Формирование военного управления для Восточной Карелии

Представленные Германией в ходе весенних переговоров соображения относительно финских государственных границ говорили о том, что в высшем руководстве Финляндии к тому времени уже стали складываться планы, касавшиеся Восточной Карелии. Хейнрикс вспоминает, что Рюти также говорил о значении побережья Финмаркена для Финляндии. Когда Маннергейм высказывал сомнения относительно того, что Финляндия вряд ли сможет получить от такой крупной державы, как Советский Союз в собственное обладание эти территории, Рюти вопрошал - ради чего мы тогда вообще идем в Восточную Карелию? Маннергейм, не желая продолжать обсуждение относившегося к его компетенции военного вопроса, отвечал коротко и обходя суть проблемы: "Разве это не воля нашего народа?".
Таким образом, в высшем военном руководстве страны восточно-карельский вопрос обсуждался уже в начале июня. Главный штаб, как и в случае с глубокой разведкой и с формированием "племенной" бригады, предпринял заблаговременные действия по созданию управления еще не завоеванной Восточной Карелии. Уже 16 июня 1941 г. у него была заготовлена промемория "План некоторых мероприятий по восточно-карельскому вопросу", которая послужила для офицера инженерных войск Рейно Кастрена и подполковника Рагнара Нордстрёма основой при составлении 10 июля 1941 г. памятной записки "Об организации жизни в Восточной Карелии во время войны" (15 машинописных страниц). Последний документ, в свою очередь, лег в основу организации военного управления для Восточной Карелии.
Интересно отметить, что проблемы управления Восточной Карелией в это же время занимали умы и гражданских чиновников, которые приступили к обдумыванию данного вопроса еще до начала войны. Так, В.И. Сукселайнен вспоминает, что он, Рейно Кастрен и Каарло Хиллиля в мае 1941 г. находились в гостях у Урхо Кекконена и "целый вечер посвятили планированию будущего управления Восточной Карелией". Совершенно независимо от них министр внутренних дел Хорелли и премьер-министр Рангель самое позднее 24 июня 1941 г. спланировали создание комитета из 6-7 членов для организации управления в Карелии. Губернатор Лапландии Хиллиля тем не менее воспротивился такому подходу и, позвонив 25 июня премьер-министру, заявил, что в этом вопросе "необходимо придерживаться масштабных решений и следует озаботиться подбором кадров". Рангель пытался говорить о комитете с Айрола, но и он выступил против этой идеи. На стороне Хиллиля был руководитель ведомства по перемещенному населению, доктор юриспруденции Урхо Кекконен, направивший 26 июня 1941 г. Рангелю частное письмо, в котором, резко выступая против передачи управления Восточной Карелией в руки военных, настаивал на создании там гражданских органов власти.
Немногим позднее (30 июня) гражданские круги узнали о действиях Ставки по этому вопросу. Инженер Рейно Кастрен в телефонном разговоре с Хиллиля сообщил, что Ставка взяла на себя планирование гражданского управления Карелией. Кекконен полагал, что еще не все потеряно с реализацией его предложения, но Ставка в целом действовала быстрее правительства. Ее оперативность объяснялась, скорей всего, информированность о событиях на Севере, в регионе немецкой ответственности.
Многочисленные решения, касавшиеся оккупационного режима, там были подготовлены уже заранее. Так, в зоне действия III AK генерал Сииласвуо вместе со своим помощником капитаном Каарло Кайтера (впоследствии - профессором) обнародовал 24 июня, т.е. до вступления Финляндии в войну, распоряжения по управлению захваченными территориями. Назначенные в общины коменданты должны были уважать права и достоинство семей, права личности, собственность и религиозные чувства жителей. Всяческие грабежи были запрещены; о военных налогах и и реквизициях выйдут особые распоряжения. Собственность вражеского государства, в том числе недвижимость и земельные угодья, конфискуются. Оружие, средства связи и передвижения конфискуются также и у частных лиц. Для поддержания порядка в деревнях назначаются старосты и их помощники. Параграф о лагерях был изъят из текста до его опубликования: население могло жить дома.
И хотя более широкий план Сииласвуо и Кайтера относительно управления Беломорской Карелией, как и многие другие важные решения, датирован 1 июля 1941 г., текст преамбулы свидетельствует о том, что этот план был набросан еще до 25 июня 1941 г. В нем, в частности, говорится: "В том случае, если наш извечный противник предпримет против нашей страны враждебные акции, наша оборона будет носить наступательный характер". Поскольку Ставка не обнародовала каких-либо указаний по управлению регионом, армейский корпус вводит свои временные правила. Большевистская система не должна сохраниться, но тем не менее следует придерживаться установившихся административных границ. При Отделе по делам управления, который имеется в составе армейского корпуса, создается консультативная комиссия из местных жителей. Каждая община получает своего коменданта, которому придается один беломорский карел, знающий местные условия. Под началом коменданта общины работают коменданты деревень. Для того, чтобы выявить пожелания населения дозволяются его сходы как в масштабе общины, так и более крупных территорий.
В тот же день было обнародовано решение, касавшееся управления экономикой оккупированных территорий. Этой сферой также занимался Отдел по делам управления при армейском корпусе. Главный штаб Финляндии в секретном документе от 2 июля 1941 г. определил границы административного управления на оккупированной территории. К северу от линии Оулярви - Мииноа - Сорока административная власть принадлежит командующему армией Норвегия, а также согласно его распоряжению командующему III AK. К югу от этой линии административная власть находится в руках командующих финских воинских соединений, сфера полномочий которых ограничена оперативным направлением их подразделений.
11 июля 1941 г. Главный штаб посетили министр обороны Валден и министр внутренних дел Хорелли, в обязанности которого по поручению правительства входила организация административного управления. Им и главнокомандующему, судя по всему, тогда был представлен план Кастрена и Нордстрема. Главнокомандующий, согласно плану В. Туомпо, принял 11 июля 1941 г. решение о назначении горного советника, подполковника В.А. Котилайнена начальником военной администрации Восточной Карелии. Приказ об управлении Восточной Карелией на время войны в конце концов был отдан 15 июля 1941 г.
Случилось так, как и предсказывал Урхо Кекконен 26 июня. Военные официальные лица со свойственной им оперативностью забрали полномочия себе. Это обстоятельство следует признать, и оно хорошо коррелируется с ранее изложенными данными о их роли в этих делах. Исследователь Антти Лайне в своей диссертации пишет о том, как Главный штаб 20 июля 1941 г. собрал так называемое гражданское собрание в Вуоккиниеми, которое высказалось за непосредственное присоединение Восточной Карелии к Финляндии, что привело в недоумение гражданских лиц и даже государственную службу информации. Слишком рано избранное на этом собрании руководство освободительного движения состояло главным образом из эмигрантов, долгое время живших в Финляндии и поддерживавших создание военного подразделения из числа соплеменников. В свои пропагандистские органы Ставка разослала постановление, принятое в Вуоккиниеми, еще за неделю до состоявшегося собрания.
Принимая во внимание общую обстановку, можно сказать, что удививший правительство приказ Маннергейма от 10 июля 1941 г. ("не вложу меч в ножны"), которым он хотел воодушевить начинавшую наступление финскую армию, не был красивой фразой, как пытались изобразить позднее, а очень точно отражал настроения, господствовавшие в Ставке в тот период времени. Приказ ждал своего обнародования целую неделю, и поэтому его нельзя считать результатом какого-то импульсивного решения, он неразрывно связан с идейной атмосферой той эпохи. От дальней разведки, для проведения которой подбирали родившихся за границей лиц, ведет прямая линия к Отделению Кууссаари и его батальонам, комплектовавшимся соплеменниками из Беломорской Карелии и Олонии. Для их пополнения с началом войны целенаправленно искали личный состав по всей Финляндии. Деятельность дальней разведки, протекавшую за пределами страны, по своей направленности все же следует признать в основном оборонительной - даже в условиях ее резкой активизации накануне войны. Но поскольку усилия по формированию подразделений из числа соплеменников и меры по организации управления на захваченной территории Восточной Карелии начались раньше, чем о предстоящем вступлении в войну узнали даже на политическом уровне, то изложенные в предыдущих главах финские планы нападения ни в коей мере не являлись некими теоретическими изысканиями - "на всякий случай", как о том любят утверждать. Они, без всякого сомнения, были предназначены для реализации в новой обстановке, возникшей в результате германо-советской войны.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: