Виктор Гюго «Отверженные»

Урок 79.

Эдгар Аллан По. Жизнь и твочество.

Эдгар По – талантливый писатель, оставивший после себя немало интересных произведений и большое количество легенд и тайн. Некоторые из них не раскрыты и по сегодняшний день.

Родился он в 1809г. в городе Бостоне. Родители его были актёрами. Отец оставил семью, когда мальчику исполнилось 3 года. Мать много болела и вскоре умерла. Эдгара взяла к себе на воспитание обеспеченная семья дяди Джона Аллана – торговца табаком и хлопком. В 1815г. вместе с приёмными родителями он уезжает в Великобританию, а в 1820г. возвращается назад в США.

У Эдгара очень рано проявились способности к овладению новыми знаниями. Например, в школу он пошёл в пятилетнем возрасте. Однако из-за переездов, связанных с финансовым положением семьи дяди, ему пришлось поменять несколько учебных заведений.

Впечатлительному мальчику нравилась литература. Произведения античных авторов он читал на греческом и латинском языках. Взрослея, он всё чаще стал уединяться с книгой в своей комнате. Начал увлекаться поэзией и даже пробовал собственные силы в стихосложении. Творческие увлечения юноши не нравились дяде-опекуну и он часто напоминал Эдгару о материальной зависимости.

В 1826г. По поступает в Виргинский университет. Для изучения он выбирает 2 курса: классическую филологию и современные языки. Постепенно увлёкся карточными играми, начал выпивать и наделал много долгов. Вынужден оставить университет и вернуться домой.

В этот период По пишет стихотворения, которые вошли в его первый сборник. Пытается найти работу, но безуспешно. После очередного выяснения отношений, дядя выгоняет его и молодой человек несколько дней живёт в таверне. Потом переезжает в Норфолк, а позже – в Бостон, где знакомиться с издателем К. Томасом.

В 1827г. публикует поэтический сборник «Тамерлан». Ощущая острую нужду в деньгах, по контракту на 5 лет идёт в армию. Служит он при штабе. В его обязанности входило оформление бумаг, с чем он справлялся хорошо. В свободные часы Эдгар читает и сочиняет.

В 1829г. По досрочно демобилизовался и сумел опубликовать вторую книгу стихов. Был зачислен в Вест-Пойнт, но через год за грубые нарушения дисциплины его увольняют оттуда.

Он отправляется в Нью-Йорк и в 1831г. издаёт свою третью книгу «Стихотворения». Далее поселяется у родственников в Балтиморе. Тщетно ищет работу. Начинает писать прозу. В 1833г. его рассказ победил в литературном конкурсе с денежным призом.

Даже после получения премии материальное положение По продолжает оставаться довольно тяжёлым. По протекции друга он устраивает помощником редактора одного из американских журналов, но из-за депрессии и запоя вскоре теряет это место. Впрочем, спустя какое-то время Эдгар По снова был принят на работу в данное периодическое издание.

В 1838г. По переехал в Филадельфию. В 1839г. печатается его книга «Гротески и арабески», а в 1845г. – «Ворон». Писатель сотрудничает в разных журналах. Смерть жены и пристрастие к алкогольным напиткам снова выводят его из равновесия.

Скончался По в Балтиморе в 1849г.

 

 

Урок 80.

Виктор Гюго «Отверженные»

(Прочитать https://www.litmir.me/br/?b=154384&p=1)

(Аудиокнига https://akniga.org/gyugo-viktor-otverzhennye)

Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.

Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня – семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем. Благочестивый старик оказался первым человеком, который не отвернулся от Жана Вальжана, узнав о его прошлом, приютил в своём доме, обращался, как с равным, и не просто простил кражу столового серебра, а ещё и подарил два серебряных подсвечника, попросив употребить их с пользой для бедных. В очерствевшей от тяжёлого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошёл внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления – он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.

Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения. Своё имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалёкого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.

Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств (любовь к дочери, сестре, матере и, возможно, Женщине), он идёт на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса – того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть – Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.

Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа – от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей – очищают душу Жана Вальжана, делая её равной праведному епископу Диня и самому Господу. Бывший каторжник уходит из жизни, примирённый со своей душой, как и положено настоящему христианину.

Полной противоположностью Жана Вальжана в романе является полицейский инспектор Жавер. Строго следующий букве закона, он не видит вокруг себя ни истинной доброты, ни человеколюбия до тех пор, пока это не касается его самого. Неожиданное освобождение, дарованное ему злейшим врагом, выбивает Жавера из привычной колеи почитания правосудия. Он начинает задумываться о том, что есть на свете что-то большее, чем законы, придуманные людьми. Жавер настолько резко прозревает существование Бога, что его измученная грехами душа не успевает устоять перед открывшейся бездной правды, и он кончает жизнь самоубийством.

С момента выхода Жана Вальжана с каторги и до его смерти проходит восемнадцать лет. Художественное время романа не ограничено рамками октября 1815 – начала лета 1833 года. Гюго периодически погружает читателя то в прошлое, рассказывая о битве при Ватерлоо (18 июня 1815 года), об истории монастыря Малый Пикпюс, о развитии парижской канализации, то в будущее, когда говорит о Революции 1848 года, выросшей из восстания 1832-го.

Основным местом действия романа становится Париж, точкой пересечения всех сюжетных линий – лачуга Горбо, в которой Тенардье устраивает засаду для Жана Вальжана. Главные и второстепенные герои романа, связанные между собой родственными и событийными узами, не всегда знают о них: например, Козетта не узнаёт в Тенардье своего бывшего попечителя, Гаврош не признаёт в двух малышах младших братьев, Жан Вальжан, Тенардье и Жавер попеременно не узнают друг друга. Последнее обстоятельство служит основой для формирования многих сюжетных интриг.

Авантюристское начало «Отверженных» связано прежде всего с образом Жана Вальжана. Психологизм романа также проявляется именно в этом персонаже. Козетта и Мариус – герои романтического склада: их характеры почти не меняются на протяжении всего повествования, главной же их чертою становится любовь друг к другу. Герои парижского дна – семейство Тенардье, бандитское сообщество «Петушиный час», уличный мальчишка Гаврош – связаны с натуралистической основной произведения. В «Отверженных» Гюго одинаково хорошо удаётся как передача внутренних переживаний героев, так и детальное описание помещений, зданий, улиц, пейзажных панорам.

Любовная тема в романе тесно связана с темой смерти: любящая Мариуса Эпонина зазывает его на баррикады, предпочитая видеть героя мёртвым, нежели принадлежащим другой женщине, но в итоге сдаётся и погибает, спасая жизнь любимого; Мариус идёт на баррикады потому, что не может жить без Козетты; по той же самой причине вслед за ним отправляется и Жан Вальжан. Как и положено романтическим персонажам, герои мало контактируют с реальностью – они находятся во власти своих чувств и не видят других путей развития ситуации, кроме как «быть с любимым человеком» здесь и сейчас или умереть.

«Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъёма низших слоёв общества: бывший церковный староста Мабеф отдаёт свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: