7. Внешняя политика России во второй половине 18 века.
(забродин)
8. Общественная жизнь в первой половине 19 века.
9. Русская культура в 17 веке.
10. Внешняя политика Александра 1.Отечественная война 1812 г.
11. Церковь в период объединения Руси. Новгородская республика
12. Правление Александра 1. Внутренняя политика.
13. Социальные движения в России в 17 веке.
13 Культура России во второй половине XVIII в.
14Предпосылки образования государства у восточных славян.
Павел I (личность и основные направления политики).
Личность Павла 1 характеризуется противоречивостью, но ее важно понимать, поскольку павловское правление закладывало основы отношений между Россией и наполеоновской Францией. Павел 1 был благородным, воспитанным, образованным человеком. Ему были свойственны рыцарские понятия о чести и морали. Однако, при этом в Павле 1 сидела сильнейшая обида на свою мать (Екатерина 2), что выразилось в отторжении от светской жизни и пристрастии к армии
|
|
Б)
Право Древней Руси. Категории населения Древней Руси.
Россия во второй половине XVIII века. Внутренняя политика Екатерины 2.
18 Религия древнего мира. Культурное наследие древних цивилизаций.
19 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
20 Культура России в 19 веке.
21 Культурный переворот петровского времени.
22 Общественно-политическая жизнь в СССР в 20-30-е годы.
23 Россия в период реформ Петра I. Северная война.
24 Строительство социализма в СССР.
Русская культура в XIII-XVI веках.
26 Международные отношения в 20-30-е годы XX века
Политический строй России в 17 в. Церковный раскол.
Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма.
Земские соборы
После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Если великие князья и цари из династии Рюриковичей могли утверждать исконность и божественное происхождение своей власти (как это делал Иван IV в переписке с Курбским), то Романовы, избранные на престол, могли опереться лишь на поддержку "земли". Именно поэтому в первые десять лет их правления Земские Соборы заседали почти непрерывно. Итогом его деятельности стало Соборное Уложение 1649 г. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним. В дальнейшем созывались лишь представители отдельных слоев населения.
Боярская Дума
Царь правил, опираясь на совещательный орган - Боярскую Думу. Царские указы начинались словами "Великий государь указал и бояре приговорили". Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем. В Думе постепенно увеличивалась доля дворян и дьяков, то есть выходцев не из аристократии, а из служилых людей среднего ранга и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на ее работоспособности. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными. Созданный при Алексее Михайловиче приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю.
|
|
Приказная система
Роль приказов в системе управления XVII в. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу его сохранилось более 40.
Приказы делились на временные и постоянные. Постоянные приказы делились на дворцовые (управляли царскими вотчинами и обслуживали царский двор), патриаршие (управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха) и государственные. Государственные приказы делились на территориальные (Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) и функциональные (общегосударственные). Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Так, областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился к компетенции финансовых приказов. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую "приказную волокиту". И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
Местное управление
Изменилась и система местного управления. После отмены кормлений в 50-х гг. XVI в. власть на местах сосредоточилась в руках выборных представителей местного населения: губных и земских старост, излюбленных голов и т.д. Это было вызвано тем, что государство еще не располагало достаточным аппаратом для назначения своих представителей на места. В XVII в. такими назначаемыми представителями центральной власти стали воеводы. В XVI в. воеводами именовались только предводители войск. Воевод назначали для управления пограничными, то есть угрожаемыми с военной точки зрения территориями. Однако в годы Смуты опасность для государства возникала повсюду. Этим и объясняется практика назначения воевод во внутренние районы государства, ставшая после Смуты обычной. Служба воеводы была "корыстной" - он не получал жалованья и жил за счет подвластного населения.