Трактовка глобализации учёными

 

Перед учёными встает вопрос, рассматривать ли глобализацию как новое явление истории или же как всего лишь заключительный этап интеграции человечества, берущей начало как минимум с эпохи великих географических открытий. Данный вопрос дискуссионный и обнаруживает различные позиции в определении временных этапов глобализации. Одни авторы относят её начало к XVI в., другие – к XIX, третьи вообще видят её истоки чуть ли не в эпохе неолита.

Российский учёный Ю.В. Яковец описывает глобализацию следующим образом: «...процесс глобализации далеко не новый, многочисленные нити культурных, торгово-экономических связей столетие за столетием крепли и умножались, охватывая населенную часть земного шара...». В то же время отмечает, что в последние десятилетия XX века этот процесс приобрел лавинообразную форму, и подчеркивает как историческую преемственность глобализации, так и ее современное своеобразие.

Директор Института проблем глобализации М. Делягин понимает под глобализацией процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий. Он отмечает качественное своеобразие процесса глобализации. «Простое отождествление этих понятий (глобализация и интеграция) – представляется неправомерным. Глобализация представляет собой совершенно особый, современный и, по всей вероятности, высший этап интеграции».

Таким образом, если Ю.В. Яковец считает глобализацию далеко не новым явлением, но в то же время в конце XX в. приобретшим «лавинообразную форму», то для М. Делягина это высший этап интеграции человечества. Наиболее наглядным выражением глобализации, по мысли автора, являются телекоммуникационные технологии, обеспечивающие мгновенный перевод денег и информации в любую точку земного шара. Следовательно, под глобализацией понимается некий объединительный процесс, начавшийся в конце XX в. и продолжающий набирать силу в XXI в., ключевыми факторами которого признаются финансово-экономическая и коммуникационная сферы.

Как полагает А.В. Дмитриев, подобный взгляд несколько суживает масштабы явления и препятствует широкому историческому подходу к глобализации, пониманию внутренних противоречий этого процесса и перспектив его развития. Предпосылкой нынешней стадии процесса глобализации является генетическое единство человечества. Появление различных рас и многочисленных этносов, не знающих о взаимном существовании, их расселение в эпоху неолита подчас трактуется как первый этап глобализации. Данный процесс означал сохранение биологического, генетического единства и тем самым предпосылку, условие современной глобализации, т. е. установления реального экономического и культурного единства человечества.

С.Л. Удовик проводит параллель между процессами глобализации в современном мире и общемировыми финансово-экономическими процессами 70–100-летней давности. С его точки зрения, глобализация представляет собой «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий. Однако эти же процессы наблюдались в течение первых трех десятилетий XX века и были прерваны мировым кризисом 1929–1933 гг.». Раскрывая содержание глобализационных процессов, автор подчеркивает их качественное своеобразие в характере и масштабах воздействия на человечество.

Т.А. Алексеева считает, что концепция «глобализации», по существу, заменила прежнюю концепцию «универсализации». Вся история Запада, будь то распространение христианства, капитализма или демократии, – это история универсализации. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» констатировали, что отныне буржуазия владеет миром и на место многочисленных свобод приходит лишь одна свобода – свобода торговли.

В.Г. Федотова полагает, что глобализация порождается модернизацией и имманентно присуща ей, так что если, например, нет модернизации (или она прекращается), то нет и глобализации (или она прерывается). Специально останавливаясь на этой проблеме, она пишет: «Глобализация XIX в. ознаменовалась развитием свободной торговли, в которой более всего преуспела Англия. Но этому витку глобализации были оказаны серьезные системные сопротивления в виде коммунизма, фашизма и национализма. И глобализация, которая являлась следствием модернизации, была прервана».

Обобщая разные трактовки, В.Г. Федотова выделяет некоторые этапы современности, просматриваемые более или менее концептуально:

1) период меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов. Запад бросил человечеству вызов своей способностью освоить это мировое пространство;

2) эпоха буржуазных революций – становление и расцвет капитализма;

3) время раннего индустриализма. Запад имел недоступное остальному миру преимущество развитой промышленности;

4) период после второй промышленной революции (использование электричества, изобретение конвейера в начале XX века, открытие радиоактивности и пр.);

5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х годов XX века. Запад освоил технологическое применение фундаментальных наук и превзошел всех.

Если обратиться к работам западных авторов, мы находим схожие описания сущности глобализации. Так, например, еще в конце 20-х гг. XX в., когда глобализация и глобальные проблемы еще не стали предметом специального анализа, испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Дело в том, что наш мир как-то внезапно разросся, увеличился, а вместе с ним расширился и наш жизненный кругозор. В последнее время кругозор этот охватывает весь земной шар; каждый индивидуум, каждый средний человек принимает участие в жизни всей планеты. Год тому назад жители Севильи могли следить по газетам, час за часом за тем, что происходило с группой людей на Северном полюсе; ледяные горы как бы появились среди раскаленных полей Андалусии. Каждый клочок земли больше не изолирован и своих геометрических пределах, но взаимодействует с другими частями планеты. Согласно закону физики, гласящему, что вещи находятся там, где они действуют, мы можем назвать вездесущей каждую точку земного шара. Эта близость дали, это присутствие отсутствующего расширили до фантастических размеров кругозор каждого отдельного человека».

Время, прошедшее с тех пор, как были сказаны эти слова, внесло лишь те коррективы, что очевидное тогда для отдельных, наиболее проницательных ученых теперь, с появлением Интернета, мобильного телефона, спутникового телевидения, разветвленной сети авиалиний и т. п., стало обыденным явлением практически для всех жителей планеты, которые объективно всё больше втягиваются в водоворот глобализации и в тесно связанные с нею расширяющиеся отношения, адаптируя при этом (порою даже не осознавая того) свою национальную (традиционную) культуру к новым, естественным образом формирующимся мировым культурным стандартам.

Известный канадский культуролог М. Маклюэн полагает, что решающим фактором процесса формирования конкретной социально-экономической системы, а, по сути дела, двигателем исторического прогресса, выступает смена технологий, влекущая за собой смену способа коммуникации. В XX в. произошел переворот, положивший конец «галактике Гутенберга» с присущими ей линейностью и человеческой отчужденностью. Переворот этот связан с электричеством и появлением новых средств массовой коммуникации, сокрушивших время и пространство, восстановивших диалог человечества в глобальном масштабе и превративших мир в одну большую «глобальную деревню», в которой всё, что происходит, сразу же становится известно всем, и ничего нельзя скрыть. Современный человек попадает в ситуацию «плюрализма миров и культур». С точки зрения Маклюэна, возвращение к «племенному» восприятию мира – безусловное благо, ибо так люди вновь начинают ощущать себя единым целым, коллективом. Таким образом, главной особенностью современности, фактором глобализации, или тем, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней», стало распространение прямой (непосредственной) коммуникации на весь земной шар. Физическое пространство сжалось до размеров глобуса, метафорическое пространство уместилось на экране персонального компьютера, подключенного к сети Интернет.

Западный социолог Э. Гидденс дает нейтральное определение глобализации как «интенсификации всемирных социальных отношений, в результате чего отдаленные регионы оказываются связанными друг с другом в том смысле, что местные происшествия отражают события, происходящие за много миль от них, и наоборот». Иначе говоря, глобализация относится к процессам, благодаря которым люди всего мира оказываются членами единого мирового общества, и должна рассматриваться как многомерный процесс, который одновременно происходит почти во всех сферах существования начиная с экономики, финансов, рынков, технологии, коммуникации и политики и кончая культурой и идентичностью.

С точки зрения Р. Робертсона, глобализация является и объективным процессом сжатия всего мира, и субъективным процессом все большего осознания мира как единого целого. Под «сжатием мира» здесь понимается и процесс усиления взаимозависимости – торговой, военной и политической – между странами, входящими в мировую социальную систему и «феноменологическое сжатие» как все возрастающая вероятность того, что поступки, желания или предпочтения отдельных индивидов будут определяться не их локальной, этнической принадлежностью, а более широким горизонтом референции, будут адресоваться к мировому контексту. Ученый связывает процесс становления современности с первой глобализацией, вызванной формированием капитализма, с выходом из локального существования к всемирному.

Один из основоположников социологии глобализации У. Бек, четко разграничивая с одной стороны глобализм, а с другой глобальность и глобализацию, понимает под глобализмом идеологию господства мирового рынка, идеологию неолиберализма. Глобализация рассматривается как комплекс процессов, приводящих к формированию глобальности, процессы, в которых национальные государства и их суверенитет подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности. В отличие от понятия глобальности глобализация есть процесс диалектический, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур. Таким образом, под глобализацией автор подразумевает наличие мирового общества без всемирного государства и без всемирного правительства. Глобальностью же У. Бек называет то, что мир давно уже живет в мировом обществе, что представления о замкнутых пространствах превратились в фикцию. К характерным чертам этой глобальности (т. е. основным результатам глобализации) он относит:

расширение географии и нарастающей плотности контактов в сфере международной торговли;

глобальное переплетение финансовых рынков, увеличивающуюся мощь транснациональных концернов;

информационную и коммуникационную революцию;

повсеместно выдвигаемые требования соблюдения прав человека;

изобразительные потоки охватившей весь мир индустриальной культуры;

вопросы глобальной нищеты;

проблемы глобального разрушения окружающей среды;

проблемы транскультурных конфликтов на местах.

У. Бек склонен рассматривать симптомы глобальности как симптомы современности, отличающие ее от предшествовавших эпох.

Одной из влиятельных современных теорий, описывающих историческую логику процесса дифференциации мира как целостной социальной системы, стала концепция американского социолога И. Валлерстайна, акцентирующего внимание на исторической перспективе процессов глобализации. Он связывает начало глобализационных процессов с XVI веком, когда мировая торговля, включая в свою орбиту все человеческие общества, живущие на планете, достигает всемирного масштаба и дополняется при этом глобальным разделением труда. С точки зрения И. Валлерстайна, исходной единицей для анализа процессов дифференциации, интеграции и социальной эволюции является не отдельное общество, а мировая (глобальная) социальная система.

Другой западный автор Р. Штихве рассматривает глобализацию как процесс, ведущий к формированию мирового общества. Автор выделяет три базовых институциональных изобретения, сделавших возможным этот процесс. Во-первых, это функциональная дифференциация, аналогичная глобальному разделению труда у Валлерстайна. Во-вторых, создание мобильных организаций, ведущих международную деятельность. В-третьих, коммуникативные техники, позволяющие людям и культурам вступать в общение (от изобретения книгопечатания до Интернета и глобального телевидения).

Представляется, что приведенных трактовок глобализации как российских, так и западных авторов достаточно, чтобы попытаться выделить некое ядро, позволяющее выявить характер и степень влияния глобализационных процессов на различные общества. Если опираться на описание такого рода тенденций, как расширение рынков и мирового оборота капитала, диффузию технологий, то существенного отличия глобализации от предшествующих ей процессов расширения торговых, политических, культурных и технологических связей между различными обществами начиная уже с XVII века мы не увидим. Вместе с тем, при внешней схожести с процессами развития колониальной торговли в прошлом, глобализация явно несет в себе нечто новое – то, чего раньше не существовало. Поэтому большинство авторов, пишущих о глобализации, все же отмечают её качественное своеобразие.

 

 

Заключение

Несмотря на определённую разницу в подходах, все цитировавшиеся авторы сходятся в выделении таких её аспектов, как экономика и финансы, политика, технологии, коммуникации и культура. В стремлении понять сущность современной глобализации многие исследователи всё больше обращаются к анализу общественных отношений, к рассмотрению исторического процесса в его динамике, целостности, непрерывности. В связи с этим практически все они хотя и оценивают глобализацию по-разному, как правило, связывают её с культурными изменениями и трансформациями, а термины «глобализация» и «культура» оказываются в одном ряду. Дополняя друг друга с разных сторон, они описывают социальный организм, раскрывая не только его сущностные аспекты, но и важнейшие этапы исторического развития. Поэтому культура берётся нами за отправную точку.

Таким образом, глобализация рассматривается прежде всего как процесс вовлечения различных обществ и локальных культур в единое коммуникационное пространство на основе таких информационных каналов и сфер, как международное телевидение и кинематограф, Интернет, пресса и другие средства массовых коммуникаций (СМК), ведущих к появлению и распространению глобальной массовой культуры. Культурно-коммуникативная составляющая представляет собой системообразующий фактор глобализационных процессов. Кроме (и прежде) политики, финансов и технологий между странами и культурами должны существовать каналы коммуникации. В противном случае экономические, политические и технологические контакты и обмены становятся просто невозможными. Участники этих контактов должны иметь возможность обмениваться хотя бы точками зрения. А чтобы этот обмен состоялся и стал регулярным (именно это и предполагает глобализация), помимо налаженных каналов коммуникации, необходим минимум культурной общности: языка, сходства картин мира, некоего набора ценностей и символов, основные значения которых разделялись бы участниками коммуникации.

 

 

Литература

 

1. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

2. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М., 2003.

3. Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.; Киев, 2002.

4. Мировая политика: проблемы теоретической идентификации в современном развитии: ежегодник. 2005. М., 2006.

5. Федотова В.Г. Глобализация и модернизация // Глобалистика: энциклопедия. М., 2003.

6. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. философии. № 3. 1989.

7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.

8. Гидденс Э. Социология: изд. 2-е / пер. с англ. М., 2005

9. Бек У. Что такое глобализация? / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника. М., 2001.

10. Штихве Р. К генезису мирового общества – инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 3. Т. II.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: