Парсуна - название произведений Русской портретной живописи XVII - начала XVIII веков

Тер­мин пред­ло­жен в середине XIX века. И.М. Сне­ги­рё­вым. До XVIII века для обо­зна­че­ния порт­ре­та ис­поль­зо­ва­лось сло­во «пер­со­на». Парсуны лишь ус­лов­но пе­ре­да­ва­ли порт­рет­ное сход­ст­во, по сти­ли­сти­че­ским осо­бен­но­стям бы­ли тес­но свя­за­ны с ико­но­пи­сью: со­хра­ня­ли иде­аль­ность и ка­но­нич­ность об­ра­зов, ста­тич­ность по­зы, пло­ско­ст­ное узор­ное пись­мо, на­ли­чие ат­ри­бу­тов и над­пи­сей, по­зво­ляю­щих иден­ти­фи­ци­ро­вать изо­бра­жён­но­го. Большая часть парсун до начала XVIII века вы­пол­ня­лись на де­ре­ве в тех­ни­ке тем­пе­ры. Пер­со­на­жа­ми парсун бы­ли ца­ри, кня­зья, вое­на­чаль­ни­ки (в том числе Ер­мак), дво­ря­не, цер­ков­ные ие­рар­хи (пат­ри­ар­хи, епи­ско­пы, рим­ские па­пы). Со­хра­ни­лись над­гроб­ные парсуны: ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча и князя М.В. Ско­пи­на-Шуй­ско­го (обе XVII век, ГИМ), двой­ная парсуна ца­рей Ми­хаи­ла Фё- до­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1678 год, художник Ф.Е. Зу­бов, ГИМ).

Во 2-й половине XVII века раз­ви­тие парсуны шло по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­во­му бы­ло при­су­ще ещё боль­шее уси­ле­ние икон­но­го на­ча­ла: чер­ты ре­аль­но­го пер­со­на­жа как бы рас­тво­ря­лись в иде­аль­ной схе­ме ли­ка его свя­то­го па­тро­на (парсуна ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, 1686 год, пред­по­ло­жи­тель­но художник Бо­гдан Сал­та­нов, ГИМ; таф­тя­ной порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, 1682 год, пред­по­ло­жи­тель­но ико­но­пи­сец И.А. Без­мин, ГИМ). Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния, ис­пы­тав­шие влия­ние ра­бо­тав­ших в Рос­сии иностранных ху­дож­ни­ков, искусства Ук­раи­ны, Поль­ши, Лит­вы и Ни­дер­лан­дов (в 1667-1668 годы в Мо­ск­ве ра­бо­тал гол­лан­дец Да­ни­ил Вух­терс), по­сте­пен­но ус­ваи­ва­ли приё­мы западно-ев­ропейской жи­во­пи­си, стре­ми­лись к пе­ре­да­че ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей мо­де­ли, объ­ём­но­сти форм; вме­сте с тем со­хра­ня­лись тра­диционная за­сты­лость поз, пло­ско­ст­ность пись­ма и ус­лов­ность трак­тов­ки одея­ний (пар­су­ны: князя И.Б. Реп­ни­на, ГРМ; столь­ни­ка Г.П. Го­ду­но­ва, 1686 год, Л.К. На­рыш­ки­на, 1690-е годы, столь­ни­ка В.Ф. Лют­ки­на, 1697 год, все - ГИМ).

Как пра­ви­ло, парсуны соз­да­ва­лись жи­во­пис­ца­ми Ору­жей­ной па­ла­ты - С.Ф. Уша­ко­вым, Ф.Е. Зу­бо­вым, И. Мак­си­мо­вым, Бо­гда­ном (Ива­ном) Сал­та­но­вым, К.И. Зо­ло­та­рё­вым, И.А. Без­ми­ным, Г.Н. Одоль­ским (Адоль­ским), И.П. Ре­фу­сиц­ким, М.И. Чог­ло­ко­вым и другими. Но большая часть пар­сун не под­пи­са­на. Наи­бо­лее ран­няя под­пис­ная и да­ти­ро­ван­ная парсуна - порт­рет пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма ра­бо­ты Зо­ло­та­рё­ва (1678, То­боль­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный му­зей-за­по­вед­ник, смотреть иллюстрацию к статье Ио­а­ким). Сре­ди ред­ких ра­бот ино­стран­цев это­го вре­ме­ни - груп­по­вой порт­рет пат­ри­ар­ха Ни­ко­на с бра­ти­ей Вос­кре­сен­ско­го Но­во­ие­ру­са­лим­ско­го монастыря (начала 1660-х годов, Ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим»). На­пи­сан­ные под влия­ни­ем ев­ропейского порт­ре­та мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, ино­гда с на­ту­ры, мно­гие парсуны до­пет­ров­ско­го (кон­ные порт­ре­ты ца­рей Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча и Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, парсуна «Царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич в боль­шом на­ря­де», все - 1670-80-е годы, ГИМ) и пет­ров­ско­го (порт­ре­ты так называемой Пре­об­ра­жен­ской се­рии, 1692 - начало 1720-х годов, Гат­чин­ский дво­рец, ГРМ, ГТГ) вре­ме­ни по­ка­зы­ва­ют пе­ре­ход от парсуны к порт­ре­ту ев­ропейского ти­па. В русской про­вин­ции чер­ты пар­сун­но­сти со­хра­ня­ют­ся в порт­ре­те до начала XIX века (порт­рет епи­ско­па Ве­ниа­ми­на Баг­рян­ско­го, художник М.А. Ва­силь­ев, 1807 год, Ху­дожник му­зей, Ир­кутск). Ино­гда тер­мин «Парсуна» рас­про­стра­ня­ет­ся на ана­ло­гич­ные яв­ле­ния в жи­во­пи­си Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

· Ис­сле­до­ва­ние и рес­тав­ра­ция пар­су­ны пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. М., 2006

· Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2006

· Лав­рен­ть­ев А. В., Шве­до­ва М.М., Кор­ню­ко­ва Л. А. Рус­ский ис­то­ри­че­ский порт­рет. Эпо­ха пар­су­ны. М., 2004

· Чер­ная Л. А. Рус­ская куль­ту­ра пе­ре­ход­но­го пе­рио­да от сред­не­ве­ко­вья к но­во­му вре­ме­ни. М., 1999

· Порт­рет в рус­ской жи­во­пи­си XVII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. / Авт.-сост. А. Б. Стер­ли­гов. М., 1986

· Ов­чин­ни­ко­ва Е. С. Порт­рет в рус­ском ис­кус­ст­ве XVII в. М., 1955

· Летом 1668 г. Симон Ушаков просил освободить его от привлечения в противопожарные караулы: “По твоему великого государя указу, пожалованы мы холопы твои, Оружейной полаты и Серебряной полаты мастеры, чтоб объезными головами в летнее время изб у нас не печатать и в дневальные и в ношные караулы з дворов наших людей не спрашивать, потому что мы, холопи твои, у твоих государевых дел безпрестани, и на домех бывают твои государевы дела, и о том есть у нас, холопей твоих, прежних годов подписные челобитные, что им и дворов наших не ведать ни в чем, и объезные головы чинятца сильны на нас в караулы людей правят. И по нашему, государь, челобитью, из Оружейные полаты посланы памяти в розрят, чтоб объезным головам дворов наших не ведать ни в чем, и из розряду у объезных голов об нас есть памяти. И ныне государь, столник Федор Любеевич Македонской старых памятей не слушает, в объезде у меня холопа, твоего двора, людей таскает и в караулы спрашивает. Милосердный государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, не вели, государь, объезному двора моего ведать. А двор у меня, холопа твоего, твой государев с каменным строением. Царь государь, смилуйся”. В июне этого года “великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал ево, Симона, — не велел с нево сторожей на караулы имать для того, что он безпрестанно у ево государевых иконописных дел”

 

Августин (Никитин Д.Е.). Симон Ушаков – «царский изограф». М., 2001.

· Ананьева Т.А. Симон Ушаков. Л., 1971.

· Бекенева Н.Г. Симон Ушаков, 1626-1686. Л., 1984.

· Копировский А.М. Изображение света в иконах Симона Ушакова // Страницы: Богословие. Культура. Образование. Т. 5. Вып. 3. М., 2000.

· Копировский А.М. Иконы Симона Ушакова в храмах и музейных экспозициях Троице-Сергиевой лавры. СПб., 2013.

· Липатова С.Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор. Ярославль, 2012.

· Пуцко В.Г. Ранние иконы письма Симона Ушакова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. № 1(59). Март/2015.

· Саенкова Е.М. Симон Ушаков. Древо государства Московского: (похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М., 2015.

· И. Л. Бусева - Давыдова,

·

· Родписывал свои иконы – это свидетельствует о том, какое значение С. Ушаков придавал

·

· Так это было или нет, нам достоверно не известно, однако авторы авторитетного издания «Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади» пишут об этом, не делая никаких оговорок о городской легенде.

·

· В начале XIX века палаты значительно перестроили: на втором и третьем этажах были разрушены своды, пробиты новые окна и дверные проемы. Именно тогда был утрачен богатый декор XVII века. В 1829 году в доме разместилось одно из училищ Московского университета. Старинные палаты стали похожи на здания типичной застройки того времени. Каменный флигель, возведенный на границе с соседним владением примерно в то же время, что и сами палаты, был надстроен вторым этажом. Когда-то флигель был объединен с палатами с помощью монументальных ворот с арочными проемами, над которыми помещался переход с небольшим помещением над проездом.

·

·

· СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ? При жизни Симон Ушаков прославился не только как иконописец, но и как гравер и талантливый реставратор. В 1668 году он работал над восстановлением росписей Грановитой палаты, в 1673-м — Успенского собора. Среди гравюр Ушакова известно произведение 1665 года «Семь смертных грехов». Его композицию иконописец заимствовал с аналогичной западноевропейской гравюры.

· 4. Одним из основных заказчиков Симона Ушакова был его дальний родственник Иларион Ананьев, митрополит Суздальский и Юрьевский. По его просьбе иконописец создал четыре работы для Свято-Успенского монастыря: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и «Успение». С последней из икон связана легенда, которую рассказывает автор жития митрополита Илариона. Один из деревянных храмов монастыря пришел в упадок. Митрополит не мог решить, строить на его месте собор в честь Успения Пресвятой Богородицы или другого церковного праздника. Вскоре Илариону приснилась Богородица — она сошла с иконы «Успение» Ушакова. Митрополит решил, что этот сон был знаком. На месте деревянной церкви построили Успенский собор.

·

·

·

·

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: