Роль и функции группового консультанта

Среди аналитически ориентированных групповых психотерапевтов существует большое разнообразие представлений о том, каким должен быть терапевт, ведущий группу, они варьируются от объективного, отстраненного и относительно автономного образа до тех, чья роль заключается в максимальном сотрудничестве с членами группы. Некоторые психоаналитически ориентированные консультанты считают, что если они останутся «анонимными» для группы, то ее участники смогут проецировать на них свои собственные бессознательные потребности. Несмотря на то что подобное понимание переноса до сих пор считается существенным признаком психодинамической терапии, модель внеличностного терапевта далека от совершенства и сегодня «представляет собой серьезную и вредную ошибку в понимании терапевтической роли», как утверждают многие практики (Strupp, 1992, р. 23). В действительности одним из наиболее значимых достижений психоаналитически ориентированной терапии является осознание центральной роли терапевтических взаимоотношений. В противоположность классической модели внеличностного и отстраненного аналитика, современная практика подчеркивает терапевтический альянс, рабочие взаимоотношения, в ходе которых терапевт «демонстрирует свою заботу, интерес, уважение и человеческое понимание пациента» (р.

23).

Согласно Струппу, переопределение терапевтического климата в терминах личностного отношения не препятствует возникновению переноса. Он утверждает, что перенос и контрперенос остаются краеугольными камнями психодинамической терапии. Как терапевт, так и члены группы реагируют таким способом, который содержит как элементы реальности, так и элементы переноса. Перенос — это сложный феномен, который проявляет себя через взаимодействие внутри группы.

Центральной задачей консультанта является разработка и проработка реакций переноса, как своих, так и других членов группы, по мере того как они возникают. Исследование реакции переноса должно производиться аккуратно, чтобы не провоцировать дополнительное сопротивление со стороны клиента. Кернберг (Kernberg, 1997) предупреждает: «С переносом нужно работать как с радиоактивным материалом, то есть очень осторожно, постоянно осознавая, как легко допустить ошибку» (р. 22). При активизации внутригруппового взаимодействия консультант начинает следовать за бессознательными мотивами пациентов и изучает исторические корни этих мотивов посредством анализа и интерпретации. Другие функции консультанта включают в себя:

• оказание поддержки, когда она терапевтична или когда группа не обеспечивает

ее;

• помощь членам группы в осознании и взаимодействии с собственным сопротивлением и сопротивлением группы как целого;

• привлечение внимания членов группы к тонким аспектам поведения и помощь в глубоком исследовании себя посредством вопросов.

Ниже перечисленные функции и задачи консультанта были определены Вульфом и Шварцем (Wolf, 1963; Wolf & Schwartz, 1962):

• приложение усилий к тому, чтобы осознать свои ошибки, готовность к тому, чтобы передавать некоторые функции консультанта группе;

• приветствие проявлений переноса в группе как возможности для плодотворной работы;

• направление членов группы к расширению самоосознания и социальной интеграции;

• рассмотрение группы как потенциально мощного каталитического агента;        

• осознание потенциальной способности участников группы помогать в интерпретации и интеграции материала, предлагаемого другими участниками группы, и их способности приближаться к бессознательной истине другого человека;

• использование навыков, необходимых для решения внутригруппового конфликта;

• поддержание тона эмоциональной свободы посредством открытости собственным чувствам;

• выявление деструктивных альянсов внутри группы.

Чтобы эффективно реализовывать эти функции, консультант должен в первую очередь принять как свою обязанность осознание собственной динамики в ходе терапевтического процесса. Для этого он может обратиться к консультации или временной супервизии. Личная терапия (которую он проходит) может стать наиболее ценным средством для осознания контрпереноса и тех способов, с помощью которых его собственные потребности и мотивы влияют на групповую работу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: