Святитель Иоанн Златоуст о произведении из праха человека-животного

 

Св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.): «Потому что Он из праха произвел такое животное, возвел (его) в такую честь, и столько благодеяний в самом начале уже оказывает ему, во всем являя свое человеколюбие.

«Персть взем от земли» - из праха земли, из земного материала - см. биохимический состав человека.

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XIII. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/13

Здесь Святитель Иоанн много раз называет человека животным. И утверждает, что тело человека было создано прежде его души. «Как лира, нуждающаяся в том, кто, при помощи своего искусства и ума, умел бы при помощи своих членов, как струн, возносить ко Господу приличную песнь».

Неужели кто-либо обвинит святителя Иоанна Златоуста в ереси, что душа и тело создаются в разное время? Недоумение устраняется следующим образом: тело и животная душа человека действительно создаются одновременно. Но разумная человеческая душа вдыхается в это чудное животное позже, вдыханием Духа Святого. Душою человека святитель называет не просто душу, но именно человеческую разумную душу, возносящуюся своим стремлением к Господу, и показывает её существенное отличие от души животной, которая по Моисею содержится в крови.

 «Усматривай и в этом различие между созданием этого чудного разумного животного и созданием бессловесных. Об них Бог говорит: «да изведут воды гады душ живых» – и тотчас произошли из вод одушевленные животные. И относительно земли опять таким же образом: «да произведет земля душу живу». С человеком было не так, но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души. Поэтому и относительно бессловесных сказал Моисей, что «кровь его душа его есть» (Лев.17:11). А в человеке есть бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое преимущество пред телом, и именно такое, какое прилично (иметь) бестелесному пред телом. Но, может быть, скажет кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже самое? Небо и земля, солнце и луна, и все прочее, а также неразумные животным были уже сотворены, и после всех их – человек, которому надлежало владычествовать над всеми этими тварями. Подобным образом и при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа.»

Почему же тело, спрашивает святой Иоанн, создается прежде? Чтобы человек мог пользоваться им также как и всем остальным миром, который Бог создал прежде человека и для него. В этом сравнении можно усматривать, насколько тело человека было создано раньше его человеческой разумной души.

«Как бессловесные, предназначенные и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души».

 

Земля или Персть от Земли? Сотворение Евы как уточнение процесса сотворения Адама

 

Библия не считает важным для нашего спасения конкретно уточнять, что это за персть от земли, как Бог её взял, как лепил и т.п. «Иначе весь мир не вместит написанных книг». Поэтому не надо ничего лишнего Библии приписывать. Надо говорить честно: написано не «земля», а «персть от земли», «прах земной». А раз не говорит, то по слову святителя Луки Крымского, никакая разумная теория происхождения не может Библии противоречить. Библия говорит гораздо более важную мысль: Моисею была показана ничтожность человека через его происхождение и состав. Чтобы не мнил себя равным Богу. Библия неоднократно настаивает на этом недостоинстве: «Ибо прах ты и в прах возвратишься», «Яко земля еси, и в землю отыдеши». Понятно, что человек – не земля, и не прах, в буквальном понимании. Поэтому буквальное понимание здесь, и в происхождении человека из земли, не совсем уместно. Это подтверждают и святые отцы ниже.

С другой стороны, против буквальной глины говорит и сотворение Евы. Оно было показано более подробно. Ева была сотворена из другого живого существа – из Адама. Сотворена резким вмешательством Самого Бога. Что может указывать на аналогичное сотворение самого Адама. Наука также говорит о необычайно быстром биологическом и эволюционном скачке в происхождении человека. Также наука совпадает с Библией по биохимическому составу человека. Вот что важно подчеркивать. Любое живое существо состоит из земных элементов. И Библия заявила об этом первой.

 

Свт. Василий Великий о том, что душа скотов есть земля. Слово «земля» не буквально и не однозначно

 

Свт. Василий Великий говорит о связи земли с душой скотов. Слово «земля» не буквально и не однозначно.

«Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля». Беседы на Шестоднев. Беседа 8.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: