Игра № 1. "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ"
Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета и звуковой моделью слова, соответствующего предмету.
Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов и карточки. Как сделать карточки?
На лист бумаги наклеивается изображение нужного предмета. А внизу начертим клеточки: сколько звуков в слове, столько и клеточек.
Так выглядит карточка со словом "ДОМ".
Ребенок последовательно протягивает каждый звук в слове и выставляет фишку. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым.
Звуковая модель слова "дом" выложенная фишками выглядит так:
Вначале детям для анализа даем простые трехзвуковые слова: мак, дом, сыр, кит, луг, нос, мель, рак, соль и т.д.
Затем - четырехзвуковые, но такие, в которых нет рядом двух согласных или двух гласных: пила, луна, лиса, гуси, бусы, рыба и т.д. А потом более сложные слова: утки, паук, аист, лист, волк, сумка, тигр, парта и т.д.
Игра № 2. "ПОКАЖИ СЛОВО (звуковую модель) РУКАМИ"
Игровой материал: фишки красного, синего и зеленого цветов, карточки с клетками для звукового моделирования слов.
Правила игры: При описании игры "Тим и Том" рассказано, как вводить ручной показ твердых и мягких согласных звуков. Теперь мы с детьми договариваемся:
Все гласные звуки тоже будем показывать руками, изображая дудочку. У рта складываем пальцы неплотно в кулачок, а в дырочку произносим любой гласный, т.е. наша "дудочка " поёт.
После этого можно приступать к показу целых слов. Сначала коротких, а затем более сложных по звуковому составу. Условными движениями руки показываем характер звуков (гласный, согласный - твердый или мягкий), а дети по нашему ручному показу кладут фишки нужного цвета.
Потом произносим это слово, а дети по выложенной ими звуковой модели читают слово, четко называя и указывая пальчиком каждый звук по своей модели.
Варианты этой игры:
1. "Отгадай словечко"
Игра проводится в форме загадки. Говорим, например, что загадала какую-то профессию. По нашему ручному показу дети выкладывают звуковую модель, а затем отгадывают слово, т.е. какую профессию загадал ведущий.
2. "Узнай задуманное слово"
Проводится тоже в форме загадки. По ручному показу ребята выкладывают звуковую модель. Например:
Затем дети выясняют, к какой группе относится данное слово:
- Это живое или неживое?
- Живое.
- Это человек?
-Нет.
- Это летает?
-Да.
- Это птица?
-Нет.
- Это насекомое?
-Да.
- Муха!
3. "Отгадай загадку"
Загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.
Например: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита, Не человек, А рассказывает.
Ребенок пишет отгадку:
Игра № 3. "ЖИВАЯ МОДЕЛЬ"
Игровой материал: квадраты синего, зеленого и красного цветов.
Правила игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
- Артур, ты превращаешься в первый звук слова "бублик". (Мальчик берет квадрат синего цвета и выходит к доске.)
- Катя, ты становишься последним звуком слова "моль".
(Девочка с зеленым квадратом встает рядом с Артуром.)
- Оля, ты - гласный звук, который живёт в слове "рис".
(Оля выходит с красным квадратом.)
- Вера, ты второй звук слова "дно ". (Синий квадрат.)
Перед детьми "живая" модель слова: 1 синий | зеленый | красный | синий | БЛИН
Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.
В заключение игры "звукам" придумываем различные задания. Например, звук О должен покружиться, звуку Л' нужно отгадать загадку и т.д.
Игра № 4. "НАЗОВИ СЛОВО ПО МОДЕЛИ"
Игровой материал: доска, мелки, предметные картинки,
цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов, и звуковыми схемами слов.
Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов. Например:
| синий | красный ] синий |
Кто больше подберёт слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, сыр, мак и т.д.
Модели нужно брать разные:
1 синий | красный | зеленый | дочь, лось, моль и т.д. | зеленый | красный \ зеленый | мель, киль, сель. | красный ] синий | красный | ухо, оса, ура. \ красный | синий | синий | красный | утка, игла, арба.
Возможны и любые другие модели. Играть на победителя.
Варианты этой игры:
1. "Найди свою схему"
Трое детей превращаются в слова: кот, кит крот. Из трех моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою и доказывает, что это его схема.
2. "Угадай-ка"
На д оске прикрепляем картинки с изображениями предметов Цветными мелками рисуем модели слов. Просим детей соотнести название предмета со звуковой моделью. Играем в
доказываем правильность каждого ответа.
3. "Найди свою дорожку"
Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем рисунки с изображениями предметов, слева - в любом порядке даны звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкои рисунок с нужной схемой.
Усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.
Иг ра № 5. "ШКОЛА"
Иг ровой материал: фишки.
Правила игры: Смысл этой игры в том, чтобы потренировать
ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все
слова пишут не буквами, а фишками, т.е. в виде звуковых
моделей. Например:
написать три зимних слова;
написать названия времен года;
написать три названия ягод (птиц, рь0 и т.д.).
И другие похожие задания.