Вывод: Разница между животными и человеком, какой бы огромной она ни была, заключается не в качестве, а только в степени. То же самое вывел и Дарвин

 

Профессор, доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения МГУ Зоя Зорина: «Разница между животными и человеком, какой бы огромной она ни была, заключается не в качестве, а только в его степени. То же самое вывел и Дарвин 150 лет назад». «Человек взялся не на ровном месте. Практически любое наше свойство, любая наша черта взята или имеет прообраз в психике животных. Пробы пера Творец производил, допустим»

Что соответствует приведенным цитатам:

Святитель Феофан затворник сказал совсем дословно, о степени: «И видим в человеке, что до известной степени у него все идет как у животных».

 Святитель Григорий Нисский так же о растительной и чувственной природе человека: «Ибо то, что питается и растет, имеет он из жизни растительной, а то, что водится чувством, имеет от бессловесных»

 

 

Выводы: Так почему бы и нам, современным богословам, не последовать святым отцам в святоотеческом русле, которые опирались на современную им науку? Почему мы должны противоречить святоотеческой традиции? Не лучше ли взять пример свт. Феофана Затворника?

 

Важен сам принцип подхода святых отцов к науке

 

 Когда они не имели собственного научного опыта, то приводили современные им данные ученых-философов. Хотя мнение о том, что античные философы были учеными, не вполне верно. Они были просто философами. И далеко не всегда были правы, что выяснялось и совершенствовалось по мере развития науки. Например, о плоскости земли, центральном её положении во вселенной, твердости неба и т.п. Аналогично – неверное отношение тогдашнего общества к животным. Конечно, невозможно было тем людям помыслить о возможности происхождения человека от низших животных. Не было никаких научных данных об этом. И сама мысль казалась всем современникам святых отцов противной. Поэтому это не столько собственная святоотеческая мысль, сколько общепринятое общественное мнение своего времени.

Но важен сам святоотеческий принцип, что опираться на современную науку не только возможно, но многие святые отцы велят поступать именно так. Свт. Григорий Великий: «Полагаю, что всякий имеющий ум признает благом внешнюю ученость, которою многие из христиан гнушаются по худому разумию». И если совершенствуется наука, почему мы должны отказывать в совершенствовании богословию? Нет такого догмата, но наоборот, мы обязаны разъяснять святоотеческое наследие современным людям современными понятиями. Иначе это как раз и будет нарушением святоотеческой традиции. Наука, как и медицина – это дар Божий. И способ познания себя и Творца, данный им самим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: