Вариант 14.
Часть 1
A1. Выпишите слово, в котором произносится согласный [т].
футбол смеётся отгородился походка
Ответ:
A2. Выпишите слово, в котором ударение падает на последний слог.
факсимиле свекла кашлянуть партер
Ответ:
A3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите и запишите к выделенному слову пароним.
1) СЛОВЕСНЫЕ игры помогут развить память, речь, воображение.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) Знаменитый режиссёр ПРЕДОСТАВИЛ зрителям своё видение русской истории времени Ивана Грозного.
4) Особенно ЭФФЕКТНО смотрелись алые маки на ярко-зелёных газонах парка.
Ответ_ __________________________________________
А4. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
прозрачная тюль шампунь двое студентов пятисот семи человек важнее всего
Ответ:
A5. Выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания.
|
|
пробираешься поскорее принимал переулок
Ответ:
A6. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня, вставив пропущенную букву.
выр..стающий пок..рать к..саться з..ря к..мпаньон
Ответ_ __________________________________________
А7. Выпишите слова того ряда, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква, вставив пропущенные буквы.
1) осн…щение, зар…внять 2) сокр…щение, р…внина
3) к…саться, заг…рать 4) соед…ниться, (флаг) разв…вается
Ответ_ __________________________________________
А8. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограммы.
1) реч….нка, холщ…вый 2) сбереч…, среди туч…
3) пр..уныл, пр..образился 4) бе..характерный, ра..росшийся
Ответ_ __________________________________________
A9. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропуска одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограммы.
1) в морском кител…, в гаван… 2) в кафетери…, на побережь…
3) о святын…, среди алле… 4) в гостях у фе…, среди хво…
Ответ_ __________________________________________
А10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
1) дыш..шь, усе…нный 2) не завис…шь, замасл..нный
3) стел…тся, приемл…мый 4) реж..шь, прикле..вший
Ответ_ __________________________________________
A11. Выделите жирным шрифтом предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
1) (Не)принимая во внимание интересы других, счастлив не будешь.
|
|
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) Ещё (не)скошенная трава никнет от зноя.
4) Деревенский домик был (не)большой, но очень уютный.
A12. Выделите жирным шрифтом предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ деревенские жители любят ходить за лесной.
A13. Укажите цифру, соответствующую грамматически правильному продолжению предложения.
Обработав статистические данные,
1) был составлен отчёт о закономерностях развития языка.
2) многое осталось для учёных не вполне ясным.
3) лингвисты выявили интересную закономерность развития языка
4) гипотеза о существовании общих для всех языков законов подтвердилась.
Ответ_ __________________________________________
A14. Вставьте на месте пропусков Н/НН, объясните условия выбора орфограммы.
Окна в гости_ ой были занавеше_ ы, на столе горела свеча в серебря_ ом подсвечнике, заставле_ ая истрепа_ ой нотной книгой.
Ответ_ __________________________________________
А15. Выделите жирным шрифтом предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Как он угрюм и худ и бледен.
2) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
3) Язык – это основа национальной памяти и его надо беречь.
4) У Сибири есть много особенностей как в природе так и людских нравах.
A16. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите, чем осложнено предложение, способ выражения обособленного члена предложения, условия постановки запятых.
Н.А. Римский-Корсаков создатель композиторской школы востребованной и сегодня получил международное признание выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера.
Ответ.
A17. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
Ответ_ __________________________________________
A18. Установите соответствие (цифра/буква)между правиламипостановки тире или двоеточия в данных предложениях, поставьте в первой колонке на месте пропусков соответствующие знаки препинания.
Предложения | Правила постановки |
1. Не гоняйся за счастьем_ оно всегда находится в тебе самом. | а) Бессоюзное сложное предложение, в котором первая часть указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части. |
2. Распахнули окна_ запах сосен вступил в веранду. | б) Бессоюзное сложное предложение, в котором одна из частей указывает на причину предшествующей части. |
3. В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск _ кафтан получил небольшой воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече. | в) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. |
4. Она гнала меня прочь _ я возвращался униженный раболепный. | г) Простое предложение с обобщающим словом перед однородными членами. |
д) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть поясняет содержание того, о чём говорится в первой части. |
Ответ_ __________________________________________
|
|
A19. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.
Ответ_ __________________________________________
A20. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уже светало (1) и (2) когда волчиха пробиралась к себе густым осинником (3) уже просыпались тетерева (4) и часто вспархивали красивые петухи (5) обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.
Ответ_ __________________________________________
А21. Укажите, в каком предложении чужая речь оформлена неправильно. Запишите предложение в исправленном виде.
1) Как писал А.Камю, «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует»
2) «Учитесь властвовать собою, — поучает Онегин влюбленную героиню, — к беде неопытность ведёт»
3) Автор советует нам, что «Любите самого себя, мой читатель!»
4) Хозяин рассуждал: «Ничто так не оживляет беседу, как остроты нескольких гостей».
Ответ_________________________________________________________________________
Часть 2.