Термин предложен в середине XIX века. И.М. Снегирёвым. До XVIII века для обозначения портрета использовалось слово «персона». Парсуны лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим особенностям были тесно связаны с иконописью: сохраняли идеальность и каноничность образов, статичность позы, плоскостное узорное письмо, наличие атрибутов и надписей, позволяющих идентифицировать изображённого. Большая часть парсун до начала XVIII века выполнялись на дереве в технике темперы. Персонажами парсун были цари, князья, военачальники (в том числе Ермак), дворяне, церковные иерархи (патриархи, епископы, римские папы). Сохранились надгробные парсуны: царя Фёдора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского (обе XVII век, ГИМ), двойная парсуна царей Михаила Фё- доровича и Алексея Михайловича (1678 год, художник Ф.Е. Зубов, ГИМ).
Во 2-й половине XVII века развитие парсуны шло по двум направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича, 1686 год, предположительно художник Богдан Салтанов, ГИМ; тафтяной портрет патриарха Никона, 1682 год, предположительно иконописец И.А. Безмин, ГИМ). Представители второго направления, испытавшие влияние работавших в России иностранных художников, искусства Украины, Польши, Литвы и Нидерландов (в 1667-1668 годы в Москве работал голландец Даниил Вухтерс), постепенно усваивали приёмы западно-европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиционная застылость поз, плоскостность письма и условность трактовки одеяний (парсуны: князя И.Б. Репнина, ГРМ; стольника Г.П. Годунова, 1686 год, Л.К. Нарышкина, 1690-е годы, стольника В.Ф. Люткина, 1697 год, все - ГИМ).
|
|
Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты - С.Ф. Ушаковым, Ф.Е. Зубовым, И. Максимовым, Богданом (Иваном) Салтановым, К.И. Золотарёвым, И.А. Безминым, Г.Н. Одольским (Адольским), И.П. Рефусицким, М.И. Чоглоковым и другими. Но большая часть парсун не подписана. Наиболее ранняя подписная и датированная парсуна - портрет патриарха Иоакима работы Золотарёва (1678, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, смотреть иллюстрацию к статье Иоаким). Среди редких работ иностранцев этого времени - групповой портрет патриарха Никона с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (начала 1660-х годов, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»). Написанные под влиянием европейского портрета масляными красками на холсте, иногда с натуры, многие парсуны допетровского (конные портреты царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, парсуна «Царь Алексей Михайлович в большом наряде», все - 1670-80-е годы, ГИМ) и петровского (портреты так называемой Преображенской серии, 1692 - начало 1720-х годов, Гатчинский дворец, ГРМ, ГТГ) времени показывают переход от парсуны к портрету европейского типа. В русской провинции черты парсунности сохраняются в портрете до начала XIX века (портрет епископа Вениамина Багрянского, художник М.А. Васильев, 1807 год, Художник музей, Иркутск). Иногда термин «Парсуна» распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии.
|
|
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
· Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона. М., 2006
· Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2006
· Лаврентьев А. В., Шведова М.М., Корнюкова Л. А. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004
· Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. М., 1999
· Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX в. / Авт.-сост. А. Б. Стерлигов. М., 1986
· Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955
· Летом 1668 г. Симон Ушаков просил освободить его от привлечения в противопожарные караулы: “По твоему великого государя указу, пожалованы мы холопы твои, Оружейной полаты и Серебряной полаты мастеры, чтоб объезными головами в летнее время изб у нас не печатать и в дневальные и в ношные караулы з дворов наших людей не спрашивать, потому что мы, холопи твои, у твоих государевых дел безпрестани, и на домех бывают твои государевы дела, и о том есть у нас, холопей твоих, прежних годов подписные челобитные, что им и дворов наших не ведать ни в чем, и объезные головы чинятца сильны на нас в караулы людей правят. И по нашему, государь, челобитью, из Оружейные полаты посланы памяти в розрят, чтоб объезным головам дворов наших не ведать ни в чем, и из розряду у объезных голов об нас есть памяти. И ныне государь, столник Федор Любеевич Македонской старых памятей не слушает, в объезде у меня холопа, твоего двора, людей таскает и в караулы спрашивает. Милосердный государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, не вели, государь, объезному двора моего ведать. А двор у меня, холопа твоего, твой государев с каменным строением. Царь государь, смилуйся”. В июне этого года “великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал ево, Симона, — не велел с нево сторожей на караулы имать для того, что он безпрестанно у ево государевых иконописных дел”
Августин (Никитин Д.Е.). Симон Ушаков – «царский изограф». М., 2001.
· Ананьева Т.А. Симон Ушаков. Л., 1971.
· Бекенева Н.Г. Симон Ушаков, 1626-1686. Л., 1984.
· Копировский А.М. Изображение света в иконах Симона Ушакова // Страницы: Богословие. Культура. Образование. Т. 5. Вып. 3. М., 2000.
· Копировский А.М. Иконы Симона Ушакова в храмах и музейных экспозициях Троице-Сергиевой лавры. СПб., 2013.
|
|
· Липатова С.Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор. Ярославль, 2012.
· Пуцко В.Г. Ранние иконы письма Симона Ушакова // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. № 1(59). Март/2015.
· Саенкова Е.М. Симон Ушаков. Древо государства Московского: (похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М., 2015.
· И. Л. Бусева - Давыдова,
·
· Родписывал свои иконы – это свидетельствует о том, какое значение С. Ушаков придавал
·
· Так это было или нет, нам достоверно не известно, однако авторы авторитетного издания «Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади» пишут об этом, не делая никаких оговорок о городской легенде.
·
· В начале XIX века палаты значительно перестроили: на втором и третьем этажах были разрушены своды, пробиты новые окна и дверные проемы. Именно тогда был утрачен богатый декор XVII века. В 1829 году в доме разместилось одно из училищ Московского университета. Старинные палаты стали похожи на здания типичной застройки того времени. Каменный флигель, возведенный на границе с соседним владением примерно в то же время, что и сами палаты, был надстроен вторым этажом. Когда-то флигель был объединен с палатами с помощью монументальных ворот с арочными проемами, над которыми помещался переход с небольшим помещением над проездом.
·
·
· СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ? При жизни Симон Ушаков прославился не только как иконописец, но и как гравер и талантливый реставратор. В 1668 году он работал над восстановлением росписей Грановитой палаты, в 1673-м — Успенского собора. Среди гравюр Ушакова известно произведение 1665 года «Семь смертных грехов». Его композицию иконописец заимствовал с аналогичной западноевропейской гравюры.
· 4. Одним из основных заказчиков Симона Ушакова был его дальний родственник Иларион Ананьев, митрополит Суздальский и Юрьевский. По его просьбе иконописец создал четыре работы для Свято-Успенского монастыря: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и «Успение». С последней из икон связана легенда, которую рассказывает автор жития митрополита Илариона. Один из деревянных храмов монастыря пришел в упадок. Митрополит не мог решить, строить на его месте собор в честь Успения Пресвятой Богородицы или другого церковного праздника. Вскоре Илариону приснилась Богородица — она сошла с иконы «Успение» Ушакова. Митрополит решил, что этот сон был знаком. На месте деревянной церкви построили Успенский собор.
|
|
·
·
·
·
·