Глава 4. Учимся слышать согласные мягкие и твердые

Игра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК"

Игровой материал: два домика, предметные картинки.

Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист').

Была хорошая погода, пошли звуки погулять.

Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. "

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика".

Игра № 2. " МАМИНА СУМКА"

Игровой материал: бумага и карандаши.

Правила игры: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д.

Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мясо, вермишель.

Варианты этой игры:

1. "Мама варила обед"

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть

звук:

Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье.

2. "Машины"

Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.

Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ"

(С мячом)                              

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например:

Б-Б' Н-Н' К-К'.

Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука:

Ф'-Ф

З'-З.

Ва рианты этой игры:

1. "Твердые- мягкие"

Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий:

рука - река; лось - лента; молоток - мель.

2. "Измени слово"

Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое:

дал - даль                                ел - ель

был - быль                               мел - мель

кон - конь                                жал - жаль

стал - сталь                            угол - уголь

шест - шесть                           пар - парь

Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ"

Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).

Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:

* Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

* Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

* Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?

* Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

* Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?

* Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.

Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"

Игровой материал: квадраты разных цветов.

Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:

Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.

При повторении игры геометрические фигуры менять.

Игра № 6. "ТИМ И ТОМ"

Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.

Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем.

Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том
- угловатый, с твер
дым волевым характером, его имя начинается твердо:
Том. И он любит все то, что начинается с твердого зву
ка. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука Т'
. Он выбирает;
слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе.                                
I

Игры с гномиками строятся на противопоставлении.

Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать.

Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками.

Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится карасём, сомом, налимом.

Появляясь вместе в зоопарке, на птичьем дворе, в лесу, в магазине эти замечательные гномики помогают не только освоиться с твердыми и мягкими согласными, но и обучают классификации.

Варианты эт ой игры:

1. "Подарки Тиму и Тому"

Дети рисуют для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых.

2. "Покажи рукой"

Называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т.д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.

Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.

Мягкий согласный звук (Тим) - это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.

Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости - твердости.

Игра № 7. "ВОЛК. СОБАКА И ОХОТНИК"

Правила игры: Рассказываем. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.

Пусть волк будет звук Р, собака звук Р', остальные звуки - зайцы, а дети - охотниками. Говорим:

"Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!".

Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.

Глава 5.  НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!

Игра № 1. "МАГАЗИН"

Игровой материал: предметные картинки, бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.

Правила игры: На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш, Р, Л. У детей деньги - бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Р, Л. На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, а на монету С - стакан и миску. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги.

Варианты этой игры:

1. "Шарик и комар"

Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром.

Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш.

2. "Закончи слово"

Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки.

Словарный материал:

автобу(с)                глобу(с)             молоде(ц)

колоде (ц)                коло (с)              страу(с)

дворе(ц)                   ледене(ц)           певе(ц)

абрико(с)                огуре(ц)             анана(с)

компа(с)                  матро(с)           мизине(ц)

Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш

Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками.

Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ"









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: