Изменения спроса и предложения выступают важным инструментом экономического анализа и имеют практический смысл, так как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Термин “эластичность”, пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообусловливающих переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.
Показатель ценовой эластичности
Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие однопроцентного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1 % изменения цены. Представить это можно следующим образом:

где ЭР – ценовая эластичность спроса.
Варианты эластичности спроса
В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:
- спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;
- спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров;
- спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от цены.
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках (рис.6.7).







