Научно обоснованные нормы

С развитием опыта мирового автомобилестроения в 70–80-х годах ХХ века стали рассматриваться как отдельный вид нормы времени, которые квалифицировались разработчиками и внедрявшими их производственными менеджерами как научно обоснованные.

Установление научно обоснованных норм времени представляет собой синтетическую корректировку технически обоснованной нормы времени, полученной аналитически- исследовательским методом:

tшт.-к. = t´шт.-к. · k эфф,

где t шт.-к. – норма времени, полученная по хронометражу, фотографии или уточненная методом моментных наблюдений;

k эфф – средний коэффициент эффективности, учитывающий «общественно необходимую интенсивность труда» (командно-административный подход) или «психофизические возможности человека» (рыночный подход).

kэфф = Σ (n ф j / n н j) = Σ (t н j / t ф j)

где – количество видов трудовых движений, совершаемых рабочим;

n ф j и  n н j – фактическое и нормативное количество трудовых движений j-ого вида в минуту, раз;

t ф j и t н j – фактическое и нормативное время одного трудового движения j-ого вида, мин.

Нормативные количество движений и время движения определенного вида устанавливаются по эмпирическим моделям, выражающим в математической форме затраты труда на выполнение отдельных операций. Чаще всего такие нормы-эталоны обобщаются в сборниках унифицированных единых норм для аналогичных условий выполнения работ данного вида. Они задаются для типовых предметов и средств труда, оформляются в виде таблиц, графиков, номограмм с приложением эскизов и служат исходными материалами для корректировки фактических затрат на конкретную работу.

Данные для научного обоснования норм времени собираются в ходе экспериментальных исследований психофизических возможностей человека в специальных заводских лабораториях или непосредственно на рабочих местах. Обычно они более жесткие, чем микронормативы БСМ и МТМ. Например, по западным сборникам специальных нормативов для автомобильной промышленности – норматив на шаг с грузом 50 фунтов (22 кг) составляет 0,000174 ч. Это соответствует 10 тысячным минуты (0,010 мин) или скорости движения 5,7 км/ч (Для сравнения по БСМ–1 – 0,015 мин или 3,8 км/ч) и приводит к получению исключительно высокого темпа работы и достаточно напряженных условий труда.

Применение метода нормирования, предложенного специалистами Волжского автомобильного завода, особенно удобно для ручных и машинно-ручных операций, в том числе и на предприятиях малого и среднего бизнеса.. «Нормативы ВАЗа» практически исключают ошибки технически обоснованных норм времени, допущенные при реализации аналитически-исследовательского метода, так как если рабочий будет работать медленнее, чем требует нормальный ритм, то время, полученное по хронометражу, корректируется в сторону уменьшения. И наоборот: если рабочий будет работать быстрее, чем допускает нормальный ритм, то время, полученное по хронометражу, корректируется в сторону увеличения.

Например, в распоряжении менеджера имеется сборник «Нормативы ВАЗа», и поставлена задача скорректировать полученную с использованием хронометража норму времени tшт = 2,6 мин, которая затрачивается разметчиком на кернение отверстий в листовом материале (предмет труда) кернером ручным стандартным и молотком 0,5 кг (средства труда). В минуту разметчик производит 22,5 удара молотком с размахом 30 см. По справочнику для этих данных нормативное количество движений правой рукой n н = 19.

Коэффициент эффективности:

kэфф = 22,5 / 19 = 1,18.

Норма времени:

  tшт = 2,6 · 1,18 = 3,07 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: