Иконописные образы Симона Ушакова

Догадку о ссылке художника в Угрешский монастырь косвенно подтверждает исследователь Г. Филимонов. В семидесятые годы XIX столетия он писал, что в Николо-Угрешской обители хранятся две иконы с подписями Симона Ушакова. Первая с изображением Алексея - Божьего человека, отмеченная 1665 годом (вклад дьяка Богдана Силина). Внизу на иконе надпись: "лета 7172 писал изограф Пимен Федоров по реклу (то есть по прозванию. - Б. Ш.) Симон Ушаков. По обещанию дьяка Богдана Силина". Вторая - местная из древнего Никольского собора, изображавшая Спаса Всемилостивого (1672 год).

Известно, что за свою творческую жизнь Ушаков неоднократно обращался к образу Спаса Вседержителя: он писал его в разные годы для Новодевичьего и Троице-Сергиева монастырей. Неслучайно художник В. Гурьянов, реставрировавший ушаковские иконы в 1907 году, говорил об удивительном сходстве образа Спаса из Троице-Сергиевой лавры с более ранней угрешской иконой.

Недавно мне посчастливилось увидеть замечательное творение из Николо-Угрешс кого монастыря в одном из хранилищ Исторического музея - икону (размер: 140х97,5 см) в прекрасном состоянии. Художник изобразил Спаса Вседержителя сидящим на престоле в красных царственных одеждах (см. фото на стр. 91). Правой рукой Спаситель благословляет, а левой придерживает Евангелие. Образ удивительной внутренней силы. Черты лица Господа спокойные, величественные. Серебряная риза оклада не сохранилась, однако внизу рукой Ушакова написано: "Лета 7180 писал сей образ царев писец Пимен Федоров по прозванию Симон Ушаков, при игумене Викентии, при келаре, старце Софронии, при казначее Черном диаконе Дорофее..."

Любопытно, что подробно перечислены имена угрешских священников. Возможно, это дань уважения иконописца к заказчику, возможно, - свидетельство его дружеского расположения к монастырю. Икона Спаса Вседержителя была написана спустя семь лет после ссылки Симона. Это время, когда мастер давно уже вернулся к обычной жизни, к делам в Оружейной палате и иконописанию. Не исключено, что с обителью его все-таки связывало нечто большее.

Если заглянуть сегодня в Никитников переулок, мы окажемся в тех местах старинной Москвы, где жил Ушаков. До сих пор стоит здесь пятиглавая церковь Троицы, украшенная русским узорочьем. Белокаменные наличники окон и порталы церкви удивляют диковинными птицами и затейливым растительным орнаментом. До наших дней в Троицком храме сохранились древние фрески. Совсем неподалеку от храма находится трехэтажное здание ХVII века с маленькими оконцами и предельно простыми наличниками. Верхние этажи постройки раньше были жилыми, а в подклете располагались сводчатые палаты с сенями. Палаты эти принадлежали Симону Ушакову, здесь и была его знаменитая иконописная мастерская.

Кстати, Угрешское монастырское подворье располагалось неподалеку от Китай-города, и кто-то мог навестить художника по просьбе игумена Викентия и заказать икону Спаса для Никольского собора. Уже тогда современники признавали художественное значение творений Ушакова, а, к примеру, его икону Успения Богородицы из Флорищевой пустыни считали чудотворной. Так или иначе появление ушаковских икон на Угреше, долгие годы украшавших обитель, было делом неслучайным

Дополнительная литература:

Ар­сень­ев Ю.В. Ору­жей­ный при­каз при ца­ре Ми­хаи­ле Фе­до­ро­ви­че. СПб., 1903;

Бо­го­яв­лен­ский С.К. При­каз­ные су­дьи XVII в. М.; Л., 1946; Ору­жей­ная па­ла­та. М., 1964;

Ми­хай­лов­ский Л.А. О дея­тель­но­сти бе­ло­рус­ских мас­те­ров в Ору­жей­ной па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Во­про­сы ис­то­рии. Минск, 1968;

Шмидт С.О. Пер­вое упо­ми­на­ние об Ору­жей­ной па­ла­те и ми­ниа­тю­ры Цар­ст­вен­ной кни­ги // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1976. Вып. 2;

Мо­ле­ва Н.М. Пер­вые рус­ские жи­во­пис­цы-про­фес­сио­на­лы (XVII в.) // Во­про­сы ис­то­рии. 1982. № 3;

Пи­сар­ская Л.В., Мар­ты­но­ва М.В. Ору­жей­ная па­ла­та. 6-е изд. М., 1987;

Пав­ло­вич М.К. К изу­че­нию био­гра­фий мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты XVIII в. // Ге­неа­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1994;

Пав­лен­ко А.А. Жи­во­пис­ное и ико­но­пис­ное де­ло в Ору­жей­ной па­ла­те во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в рус­ской куль­ту­ре. М., 1998.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

· Ле­вы­кин А.К. Ору­жей­ная па­ла­та в XVI сто­ле­тии // Мо­с­ков­ский Кремль. Му­зей. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1998. Вып. 11

· Се­лез­не­ва И.А. Зо­ло­тая и Се­реб­ря­ная па­ла­ты. М., 2001

· Гон­ча­рен­ко В.С., На­рож­ная В. И. Ору­жей­ная па­ла­та: Пу­те­во­ди­тель. 6-е изд. М., 201

  • Леонов А. Симон Ушаков: Русский художник XVII века: 1626—1686 / А. Леонов. — М.; Л.: Искусство, 1945. — 24, [10] с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз. (обл.)
  • Ананьева Т. А. Симон Ушаков. Л.: Издательство «Аврора», 1971
  • Симон Ушаков. Слово к люботщательному иконного писания. по сборнику «Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология.» М.: Прогресс, 1993.
  • Игорь Грабарь. Симон Ушаков и его школа. по Грабарь И. Э. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В пяти томах
  • Ушаков, Симон Фёдорович в библиотеке «Старатель»
  • Иконы письма Симона Ушакова на сайте Университета эффективного развития.
  • Сомов А. И. Ушаков, Симон или Пимен Фёдорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

· Жизнь Симона Ушакова Подобно тому, как иконы андрея рублёва воплотили собой о единении русской земли, о грядущем возрождении, творчество Симона Ушакова, воплощением идей сподвижник Петра

· Объект исследования – русская культура 2-й половины XVII века.

· Объект исследования – личность Симона Ушакова

· Предмет исследования – деятельность Симона Ушакова

· Предмет исследования – жизнь и деятельность Симона Ушакова.

·

·

· Цель

· Задачи (названия глав)

· Русская иконопись XVII века, точно так же как и ремесленная иконопись XVIII и даже XIX веков, стремилась не порывать с художественно-эстетическими традициями школы Ушакова. Н. Сергеев.

· Оценивая художественные и композиционные достоинства этой иконы, Г. Филимонов, основной исследователь и знаток творчества Симона Ушакова, с полным основанием заявляет: «В этой иконе Ушаков достиг высшего совершенства, которого могла достигнуть русская иконопись, предоставленная собственным средствам развития».

· [1] А. Леонов, Симон Ушаков. Русский художник XVII в., Изд. «Искусство». М.—Л., 1945, 24 стр. Тираж 15 тыс. Цена 1 р.

· [2] Всеми биографически-послужными сведениями из жизни Ушакова и всей первоначальной систематизацией его творчества наука обязана архивные материалам Оружейной палаты, опубликованным в работе Г. Филимонова «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи» (помещено в сборнике «Общество древнерусского искусства за 1873 г.»).

· [3] В. Н. Нечаев, Симон Ушаков (в сборнике «Изобразительное искусство», Ленинград, 1927).

· [4] См., например, — И. Грабарь, История русского искусства, т. VI; Э. П. Саговец-Федорович. Ярославские стенописи и библия «Пискатором», «Русское искусство XVII века», Москва, 1929; М. К. Каргер, История западных влияний в древнерусской живописи, сб. «Материалы по русскому искусству», т. 1, Ленинград, 1928, и др.

· [5] Н. Сычев, Новое произведение Симона Ушакова в Государственном русском музее, сб. «Материалы по русскому искусству», т. 1, Ленинград, 1928.

· [6] О ритме рублевской «Троицы» много и блестяще писал такой знаток, как проф. М. В. Алпатов.

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 2-Й ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Если для риторич искусства Феофан Прокопович, для театра Сумароков, для науки – Нартов???? и, для музыки -???7, для литературы -????, военного дела???Петр, Шувалов, то для изобразительного искусства Симон (Пимен) Фёдорович (1626-1686). Происхождение С. Ушакова родился в Москве,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: