Глава 2. Игровые задания с буквами

Игра№ 1. "ИСПРАВЬБУКВУ"

Игровой материал: лист бумаги с буквами. Правила игры:

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их:

Игра№ 2. "КАКИЕЭТОБУКВЫ?"

Игровой материал: буквы, вырезанные из картона.   *

Правила игры: Из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

Игра№ 3. "РАЗРЕЗНЫЕБУКВЫ"

Игровой материал: листочки бумаги для цветных букв.

Правила игры: На отдельных листочках бумаги написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Листочки разрезают на две-три части. Дети собирают буквы, а потом из них - слово.

Игра№ 4. "КАКВКЛЮЧАТЬБУКВЫВ ЗВУКОВЫЕМОДЕЛИСЛОВ"

Игровой материал: фишки, буквы.

П равила игры: После того, как ребенок научился легко выкладывать фишками любое слово, можно начинать заменять фишки буквами. Начинать лучше с гласных.

У ребят фишками выложены слова: кран, марка, лампа. Какие здесь одинаковые звуки? Во всех словах красные фишки заменяем буквой А. Следующая буква, которую будем вводить в слова, - Я (а не У, как принято).

Разберём слово "Надя ". Ребенок выложит:

Получилось "Нала". Тогда вы ему говорите:

"Чтобы был звук Д', а не Д, надо ставить букву Я, а не А, потому что буква Я обозначает и звук А и мягкость Д'. "

Разбираем много таких слов: мята, мясо, мякоть, мяч, няня, дядя и другие, каждый раз обращая внимание: чтобы согласный звук произнести мягко, надо ставить букву Я.

Так же вводятся буквы:         О - Ё

У-Ю Э-Е Ы-И

Разбираем очень много примеров. Постепенно дошкольники усваивают, что Я, Ё, Ю, И, Е - сигналы того, что предшествующую им согласную букву надо прочитать мягко.

Игра№ 5. "КТОВДОМИКЕЖИВЕТ? (окошки)"

Игровой материал: лист плотной бумаги, буквы.

Правила игры: На листе плотной бумаги сделать прорези. В одном окошке показываем буквы: Р, Л, М, Н, а в другом -поочередно гласные парами:

А-Я

У-Ю

О-Ё

Ы-И

Э-Е

Ребенок читает слоги:           РА - РЯ

РУ-РЮ РО-РЁ РЫ - РИ РЭ-РЕ

Следим, чтобы дети, читая, не называли буквы отдельно, а только слогами. Для этого по необходимости обсуждаем с каждым ребенком, как будет звучать слог: мягко или твердо.

И гра№ 6. "АНАГРАММЫ"

П равила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке. Например:    атлас - салат

кулак - кукла

лиса - сила

камыш - мышка и т.д.


Использованная литература

1 Мир детства "Дошкольник".

2 Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. Пед.
факультет 3/1987 г. - М.: Знание, 1987.

3 Занимательное азбуковедение. /Сост. В.Волина - М.: Просвеще
ние, 1991.

4 Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Педагогика и психоло
гия. -М.: Знание, 1991.

5 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Педагогика,
1978.

 

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск: Народ
ная асвета, 1992.

7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического
слуха у дошкольников. - М.: Акалис, 1996.

8. Жедек П.С., Левин. Умный магнитофон. - Томск: Пеленг,1992.

9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. -
М.: Просвещение, 1996.

 

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- М.: Просвещение, 1966.

11. Методические рекомендации к программе воспитания и обуче
ния в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

12. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.:
Просвещение, 1987.

13. Примерные конспекты занятий по развитию речи. /Ф.Сохин,
О.Ушакова //Дошкольное воспитание, 1990.

14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специ
альном детском саду. - М.: 1994.

15. Швайка Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -
М.: Просвещение, 1988.

16. Минский Е.. От игры к знанию.

17. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.

 

18. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. -
М.: Учпедгиз, 1961.

19. Лопухина И. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995.

20. Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: Аквариум, 1995.

21. Фесюкова Л.Б. От 3-х до 7-ми. - Харьков: Фолио, 1996.

22. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способ
ностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

23 Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. - Москва, Братислава: 1989.

24. Конспект комплексного занятия по развитию речи и физическому воспитанию с детьми старшей группы //Дошкольное воспитание. 1995. № 1.С.14.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: