогда не удовлетворены; мы выбираем работу, следуя бессознательным мотивам; мы продолжаем переживать личностный и внутриличностный конфликт, корни которого лежат в переживаниях, находящихся вне области нашего сознания.

Согласно психоаналитической теории, сознание — это только малая часть человеческого опыта. Подобно тому, как большая часть айсберга покоится под водой, большая часть человеческого опыта лежит под поверхностью осознанного. Цель психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательный материал сознательным, так как только тогда, когда мы осознаем бессознательную мотивацию, лежащую в основе нашего поведения, мы сможем делать реальный выбор и быть автономными. Бессознательное может стать доступным осознанию через работу со снами, использование метода свободных ассоциаций, проработку переноса, понимание смысла сопротивления и использование интерпретаций. Аналитически ориентированный консультант движется туда и обратно между реальностью и фантазией, сознанием и бессознательным, рациональным и алогичным, мыслями и чувствами.

Понятие бессознательного имеет огромное значение для аналитической групповой терапии и консультирования. С психоаналитической точки зрения группа, которая игнорирует роль бессознательного и фокусируется исключительно на сознаваемом здесь-и-сейчас взаимодействии между участниками, это скорее группа встреч, чем терапевтическая группа. Верно, что исчерпывающая работа с бессознательными детерминантами поведения и реконструкция личности находятся вне контекста группового консультирования в той форме, в которой оно всегда проводится, и все же групповой консультант должен понимать, как работают механизмы бессознательного. Это понимание обеспечивает консультанта концептуальной основой, которая помогает ему чувствовать групповое взаимодействие, даже если он не обращается к прямому анализу бессознательных проявлений членов группы.

 

ТРЕВОГА

Чтобы правильно оценить психоаналитическую модель, нужно понять динамику тревоги. Тревога — это чувство страха и надвигающейся опасности, которое появляется в результате того, что подавленные чувства, воспоминания, желания и переживания поднимаются к поверхности сознания. Она запускается чем-то в окружении индивида или внутренним состоянием индивида. Тревога появляется при угрозе того, что бессознательный материал пробьет стену, выстроенную вытеснением. Мы испытываем тревогу, когда сталкиваемся с чувством, грозящим выйти из-под нашего контроля. Тревога часто «свободно пульсирует»: то есть она неопределенна и обща и не кристаллизуется в какую-то конкретную форму. Следующий раздел касается функций защитных механизмов, которые являются интегральной частью попыток человека справиться со своей тревогой.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Защитные механизмы впервые были сформулированы в психоаналитической теории как способ объяснения поведения. Защитные механизмы предохраняют «я» от угрожающих мыслей и чувств. «Я» — это часть личности, которая заведует сознательными функциями, включая поддержание контакта с реальностью. Когда появляется угроза для «я», человек чувствует тревогу. Несмотря на то, что мы можем быть заинтересованы в росте, который начинается с прямого столкновения с ре-альностью, мы пытаемся защитить себя от переживания тревоги. Защиты помогают нам смягчить удар, который мы получаем от эмоционального потрясения, они же являются одним из основных средств утверждения чувства собственной адекватности. Несмотря на то что защиты используют самообман и искажают реальность, они не рассматриваются как патологические по своей природе. Они становятся таковыми только тогда, когда начинают оказывать негативное влияние на способность личности эффективно справляться с жизненными задачами, а их использование вызывает проблемы. Даже несмотря на то что эти механизмы известны и являются обычным способом защиты от тревоги, они действуют за пределами нашего сознания.

В групповой ситуации существует множество возможностей для наблюдения разнообразных форм защитного поведения. Во многих случаях защиты, используемые в группе, это те же защиты, которые мы использовали в детстве, когда нам что-то угрожало или нас что-то беспокоило. Главная терапевтическая ценность группы заключается в том, что через обратную связь от консультанта и других членов группы клиент может осознать свой защитный стиль взаимодействия и научиться тому, как выбирать прямые формы взаимодействия в ситуации, продуцирующей тревогу, если она появляется в ходе работы в группе.

Во взаимодействии внутри терапевтической группы обычно представлены следующие защиты:

Вытеснение подразумевает исключение из сознания беспокоящих или болезненных мыслей и чувств. Погружая подобные мысли и чувства в бессознательное, люди справляются с тревогой, которая появляется в ситуации, провоцирующей чувство вины и конфликт. Взрослые очень часто не могут вспомнить никаких подробностей инцестуального опыта своего детства. Если взрослый в детстве подвергался физическому или эмоциональному насилию, он блокирует боль и тревогу, связанные с этими событиями, выталкивая память о них в бессознательное. По мере того как другие члены группы переживают катарсис и прорабатывают боль, связанную с инцестом, член группы, который обладает подобным вытесненным опытом, может быть эмоционально задет, и бессознательный материал может подняться до уровня осознания.

Отрицание играет защитную роль, схожую с вытеснением, и все же оно действует преимущественно на предсознательном и сознательном уровнях. В основе отрицания лежит попытка отказа от нежелательной реальности. Она состоит в преодолении тревоги посредством обращения к реальности, которая провоцирует эту тревогу, с «закрытыми глазами». В терапевтической группе ее участники могут иногда упрямо отказываться принять тот факт, что у них есть какие-то проблемы. Они будут пытаться обмануть себя и других, утверждая, что уже проработали свои проблемы и больше не нуждаются в группе. Подобную форму отрицания можно обнаружить в следующем высказывании: «У меня действительно больше нет никаких трудностей с моим отцом, который умер, когда мне было 7 лет, потому что я пару раз проработал эту боль в предыдущей группе».

Регрессия означает возвращение на предыдущие уровни развития. Перед лицом неблагоприятных событий, стресса или кризиса мы иногда возвращаемся к старым паттернам поведения, которые неплохо работали в прошлом. Например, мужчина в терапевтической группе может прибегнуть к детскому поведению и стать крайне испуганным и зависимым, когда столкнется с кризисом, вызванным решением его жены оставить его из-за другого мужчины.

Проекция подразумевает приписывание наших собственных неприемлемых мыслей, чувств, поведения и мотивов другим людям. Некоторые участники группы постоянно замечают недостатки других. Они также могут приписывать другим членам группы те чувства и мотивы, которые заставят ихиспытывать вину, если они признают их своими. Конечно, группа предлагает множество возможностей, для того чтобы увидеть проекцию в действии. Члены группы заново переживают старые чувства, которые зародились в их семье. Они обычно проецируют на консультанта чувства, которые они испытывали по отношению к своим родителям, и «узнают» своих братьев и сестер в других членах группы. Проекция является основой переноса, который тоже тщательно исследуется в группе. Хроническое стремление давать советы также может быть формой проекции.

Замещение влечет за собой переадресацию некоторых эмоций (таких, как злость) от реального источника к другому объекту или личности, выступающих в роли заместителя. Фрустрированный член группы скорее всего будет испытывать злость. Если ему не позволят заметно выразить ее, надувая губы или используя поведение, привлекающее внимание, он может наброситься на кого-нибудь из тех членов группы, кто относительно спокоен. Несмотря на то, что его злость может быть результатом конфронтации с консультантом, он для проявления своей враждебности и агрессивности в качестве объекта выбирает более беззащитного человека — одного из членов группы.

Реактивное образование подразумевает поведение, противоположное реальным чувствам человека. Оно служит защитой против тревоги, проявляющейся в результате принятия чувств, которые человек пытается выставить как чужие, не принадлежащие ему. Эта защита может быть представлена в группе женщиной, которая мила и любезна со всеми, хотя в действительности -скрывает сильное чувство враждебности, которое не осмеливается выразить. Эта формы защиты может быть представлена мужчиной, который пытается доказать себе и другим членам группы, что его совершенно не заботит, если его отвергают в группе или дома (но в то же время он крайне нуждается в принятии). Такое поведение скрывает истинные чувства человека, поскольку столкновение с враждебностью или отвержением для него слишком болезненно. В этом случае человек преувеличивает свою доброжелательность или эмоциональное безразличие к отвержению. Чрезмерная выраженность такого поведения является формой защиты.

Рационализация — это защитный механизм, посредством которого мы пытаемся оправдать наше поведение, придумывая для него логические и социально приемлемые мотивы. Некоторые люди придумывают «пристойные» причины, для того чтобы найти оправдание ущемленному «я». Эта защита является попыткой уменьшить глубину разочарования, связанного с потерей или ошибкой. Группа предоставляет множество возможностей для наблюдения этих поведенческих паттернов в действии. Так, члены группы могут уделять большое внимание «тем, кого здесь нет», указывая на них как на источник проблем. Некоторые мужчины могут сразу же указывать на холодность матери как на причину того, что они избегают сближения с женщинами, находящимися в группе. Они могут долго и убедительно рассказывать о том, что всем проблемам пришел бы конец, если бы только его жена (мать, дочь) смогли измениться.

Несмотря на то что защитные механизмы имеют определенную адаптационную ценность, их чрезмерное использование может вызвать негативный эффект. Конечно, самообман может смягчить жестокую реальность, но факт заключается в том, что реальность не изменяется в результате искажения тех моментов, которые вызывают нашу тревогу. Если мы посмотрим в будущее, то увидим, что, как только защитная стратегия перестанет действовать, тревога возобновится и станет еще более сильной. Групповая ситуация идеальна, для того чтобы помочь индивиду осознать те косвенные приемы, к которым он обращается, когда чувствует эмоциональную угрозу. Вместо того чтобы осуждать подобное поведение, можно работать с членами группы на терапевтическом уровне, чтобы они усилили свою толерантность по отношению к тревоге и смогли научиться использованию прямых путей для преодоления сложных ситуаций межличностного взаимодействия.

 

СОПРОТИВЛЕНИЕ.

В психоаналитической терапии сопротивление определяется как нежелание индивида допускать в сознание тревожащий его бессознательный материал, который был вытеснен или отрицается. Оно также может быть рассмотрено как все, что предохраняет членов группы от взаимодействия с бессознательным материалом и таким образом не позволяет им достигнуть прогресса. Сопротивление — это бессознательная попытка защитить себя от сильной тревоги, которая возникнет, если бессознательный материал будет осознан. Как пишет Локк (Locke, 1961), члены группы нуждаются в защите против «истечения сознания кровью под воздействием запрещенных и неприемлемых чувств, фантазий или воспоминаний» (р.72). Сопротивление — это «борьба за удержание защит»; то есть это «защита защиты».

Одним из методов терапевтической работы с сопротивлением являются свободные ассоциации, то есть не подвергаемое цензуре и ничем не ограниченное течение идей и мыслей, продуцируемых клиентом, что дает ключ к бессознательному конфликту личности. Согласно Вульфу и Шварцу (Wolf, 1983; Wolf & Schwartz, 1962), сопротивление появляется, по мере того как человек продолжает свободно-ассоциировать и старые чувства возобновляются в настоящем. Когда защиты становятся очевидными, они исследуются, анализируются и интерпретируются. Группа оказывает поддержку, помогая пробиться через эти защиты. Даркин (Durkin, 1964) подчеркивает, что сопротивление — это основа работы в аналитической группе, и предупреждает о том, что консультант не должен удивляться или испытывать нетерпение, если столкнется с ним. Она также предостерегает консультанта, чтобы он не рассматривал сопротивление, которое является естественным феноменом, характерным для каждой группы, как признак собственной несостоятельности.

Существует много разновидностей сопротивления, оно может касаться предчувствий по поводу слияния с группой, участия в групповом процессе и желания оставить группу (Locke, 1961). Один из видов сопротивления исходит из убеждения, что человек ничего не может получить от групповой ситуации, поскольку нельзя получить помощь от людей, которые сами испытывают трудности. Вульф (Wolf, 1963) называет другие источники сопротивления в членах группы: страх вторжения в личную жизнь; потребность в «собственном» терапевте и претензия на исключительность его внимания; страх снова повстречаться в группе со своей семьей (а именно, увидеть родителей или сиблингов в ком-либо из участников) и столкнуться с тревогой, которую породит эта встреча; бессознательный страх поддаться невротической тенденции; тревога по поводу той свободы, которую предлагает группа, включая свободу обсуждать тревогу.

Вульф (Wolf, 1963) также исследует другие формы сопротивления, которые выходят на поверхность на ранних стадиях группового анализа. Члены группы могут «буксовать» и резко «пустеть», когда их просят свободно ассоциировать по поводу других членов группы. Они будут всячески избегать самоисследования, просто наблюдая за другими и отказываясь от участия. Одни члены группы прячутся за анализом других участников, другие участвуют в длительных дискуссиях по поводу истории своей жизни, избегая того вызова, который бросает им настоящее. Сопротивление включает в себя:

• постоянные опоздания или неявку;

• утверждение позиции самодовольства или безразличия;

• попытки укрыться за стеной тишины или нескончаемой болтовни;

• интеллектуализацию;

• демонстрацию преувеличенной потребности помогать другим членам группы;

• демонстрацию недоверия;

• отсутствие сотрудничества и кооперации в поведении;

• использование группы только для социализации.

Нельзя назвать одну-единственную форму, в которой проявляется сопротивление, однако для сопротивления в целом характерен страх осознания и столкновения с той частью себя, которая скрыта в бессознательном.

Как групповой аналитик должен работать с сопротивлением? Дар-кин (Durkin, 1964) утверждает, что для работы с сопротивлением терапевт должен заручиться поддержкой членов группы. Более того, он должен начать с непосредственных проблем клиента, поскольку они представлены через сопротивление. Даркин подчеркивает важность работы с разочарованием и негодованием, иначе члены группы будут становиться все более раздраженными, начнут постепенно закрываться и сопротивляться с еще большей силой. Таким образом, сопротивление — это не то, что должно быть просто преодолено. Оно является ценным индикатором защиты клиента от тревоги, и поэтому оно должно быть изучено и проработано общими усилиями терапевта и клиента, с ясным пониманием того, что они двигаются к общей»цели. В целом лучше всего уделять внимание тем видам сопротивления, которые заметны сразу, и работать с соответствующими поведенческими проявлениями в первую очередь. Поступая так, консультант должен заботиться о том, чтобы не навешивать ярлыков и не осуществлять цензу ру, поскольку неуместная критика будет только усиливать сопротивление. Полезно вовлекать в анализ индивидуального сопротивления одного из членов группы других участников.

 

ПЕРЕНОС

Перенос — это базовое понятие психоаналитического подхода. Оно подразумевает бессознательный сдвиг чувств, фантазий и отношений клиента (как позитивных, так и негативных) в сторону психотерапевта (или другого члена группы). Эти чувства на самом деле являются реакцией клиента на значимую личность из его прошлого. Ключевая проблема переноса заключается в искажении и наложении первичных отношений (особенно детских) на терапевтические. Аналитические техники предназначены для стимулирования переноса у клиента. Но в терапевтической ситуации (в отличие от исходной) не наказывают за выражение этих чувств. Даже если клиент воспринимает терапевта как строгого и отвергающего отца, он все равно не получает от терапевта ожидаемой негативной реакции. Вместо этого терапевт принимает чувства клиента и помогает понять их.

Заново проживая свое прошлое в процессе переноса, клиент достигает инсайта, понимая, как прошлое воздействует на его функционирование в настоящем. Инсайт достигается благодаря проработке неразрешенного конфликта, который фиксирует личность и делает невозможным полноценный эмоциональный рост. Негативный эффект раннего болезненного переживания преодолевается посредством проработки сходного конфликта в терапевтической ситуации.

Перенос также проявляет себя в группе через попытки членов группы добиться одобрения консультанта, и эти попытки могут быть исследованы, чтобы обнаружить, как в них отражается потребность клиента во всеобщем одобрении и как эта потребность управляет его жизнью. Помните, что группа может обеспечивать динамическое понимание того, как люди функционируют во внегрупповых ситуациях.

Групповая терапия также предоставляет возможности для возникновения множественного переноса. В индивидуальной терапии проекции клиента направлены только на терапевта; в групповой терапии они направлены и на других членов группы. Группа обеспечивает богатые возможности для повторного проигрывания неразрешенных событий прошлого, особенно когда члены группы вызывают схожие интенсивные чувства в человеке, и тогда он «видит» в них значимые фигуры, такие как отец, мать, сиблинги, супруг(а), бывший возлюбленный или босс.

Элемент конкуренции, который часто присутствует в группе, также может стать ценным терапевтическим материалом для исследования. Участники группы конкурируют друг с другом за обладание вниманием консультанта (ситуация, Напоминающая ранний период' их жизни, когда они боролись за внимание родителей со своими братьями и сестрами). Таким образом, сиблинговая конкуренция может быть исследована в группе как способ осознания того, что участники конкурируют друг с другом словно дети, и того, как их прошлое помогает или мешает им во взаимодействии с другими людьми.

Возможности, которые предоставляет психоаналитическая группа для множественного переноса, подчеркиваются рядом авторов. Группа — это благоприятная среда, в которой воспроизводятся значимые события прошлого, поскольку «сегодняшняя группа становится вчерашней семьей» (Locke, 1961, р. 102). Вульф и Шварц (Wolf, 1963; Wolf & Schwartz, 1962) заметили, что члены группы служат другим в качестве фигур для переноса и что основная работа аналитической группы состоит в идентификации, анализе и разрешении этих проекций на суррогат семьи, возникающий в группе. Перед консультантом стоит задача помочь членам группы оценить ту степень, в которой они реагируют на других членов группы, как если бы они были их родителями или сиблингами. Интерпретируя перенос и прорабатывая его, участники группы развивают осознание собственных фиксаций и депривации, а также тех способов, посредством которых прошлые события вмешиваются в их способность оценивать реальность и взаимодействовать с ней.

 

КОНТРПЕРЕНОС

Время от времени чувства терапевта запутываются в терапевтических отношениях, затрудняя или даже полностью нарушая объективность суждений. Согласно психоаналитической теории, контрперенос означает формирование бессознательной реакции терапевта на клиента, результатом которой становится искаженное восприятие его поведения. Вульф (Wolf, 1983) уточняет, что ни один консультант-аналитик не может быть абсолютно свободен от переноса или контрпереноса. Куташ и Вульф (Kutash & Wolf, 1983) описывают контрперенос как «бессознательную, ненамеренную и неадекватную реакцию терапевта, которая временно удовлетворяет ожидания переноса пациента» (р. 135). Вонтресс (Vontress, 1996) приводит пример контрпереноса у консультантов, являющихся представителями меньшинств, которые ожидают от своих клиентов, что они будут также понимать и оценивать расовые проблемы в современном обществе. Эти ожидания могут быть нетерапевтичными, поскольку каждый представитель меньшинств по-разному справляется со своим статусом.

Если в группе проявился контрперенос, значит, консультант реагирует на членов группы так, как если бы они были значимыми фигурами из его собственной семьи. Групповой консультант должен выработать чувствительность к сигналам, гласящим о наличии собственных неразрешенных конфликтов, которые могли бы вмешаться в эффективное функционирование группы и создать ситуацию, в которой члены группы будут использоваться для удовлетворения собственных неудовлетворенных потребностей. Если, например, консультант отчаянно нуждается в том, чтобы его уважали, ценили и принимали, он будет сверхзависим от принятия и оценки членов группы. В результате почти все, что он делает, будет направлено на то, чтобы сделать приятное членам группы и убедиться в том, что они продолжают его поддерживать. Важно различать адекватную эмоциональную реакцию и контрперенос. Например, если член группы (Уилма) обычно опаздывает на занятия группы и находит множество причин для оправдания своих опозданий, консультант (Курт) может начать злиться на нее. Злость Курта по поводу поведения Уилмы не обязательно может быть нереалистичной. Но в любом случае, если отец Курта имел привычку оправдывать такое поведение и если подобную связь можно обнаружить между поведением отца Курта и Уилмы, его эмоциональная реакция скорее всего является контрпереносом. Существуют и другие формы проявления контрпереноса:

• видение себя в каждом клиенте и чрезмерная идентификация с каждым из них, что делает невозможным эффективную работу с ними;

• проецирование некоторых черт, которые консультант презирает в себе, на своих клиентов и такое отношение к ним, при котором они расцениваются как не поддающиеся лечению или неподходящие для работы;

• соблазняющее поведение и извлечение выгоды из роли консультанта через привлечение к себе особого внимания или провокацию к проявлению особых чувств конкретными членами группы.

Неудовлетворенные потребности консультанта и неразрешенные конфликты могут серьезно препятствовать развитию группового процесса и привести к неправильному использованию консультантом своего положения и искажению своей позиции. Сложность осознания собственного контрпереноса и необходимость того, чтобы эти реакции были осознаны и терапевтически проработаны, показывают, насколько необходим опыт прохождения терапии в роли клиента. Аналитический подход требует, чтобы консультант посещал сеансы психоанализа или аналитической психотерапии, в результате которых он должен достигнуть осознания собственной динамики и тех способов, с помощью которых эта динамика может затруднять решение терапевтических задач.

Брабендер (Brabender, 1987) утверждает, что контрперенос может быть отличным средством для понимания динамики группы, но она напоминает нам, что групповой терапевт не обладает иммунитетом к таким чувствам, как ненависть, зависть, вина, признание и любовь. Ее позиция такова: «полное сопереживание и толерантность ко всем чувствам терапевта внутри стационарной группы не позволяют членам группы полноценно реализовать богатство собственной гуманности в отношениях друг с другом» (р. 566). Но весьма важно, чтобы чувства терапевта были осознанными и познанными.

 

Базовые техники


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: