Что рассказали говорящие обезьяны?

 

Мнение человечества по поводу происхождения от обезьян мы хорошо знаем: Дарвин никогда не говорил, что человек произошел от обезьяны. Но для объективности науки надо же выслушать и противоположную сторону! Что скажут обезьяны? К кому они себя сами отнесут – к животным или к человеку?

Когда обезьян, наконец, научили говорить, мы узнали много такого, что перевернуло наше понимание о животных. Разумеется, речевого аппарата у них нет в принципе. И даже звуки они издают не на выдохе, как мы, а на вдохе. Поэтому каждая дрессировка голосовой речи оказалась бесполезной. Но их научили говорить на человеческом языке глухонемых – языке жестов. Настоящему человеческому языку, с грамматикой. Это – бомба. Образовалось сообщество условно говорящих обезьян, которые стали передавать свой опыт детенышам, другим обезьянам, и даже охранникам. Обезьяна берет руку охранника и складывает ему пальцы, объясняя, что это значит. И научила его языку жестов. Скорость усваивания языка составила 150 человеческих слов за три года, включая имена, глаголы, предметы, местоимения, ориентации в пространстве, слова для обозначения времени, цвета, вежливость («извините»). Всего обезьяны запомнили от 400 до 1000 слов каждая. Человеческих слов. И помнят их десятки лет. Это доказано.

А с самых первых слов они стали задавать человеку вопросы.

При этом у обезьян появились все те свойства, которые всеми признаны свойствами только человеческого языка:

1. Семантичность – присваивание определенного слова определенному объекту или действию. Использование абстрактного знака вместо реального предмета. Мы не подозревали в животных такой степени символизации.

2. Синтаксис – порядок следования элементов. Всегда считалось, что этим владеют только люди. Для этого необходимы мощнейшие мозговые механизмы. Это намного труднее, чем просто выучить наши слова. Обезьяны оказались способны к освоению синтаксиса на уровне ребенка 2,5-3 лет. Едва научившись первым словам, обезьяны сразу стали строить фразы правильно. Например, так «Дай, открой, ключ, сладкое» - это значит, что она хочет, чтобы человек дал открытую банку сока. Это точно соответствует порядку слов английского языка экспериментаторов. Дальнейшие результаты были ещё сложнее: «Пусть змея укусит собачку», и обезьяна показывает это с игрушками. А затем команда наоборот: «Пусть собачка укусит змею» - и обезьяна без ошибки делает и это.

3. Культурная преемственность. Не генетическая. Способность передавать знания и опыт.

4. Узнавание себя не только в зеркале, но и на фото, и даже в видеофильмах. Этого в принципе быть не должно.

5. Правильное употребление местоимений «Я», «ты», «твой», «мой». Мы знаем, как трудно это ребенку.

6. Метафорический перенос. Они могут использовать слова в переносном смысле, шутливо или бранно. У них есть юмор. Они могут назвать человека, который им не нравится, «грязным унитазом». Это был реальный факт.

7. Они способны к рекурсивным синтаксическим процедурам – способность построить модель сознания или психики другого. Это серьезный шаг к эволюции когнитивных возможностей. До сих пор считалось, что это могут только люди старше 3-4 лет.

И многое другое. Лучше прочитать целиком книгу профессора МГУ З. Зориной и А. Смирновой «О чем рассказали "говорящие" обезьяны».

А теперь – самое интересное. Сначала обезьян научили понятиям «сходство» и «классификация». Независимо от внешних зрительных признаков. Например, обезьяна выбирает из множества предметов и складывает вместе замочный ключ и консервную открывалку – по сходству действия «открывать». Хотя у них нет никакого перцептивного сходства.

А затем перед обезьяной положили несколько фотографий, где была она сама, были люди, в том числе знакомые, и фотографии разных обезьян, в том числе разных её подружек, и её отца. И поскольку между этой обезьяной и людьми стал возможен диалог, её попросили разложить эти фотографии по видам, как-то их классифицировать.

И вот, эта обезьяна положила себя к людям, и даже объяснила почему: «Я говорю, значит я – человек». А отца своего родного она поместила к обезьянам, и более того, назвала его «грязной тварью». Вот так.

 «Животные нужны для того, чтобы ими думать».

https://www.youtube.com/watch?v=1DWHLc3qZuU - Татьяна Черниговская - Сознание животных

https://www.youtube.com/watch?v=GXO8txjBJxI - Интеллект у Животных. Т. Черниговская и Зоя Зорина.

https://www.youtube.com/watch?v=xOptGEDB0jQ Сергей Капица, Татьяна Черниговская и Зоя Зорина

https://www.youtube.com/watch?v=LfQY676vcno Черниговская Т.В. - Человек и животное: главное отличие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: