Кохановский В. Философия: Уч. пособие. М., 1997

Антропологическая философия Л. Фейербаха.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)- немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Фейербах оказался первым, кто обнаружил связь философского идеализма, в особенности гегелевского, с критикуемой религии, а через нее с реакционными прусскими порядками. Следует уточнить религия согласно Гегелю, как государство, выражает всеобщее начало, в противоположность частным интересам членов «гражданского общества». Нельзя сказать, что Гегель был прямым и откровенным апологетом христианства. В молодые годы он к христианству относился критически, хотя в более зрелые годы он уже не признавал какой-либо религии кроме христианства (поскольку считал, что без нее не может быть сознания и чувства единения индивидов в «гражданском обществе»).

Критика Фейербахом христианской религии перерастает к критику гегелевского идеализма, в котором он видит рафинированную религию, а точнее, теоретическое обоснование религии. В результате этого Фейербах отвергает всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского материализма. Нет никакого бога, а есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя, материалистом.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающейся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в нетрезвом единстве с ней. Природа - основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная - недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия - не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф.Энгельса.

В отличие от религии, которая опирается на веру в догматы, философия, согласно Фейербаху, стремится раскрыть действительную природу вещей, и, прежде всего, разобраться в вопросе о сущности человека. А для этого, считает Фейербах, философия должна заняться жизнью людей как их материальным, чувственным общением природой и друг с другом. Таким образом, центральная проблема философии - соотношение идеального и материального - решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. В результате вопрос о торжестве мышления и бытия, который находится в центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное торжество души и тела, а значит, идеального и материального, Фейербах усматривал в головном мозге человека «В мозговом акте, как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Фейербах непосредственно отожествляет душу и тело, доказывая, что на уровне головного мозга это одно и тоже. Тем самым он, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает идеальные образы внешнего мира. Мозг становится идеальным органом только в своей деятельности. Культурно- историческая деятельность рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками, привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального.

Источники:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд.- Москва: Гардарики, 2005.-736с.

2. Философия: Учебник Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., исп. И доп.-М.:Юристъ, 1998.-520 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: