Рис. 6.7. Эластичность спроса

Каждый вариант, представленный на рис. 6.7 имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент неэластичного спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы;

- наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Например, если увеличение цены товара на 100 % приводит к сокращению продаж на 50 %, то эластичность спроса равна 50 %, поделив которые на 100 %, получаем коэффициент 0,5.

В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком “минус”, так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Для простоты анализа коэффициент эластичности рассматривается как положительная величина, тем более, что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса — положительного коэффициента, приобретает практический смысл.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который не имеет торговую выручку.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.

Эластичность предложения

Применимы ли понятия “эластичность” и “коэффициент эластичности” к предложению товаров? Да, применимы.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

- эластичного предложения;

- предложения единичной эластичности;

- неэластичного предложения.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены, и вызываемым им тем или иным процентным изменением объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на рис.6.8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: