Игра№ 1. "ИСПРАВЬБУКВУ"
Игровой материал: лист бумаги с буквами. Правила игры:
Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их:
Игра№ 2. "КАКИЕЭТОБУКВЫ?"
Игровой материал: буквы, вырезанные из картона. *
Правила игры: Из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)
Игра№ 3. "РАЗРЕЗНЫЕБУКВЫ"
Игровой материал: листочки бумаги для цветных букв.
Правила игры: На отдельных листочках бумаги написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Листочки разрезают на две-три части. Дети собирают буквы, а потом из них - слово.
Игра№ 4. "КАКВКЛЮЧАТЬБУКВЫВ ЗВУКОВЫЕМОДЕЛИСЛОВ"
Игровой материал: фишки, буквы.
П равила игры: После того, как ребенок научился легко выкладывать фишками любое слово, можно начинать заменять фишки буквами. Начинать лучше с гласных.
У ребят фишками выложены слова: кран, марка, лампа. Какие здесь одинаковые звуки? Во всех словах красные фишки заменяем буквой А. Следующая буква, которую будем вводить в слова, - Я (а не У, как принято).
|
|
Разберём слово "Надя ". Ребенок выложит:
Получилось "Нала". Тогда вы ему говорите:
"Чтобы был звук Д', а не Д, надо ставить букву Я, а не А, потому что буква Я обозначает и звук А и мягкость Д'. "
Разбираем много таких слов: мята, мясо, мякоть, мяч, няня, дядя и другие, каждый раз обращая внимание: чтобы согласный звук произнести мягко, надо ставить букву Я.
Так же вводятся буквы: О - Ё
У-Ю Э-Е Ы-И
Разбираем очень много примеров. Постепенно дошкольники усваивают, что Я, Ё, Ю, И, Е - сигналы того, что предшествующую им согласную букву надо прочитать мягко.
Игра№ 5. "КТОВДОМИКЕЖИВЕТ? (окошки)"
Игровой материал: лист плотной бумаги, буквы.
Правила игры: На листе плотной бумаги сделать прорези. В одном окошке показываем буквы: Р, Л, М, Н, а в другом -поочередно гласные парами:
А-Я
У-Ю
О-Ё
Ы-И
Э-Е
Ребенок читает слоги: РА - РЯ
РУ-РЮ РО-РЁ РЫ - РИ РЭ-РЕ
Следим, чтобы дети, читая, не называли буквы отдельно, а только слогами. Для этого по необходимости обсуждаем с каждым ребенком, как будет звучать слог: мягко или твердо.
И гра№ 6. "АНАГРАММЫ"
П равила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке. Например: атлас - салат
кулак - кукла
лиса - сила
камыш - мышка и т.д.
Использованная литература
1 Мир детства "Дошкольник".
2 Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. Пед.
факультет 3/1987 г. - М.: Знание, 1987.
|
|
3 Занимательное азбуковедение. /Сост. В.Волина - М.: Просвеще
ние, 1991.
4 Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Педагогика и психоло
гия. -М.: Знание, 1991.
5 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Педагогика,
1978.
6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск: Народ
ная асвета, 1992.
7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического
слуха у дошкольников. - М.: Акалис, 1996.
8. Жедек П.С., Левин. Умный магнитофон. - Томск: Пеленг,1992.
9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. -
М.: Просвещение, 1996.
10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- М.: Просвещение, 1966.
11. Методические рекомендации к программе воспитания и обуче
ния в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.
12. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.:
Просвещение, 1987.
13. Примерные конспекты занятий по развитию речи. /Ф.Сохин,
О.Ушакова //Дошкольное воспитание, 1990.
14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специ
альном детском саду. - М.: 1994.
15. Швайка Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -
М.: Просвещение, 1988.
16. Минский Е.. От игры к знанию.
17. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.
18. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. -
М.: Учпедгиз, 1961.
19. Лопухина И. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995.
20. Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: Аквариум, 1995.
21. Фесюкова Л.Б. От 3-х до 7-ми. - Харьков: Фолио, 1996.
22. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способ
ностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
23 Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. - Москва, Братислава: 1989.
24. Конспект комплексного занятия по развитию речи и физическому воспитанию с детьми старшей группы //Дошкольное воспитание. 1995. № 1.С.14.