Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы

Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. Задания одного порядкового номера во всех вариантах контрольной работы проверяют одинаковый содержательный элемент знаний. Каждая работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям, работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами физических постоянных. При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме. Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям:
* приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла;
* при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла;
* при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;
* отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) – 17 баллов. Рекомендуемая оценка работ:

Оценка «2» «3» «4» «5»
Части А, В и С (11заданий) Менее 8 баллов 8-10 баллов 11-13 баллов 14-17аллов

Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.

Перечень заданий для коррекции ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

А1. Повтори опорный конспект «Таблица сравнения агрегатных состояний вещества».
А2. Повтори опорный конспект «Парообразование и конденсация»
А3. Повтори опорный конспект «Тепловые явления» (Конспект по обобщению и систематизации знаний по теме «Тепловые явления»).
А4: 1.Какое количество теплоты потребуется для плавления 3 кг олова, взятого при температуре плавления?
2.Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 200г свинца, взятого
при температуре кристаллизации?
3.Какое количество теплоты потребуется для превращения в пар 2кг воды, взятой
при температуре кипения?
4.Какое количество теплоты выделится при конденсации 200г водяного пара,
при температуре конденсации?
5.Для алюминия удельная теплота плавления равна 0,39 МДж/кг.
Что это означает?
6.Два тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ, нагреты до температуры плавления. Какое тело расплавится первым при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,39 МДж/кг и 0,12 МДж/кг?
А5. Повторите по учебнику параграф о влажности воздуха.
А6. Запомни! Удельная теплота плавления вещества и удельная теплота парообразования вещества – есть величины постоянные для данного вещества, их находят в соответствующих справочных таблицах и они не зависят от массы вещества.
А7. Найдите в тетради график зависимости температуры нагревания льда от времени. Назовите каждый участок графика.
В9. и В10:

  • Какое количество теплоты потребуется для плавления 3кг олова, имеющего температуру 1320 С?
  • Какое количество теплоты выделится при конденсации 300г водяного пара, имеющего температуру 1000 С, и охлаждении образовавшейся воды до температуры 200 С?
  • Какое количество теплоты выделится при отвердевании 3кг воды, взятой при температуре 200 С?
  • Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 200г эфира, взятого при температуре 200 С?

Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.:

  • Какая установится окончательная температура, если 500г льда при температуре

00 С погрузить в 4л воды при температуре 300 С?

  • Сколько дров надо сжечь в печке, КПД = 40%, чтобы получить из 200кг снега, взятого при 100 С, воду при 200 С?
  • В кусок льда массой 100г и температурой равной -100 С влили 1,5кг расплавленного свинца при температуре плавления. Сколько воды обратится в пар, если свинец остыл до 270 С?

Алгоритм исправления ошибок школьниками:

  • Прочитайте текст задания контрольной работы, в котором Вами допущена ошибка.
  • Возьмите опорный конспект, в котором говорится о данном физическом явлении, понятии и т. д. и прочтите его.
  • Если не нашли ответа на поставленный вопрос в опорном конспекте, то откройте учебник, найдите по оглавлению соответствующий параграф, прочитайте его и отыщите ответ на вопрос из контрольной работы
  • Найдите в «Перечне заданий для коррекции ошибок» похожие задания и выполните их.

Вспомогательный алгоритм для выполнения контрольной работы:

  • Для выполнения заданий части А 1-7:- прочитайте задание;- вспомните соответствующий теоретический материал;- ответьте на поставленный вопрос;- прочитайте варианты ответов и выберите среди них правильный;- запишите цифру правильного ответа в таблицу для записей ответов.
  • Для выполнения заданий части В8: - читайте позицию первого столбца; - пользуясь таблицами: «удельных теплоёмкостей некоторых веществ», «температур плавления» и «температур кипения», подберите позицию второго столбца так, чтобы получилось верное утверждение; - запишите в таблицу ответов выбранные цифры через запятую по порядку позиций первого столбца.
  • Для выполнения заданий частей В9, В10, С11 необходимо представить решение задач в полном объёме.

Можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1) прочитайте задачу и запишите краткое условие;
2) переведите все физические величины в основные единицы измерения физических величин системы СИ;
3) проанализируйте то, что дано и то, что необходимо найти и текстовое условие задачи запишите в виде математических соотношений (т. е. физических формул), используя в первую очередь:
а) общие формулировки законов физики (например, закон сохранения энергии…); б) основные формулы (например, формулы для определения количества теплоты в данном тепловом процессе…);
в) определения физических величин (например, определение плотности или формулы для определения объёма…);
4) выразите из нужной формулы (или нужных формул) неизвестную величину;
5) подставляйте в полученную формулу для определения неизвестной величины числовые значения и находите значение получившегося математического выражения (Не забывайте о порядке действий!);
6) запишите ответ.

 

ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ А. Выберите один верный ответ

  • Расстояние между соседними частицами вещества мало (они практически соприкасаются). Это утверждение соответствует модели

1) только твёрдых тел
2) только жидкостей
3) твёрдых тел и жидкостей
4) газов, жидкостей и твердых тел
2. При испарении жидкость охлаждается. Это объясняется тем, что…

    • жидкость покидают частицы с наибольшей кинетической энергией
    • масса жидкости уменьшается
    • жидкость покидают самые лёгкие молекулы
    • жидкость покидают самые медленные молекулы

3.Как изменяется внутренняя энергия стали при отвердевании?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) сначала увеличивается, а затем уменьшается

4. Удельная теплота плавления платины равна 110 кДж/кг. Это значит, что при температуре плавления …
1) для плавления 2 кг платины потребуется 110 кДж теплоты
2) для плавления 400 г платины потребуется 44 кДж теплоты
3) при кристаллизации 2 кг платины выделится 22 кДж теплоты
4) при кристаллизации 1 г платины выделится 110 кДж теплоты
5. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?
1) при низкой, т.к. при этом пот испаряется быстро
2) при низкой, т.к. при этом пот испаряется медленно
3) при высокой, т.к. при этом пот испаряется быстро
4) при высокой, т.к. при этом пот испаряется медленно
6. Как изменится удельная теплота плавления вещества при увеличении массы тела в 3 раза?

  • увеличится в 3 раза
  • уменьшится в 3 раза
  • не изменится
  • может увеличиться, может уменьшиться

7. На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания воды?

 

 

ЧАСТЬ В.
8. К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.
А. При температуре 100ºС 1) Вода
вещество будет только в газообразном
состоянии

Б. При равных массах, остывая 2) Ртуть
на 1ºС, выделит наибольшее
количество теплоты

В. При температуре 100ºС 3) Спирт
вещество будет только в жидком
состоянии
Решите задачи.
9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227ºС?
10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 200 г водяного пара, взятого при температуре 100ºС, и охлаждении образовавшейся воды до 40ºС?
ЧАСТЬ С.
11. Решите задачу.
При конденсации1 кг водяного пара, взятого при температуре 100ºС, выделяется энергия. Какую массу воды можно нагреть от 0ºС до 60ºС
за счёт выделившейся энергии. Потерями тепла пренебречь. Ответ представьте целым числом килограммов.
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ А. Выберите один верный ответ
1. Атомы и молекулы вещества в любой момент времени расположены в пространстве беспорядочно, на разных расстояниях друг от друга и беспрерывно и хаотично движутся, изменяя взаимное расположение…
1) в газах
2) в жидкостях
3) в кристаллических телах
4) в любом агрегатном состоянии
2. Какой фактор не влияет на скорость испарения жидкости?
1) температура жидкости
2)масса жидкости
3) площадь поверхности
4) род вещества
3.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного её выкипания?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) сначала увеличивается, а затем уменьшается
4. Три тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ. Нагрели до температуры плавления. Какое тело расплавится последним при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,2 МДж/кг; 0,4 МДж/кг; 0,6 МДж/кг.
1) первое
2) второе
3) третье
4) все одновременно
5.На поверхности земли выпала роса. Это значит, что в этот момент в воздухе содержится
1) ненасыщенный пар
2) насыщенный пар
3) нет пара
4) перенасыщенный пар
6. Как изменится удельная теплота парообразования вещества при уменьшении массы жидкости в 4 раза?
1) увеличится в 4 раза
2) уменьшится в 34раза
3) не изменится
4) может увеличится, может уменьшится
7. На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания льда?

 

 

ЧАСТЬ В.
8. К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.
А. При температуре 78 ºС 1) Спирт
вещество будет только в газообразном
состоянии

Б. При равных массах для выпаривания 2) Кислород
потребуется наибольшее
количество теплоты

В. При температуре -114ºС 3) Ртуть
вещество будет только в твердом
состоянии
Решите задачи.
9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, имеющего температуру 32ºС?
10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 4 кг водяного пара, взятого при температуре 100ºС, и охлаждении образовавшейся воды до 20ºС?
ЧАСТЬ С.
Решите задачу.

  • В сосуд с водой, имеющий температуру 0ºС, впустили 1 кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 20ºС. Определите массу воды первоначально находящейся в сосуде.

ВАРИАНТ 3
ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

  • Жидкость сходна с газом в том, что как и газ, при небольших внешних воздействиях
    • Сохраняет форму
    • Сохраняет объем
    • Не сохраняет форму
    • Не сохраняет объем
  • Энергия при конденсации пара выделяется вследствие
    • Уменьшения температуры
    • Уменьшения кинетической энергии молекул
    • Совершения работы
    • Теплопередачи
  • Лед при температуре 0ºС внесли в теплое помещение. Температура льда до того, как он растает
    • Не изменится, так как вся энергия, получаемая льдом в это время, расходуется на разрушение кристаллической решетки
    • Не изменится, так как при плавлении лед получает тепло из окружающей среды, а затем отдает его обратно
    • Повысится, так как лед получает тепло от окружающей среды, значит, его внутренняя энергия растет и температура льда повышается
    • Понизится, так как при плавлении лед отдает окружающей среде некоторое количество теплоты

















































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: