Игра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК"
Игровой материал: два домика, предметные картинки.
Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист (Л ').
Была хорошая погода, пошли звуки погулять.
Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. "
Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика".
Игра № 2. " МАМИНА СУМКА"
Игровой материал: бумага и карандаши.
Правила игры: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д.
|
|
Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мясо, вермишель.
Варианты этой игры:
1. "Мама варила обед"
Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть
звук:
Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье.
2. "Машины"
Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.
Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ"
(С мячом)
Игровой материал: мяч.
Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например:
Б-Б' Н-Н' К-К'.
Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука:
Ф'-Ф
З'-З.
Ва рианты этой игры:
1. "Твердые- мягкие"
Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий:
рука - река; лось - лента; молоток - мель.
2. "Измени слово"
Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое:
дал - даль ел - ель
был - быль мел - мель
кон - конь жал - жаль
стал - сталь угол - уголь
|
|
шест - шесть пар - парь
Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ"
Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).
Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:
* Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?
* Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?
* Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?
* Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?
* Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?
* Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.
Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"
Игровой материал: квадраты разных цветов.
Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:
Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.
При повторении игры геометрические фигуры менять.
Игра № 6. "ТИМ И ТОМ"
Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.
Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем.
Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том - угловатый, с твер
дым волевым характером, его имя начинается твердо:
Том. И он любит все то, что начинается с твердого зву
ка. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука Т'. Он выбирает;
слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе. I
Игры с гномиками строятся на противопоставлении.
Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать.
Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками.
Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится карасём, сомом, налимом.
Появляясь вместе в зоопарке, на птичьем дворе, в лесу, в магазине эти замечательные гномики помогают не только освоиться с твердыми и мягкими согласными, но и обучают классификации.
Варианты эт ой игры:
1. "Подарки Тиму и Тому"
Дети рисуют для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых.
2. "Покажи рукой"
Называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ромашка, незабудка, василёк и т.д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.
Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.
Мягкий согласный звук (Тим) - это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.
Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости - твердости.
Игра № 7. "ВОЛК. СОБАКА И ОХОТНИК"
Правила игры: Рассказываем. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.
Пусть волк будет звук Р, собака звук Р', остальные звуки - зайцы, а дети - охотниками. Говорим:
"Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!".
Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, рябчик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыроежка, лисички, опята, рыжики.
Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!
Игра № 1. "МАГАЗИН"
Игровой материал: предметные картинки, бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.
|
|
Правила игры: На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш, Р, Л. У детей деньги - бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Р, Л. На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, а на монету С - стакан и миску. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги.
Варианты этой игры:
1. "Шарик и комар"
Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром.
Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш.
2. "Закончи слово"
Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки.
Словарный материал:
автобу(с) глобу(с) молоде(ц)
колоде (ц) коло (с) страу(с)
дворе(ц) ледене(ц) певе(ц)
абрико(с) огуре(ц) анана(с)
компа(с) матро(с) мизине(ц)
Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш
Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками.
Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.
Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ"