Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.
Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность, использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора. Приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения.
|
|
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую (см. ниже).
Производственная маркировк а — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. (колъеретки — разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок).
Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной маркировки торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Требования к торговой маркировки в меньшей степени разработаны, чем к производственной, они регламентируются рядом нормативных актов, а именно: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, региональными Правилами торговли.
Маркировка может включать три элемента: текст (от 50 до 100% по объему), рисунок (до 50%) и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ) (до 30%).