Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых без ограничений. Для оптимизации инклюзии на уровне государства разрабатывается и создаётся нормативно-правовая база, что законодательно закрепляет право каждого ребёнка получать образование с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей. Особые потребности возникают вследствие различных ограничений. Иногда этими факторами могут служить физические, интеллектуальные, психологические и социальные ограничения[5,6,7,].
Оптимизацией инклюзивного образования на всех этапах обучения: дошкольного, среднего и высшего, являются следующие специальные условия в общеобразовательных учреждениях:
1.Создаются нормативно-правовые и программно-методические акты.
Разрабатывается нормативно-правовая база, которая содержит основы развития инклюзивного подхода к образованию детей с особенными потребностями, а также создаются специальные программы, в которых учитываются индивидуальные особенности воспитанников: их возраст, структура нарушения, уровень психофизического развития. В связи с этим, образовательные учреждения должны быть обеспечены необходимой литературой для коррекционного обучения.
2. Организация предметно-развивающей среды.
Создание необходимой, адекватной возможности обучающегося, системы условий, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка для дальнейшей интеграции в общество.
3. Обеспечение доступной среды.
В общеобразовательных учреждениях необходимо установление широких дверей для инвалидов-колясочников, специальных пандусов, тактильных указателей для слабовидящих и специальных звонков для слабослышащих.
4. Обеспечение кадрами.
Для качественного обеспечения специальных потребностей детей важно наличие в учреждениях узких специалистов: учителей - логопедов, учителей - дефектологов, педагогов - психологов, тьюторов, социальных педагогов, высокого профессионального уровня. Необходимо периодическое прохождение курсов повышения квалификации, посещение различных конференций, круглых столов.
5. Создание медико-психолого-педагогического сопровождения.
Необходимость участия каждого специалиста в процессе обучения. В начале каждого учебного года необходимо проводить комплексное обследование детей с ОВЗ специалистами. На каждого ребенка, в соответствии с медицинскими диагнозами, разрабатываются персональные маршруты развития и распределяется учебная нагрузка. Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется параллельно с лечением. В связи с органическими поражениями центральной нервной системы у некоторых детей, требуется внимание медицинских специалистов для медикаментозного лечения.
Педагогам образовательных учреждений предъявляются следующие требования:
• применение индивидуального подхода к каждому ребёнку, независимо от наличия дефекта;
• создание доброжелательной атмосферы, психологической безопасности для ребенка;
• гуманная и корректная оценка динамики продвижения ребенка. Касательно обучающегося или воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется не сравнивать его с другими детьми, а обращать внимание на предыдущий уровень развития самого себя;
• педагогический оптимизм, являющийся прогнозом положительного результата обучения.
В зависимости от возможностей детей с ОВЗ должны определяться методы обучения. В случаях, если основная программа не осваивается из-за тяжести физических, психических нарушений, составляются определённые коррекционные программы для каждого ребёнка, которые направленны на адаптацию воспитанников в обществе и нормализацию эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации.
6. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Необходимым условием полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является контакт учебного заведения с родителями. Важно сохранение в семье и образовательном учреждении единства и согласованности всех педагогических требований к ребенку. Помощь в осознании родителями понятия сущности отклонений имеющихся у ребенка, является основной задачей специалистов. Так же необходимо поддерживать постоянную связь с родителями, которая осуществляется с помощью консультаций, родительских собраний, практикумов, индивидуальных тетрадей для рекомендаций. Родители получают полную информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять ребенку, ознакамливаются с различными игровыми приёмами, направленными на его всестороннее развитие.
7. Работа с семьёй ребёнка включеного в инклюзивное образованиею
Организация инклюзивного образования — это не только создание материально-технической базы, для беспрепятственного доступа в образовательное учреждение и комфортные условия обучения, но и правильно встроенные пути взаимоотношений нормально развивающихся детей и их родителей к детям с ОВЗ. Высокие результаты инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношения всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, а также, ключевую роль играет готовность педагогов и психологов к совместному взаимодействию. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение, а также создание особого, благоприятного климата в ученическом и педагогическом коллективах. В школе, где обучаются дети с ОВЗ важно дать понять родителям таких детей, что специалисты школы — это прежде всего их партнеры. В связи с этим появляется необходимость проводить работу с родителями детей с ОВЗ.
Один из действенных способом помощи семьям с детьми с ОВЗ является создание «Родительского клуба». В нем могут рассматриваться такие проблемы как:
· формирование у родителей адекватного восприятия своего ребенка;
· формирование здорового микроклимата в семье, благодаря которому ребенок сможет раскрыть все свои личностные, социальные и творческие ресурсы;
· формирование сетевого взаимодействия между ОУ и родителями;
· индивидуальное консультирование по вопросам развития ребенка;
· занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей должна строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами данной работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также — информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом. Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благополучия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.
Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие[8].
Выводы по главе 2
Важную роль в инклюзивном образовании играет взаимосвязь субъектов образовательного процесса – родителей детей с нормой, дети с нормальным развитием, родителей детей с ОВЗ, детей с ОВЗ, педагогов, логопедов и воспитателей. Также обеспечение методической информации и специального оборудования для школ и классов с инклюзивным образованием.
Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов, которая направлена на максимальную возможность интеграции лиц в общество, опираясь на гарантии их прав предполагая их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.
В ходе работы нам удалось решить следующие задачи:
· провести анализ научно-методической литературы по проблеме инклюзивного образования в образовательных организациях;
· рассмотреть понятие "инклюзивная культура";
· обозначить субъекты образовательного процесса;
· найти пути повышения инклюзивной культуры среди субъектов образования.
Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой.
За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.