Догадку о ссылке художника в Угрешский монастырь косвенно подтверждает исследователь Г. Филимонов. В семидесятые годы XIX столетия он писал, что в Николо-Угрешской обители хранятся две иконы с подписями Симона Ушакова. Первая с изображением Алексея - Божьего человека, отмеченная 1665 годом (вклад дьяка Богдана Силина). Внизу на иконе надпись: "лета 7172 писал изограф Пимен Федоров по реклу (то есть по прозванию. - Б. Ш.) Симон Ушаков. По обещанию дьяка Богдана Силина". Вторая - местная из древнего Никольского собора, изображавшая Спаса Всемилостивого (1672 год).
Известно, что за свою творческую жизнь Ушаков неоднократно обращался к образу Спаса Вседержителя: он писал его в разные годы для Новодевичьего и Троице-Сергиева монастырей. Неслучайно художник В. Гурьянов, реставрировавший ушаковские иконы в 1907 году, говорил об удивительном сходстве образа Спаса из Троице-Сергиевой лавры с более ранней угрешской иконой.
Недавно мне посчастливилось увидеть замечательное творение из Николо-Угрешс кого монастыря в одном из хранилищ Исторического музея - икону (размер: 140х97,5 см) в прекрасном состоянии. Художник изобразил Спаса Вседержителя сидящим на престоле в красных царственных одеждах (см. фото на стр. 91). Правой рукой Спаситель благословляет, а левой придерживает Евангелие. Образ удивительной внутренней силы. Черты лица Господа спокойные, величественные. Серебряная риза оклада не сохранилась, однако внизу рукой Ушакова написано: "Лета 7180 писал сей образ царев писец Пимен Федоров по прозванию Симон Ушаков, при игумене Викентии, при келаре, старце Софронии, при казначее Черном диаконе Дорофее..."
|
|
Любопытно, что подробно перечислены имена угрешских священников. Возможно, это дань уважения иконописца к заказчику, возможно, - свидетельство его дружеского расположения к монастырю. Икона Спаса Вседержителя была написана спустя семь лет после ссылки Симона. Это время, когда мастер давно уже вернулся к обычной жизни, к делам в Оружейной палате и иконописанию. Не исключено, что с обителью его все-таки связывало нечто большее.
Если заглянуть сегодня в Никитников переулок, мы окажемся в тех местах старинной Москвы, где жил Ушаков. До сих пор стоит здесь пятиглавая церковь Троицы, украшенная русским узорочьем. Белокаменные наличники окон и порталы церкви удивляют диковинными птицами и затейливым растительным орнаментом. До наших дней в Троицком храме сохранились древние фрески. Совсем неподалеку от храма находится трехэтажное здание ХVII века с маленькими оконцами и предельно простыми наличниками. Верхние этажи постройки раньше были жилыми, а в подклете располагались сводчатые палаты с сенями. Палаты эти принадлежали Симону Ушакову, здесь и была его знаменитая иконописная мастерская.
|
|
Кстати, Угрешское монастырское подворье располагалось неподалеку от Китай-города, и кто-то мог навестить художника по просьбе игумена Викентия и заказать икону Спаса для Никольского собора. Уже тогда современники признавали художественное значение творений Ушакова, а, к примеру, его икону Успения Богородицы из Флорищевой пустыни считали чудотворной. Так или иначе появление ушаковских икон на Угреше, долгие годы украшавших обитель, было делом неслучайным
Дополнительная литература:
Арсеньев Ю.В. Оружейный приказ при царе Михаиле Федоровиче. СПб., 1903;
Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946; Оружейная палата. М., 1964;
Михайловский Л.А. О деятельности белорусских мастеров в Оружейной палате Московского Кремля во второй половине XVII в. // Вопросы истории. Минск, 1968;
Шмидт С.О. Первое упоминание об Оружейной палате и миниатюры Царственной книги // Московский Кремль. Музей. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2;
Молева Н.М. Первые русские живописцы-профессионалы (XVII в.) // Вопросы истории. 1982. № 3;
Писарская Л.В., Мартынова М.В. Оружейная палата. 6-е изд. М., 1987;
Павлович М.К. К изучению биографий мастеров Оружейной палаты XVIII в. // Генеалогические исследования. М., 1994;
Павленко А.А. Живописное и иконописное дело в Оружейной палате во второй половине XVII в. // Новодевичий монастырь в русской культуре. М., 1998.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
· Левыкин А.К. Оружейная палата в XVI столетии // Московский Кремль. Музей. Материалы и исследования. М., 1998. Вып. 11
· Селезнева И.А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001
· Гончаренко В.С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путеводитель. 6-е изд. М., 201
- Леонов А. Симон Ушаков: Русский художник XVII века: 1626—1686 / А. Леонов. — М.; Л.: Искусство, 1945. — 24, [10] с. — (Массовая библиотека). — 15 000 экз. (обл.)
