Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную “фотографию”, иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 6.4) гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
Двигаясь по кривой предложения (см. рис.6.4) от точки В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.
Особенности рыночного предложения
Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие “объем товаров, их количество” не тождественно понятию “предложение товаров”. Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие “изменяющееся предложение товаров” подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис.6.5).
|
|
Рис. 6.5. Изменение предложения товаров при неизменной цене:
S1S1 – снижение предложения, S2S2 – рост предложения товаров
При каких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
- наличия взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движения их цен;
- уровня технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;
- налогов и субсидий;
- качества ресурсов и факторов производства;
- конкуренции на рынках одноименных товаров, условий продажи, таких, как реклама, маркетинг и т.п.
Все перечисленные сказываются на издержках производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.