- Ананьева Т. А. Симон Ушаков. Л.: Издательство «Аврора», 1971
- Симон Ушаков. Слово к люботщательному иконного писания. по сборнику «Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология.» М.: Прогресс, 1993.
- Игорь Грабарь. Симон Ушаков и его школа. по Грабарь И. Э. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В пяти томах
- Ушаков, Симон Фёдорович в библиотеке «Старатель»
- Иконы письма Симона Ушакова на сайте Университета эффективного развития.
- Сомов А. И. Ушаков, Симон или Пимен Фёдорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
· Жизнь Симона Ушакова Подобно тому, как иконы андрея рублёва воплотили собой о единении русской земли, о грядущем возрождении, творчество Симона Ушакова, воплощением идей сподвижник Петра
· Объект исследования – русская культура 2-й половины XVII века.
· Объект исследования – личность Симона Ушакова
· Предмет исследования – деятельность Симона Ушакова
· Предмет исследования – жизнь и деятельность Симона Ушакова.
·
·
· Цель
· Задачи (названия глав)
· Русская иконопись XVII века, точно так же как и ремесленная иконопись XVIII и даже XIX веков, стремилась не порывать с художественно-эстетическими традициями школы Ушакова. Н. Сергеев.
· Оценивая художественные и композиционные достоинства этой иконы, Г. Филимонов, основной исследователь и знаток творчества Симона Ушакова, с полным основанием заявляет: «В этой иконе Ушаков достиг высшего совершенства, которого могла достигнуть русская иконопись, предоставленная собственным средствам развития».
· [1] А. Леонов, Симон Ушаков. Русский художник XVII в., Изд. «Искусство». М.—Л., 1945, 24 стр. Тираж 15 тыс. Цена 1 р.
|
|
· [2] Всеми биографически-послужными сведениями из жизни Ушакова и всей первоначальной систематизацией его творчества наука обязана архивные материалам Оружейной палаты, опубликованным в работе Г. Филимонова «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи» (помещено в сборнике «Общество древнерусского искусства за 1873 г.»).
· [3] В. Н. Нечаев, Симон Ушаков (в сборнике «Изобразительное искусство», Ленинград, 1927).
· [4] См., например, — И. Грабарь, История русского искусства, т. VI; Э. П. Саговец-Федорович. Ярославские стенописи и библия «Пискатором», «Русское искусство XVII века», Москва, 1929; М. К. Каргер, История западных влияний в древнерусской живописи, сб. «Материалы по русскому искусству», т. 1, Ленинград, 1928, и др.
· [5] Н. Сычев, Новое произведение Симона Ушакова в Государственном русском музее, сб. «Материалы по русскому искусству», т. 1, Ленинград, 1928.
· [6] О ритме рублевской «Троицы» много и блестяще писал такой знаток, как проф. М. В. Алпатов.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 2-Й ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
Если для риторич искусства Феофан Прокопович, для театра Сумароков, для науки – Нартов???? и, для музыки -???7, для литературы -????, военного дела???Петр, Шувалов, то для изобразительного искусства Симон (Пимен) Фёдорович (1626-1686). Происхождение С. Ушакова родился в Москве,