Господин из Сан-Франциско»

Легкое дыхание».

Естественность – «казалась» беззаботной и счастливой доброта – резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале потребность любить – отвращение к мужчине и к себе самой жизнерадостность – опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход».

- Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли?

Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства.

-А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города.

- Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»?

Это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима.

Чистый понедельник».

Рассказ о двух людях, которые не могли быть вместе; рассказ о любви; рассказ о несостоявшейся любви; рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями; рассказ о любви и духовном преображении.

О любви и о России.

Повествование дано в форме рассказа-воспоминания от лица героя. Осью композиции становятся сложные взаимоотношения действующих лиц, не названных по имени, - это Он и Она.

Видимо, осознанный прием, необходимый для того, чтобы оттенить ореол таинственности любимой женщины, так до конца и не понятой героем, её единственности. «Она» не нуждается в имени, т.к. сердцем героя владеет только она. Кроме того, «неназванность» героев в любовной истории, при всей ее неповторимости, служит знаком обобщающего, общечеловеческого смысла.

Мастерски выписанный пейзаж, который готовит читателя к восприятию события радостного и особенного: «освобождающая жизнь», «бодрей неслись», «зеленые звезды», «оживленные». И ожидание нас не обманывает.

«… был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Повторяющееся слово «каждый», подобно рефрену в лирическом стихотворении, усиливает ощущение взволнованной напряженности чувств героя, непрерывного ежечасного ощущения счастья.

- Но так ли все безоблачно - увлекательно?

Тень сомнения, которую герой старается отогнать: «Чем должно все это кончиться…отвела разговоры о нашем будущем…»

-Таков первый абзац, «зачин» рассказа, тонкой нитью в нем увязаны между собой начало и конец: это история любви без «будущего». Центром композиции является Она.

-«Мы были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом» с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой».

- Не в меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало"Лунной сонаты", -только одно начало.

Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их.

- Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

- Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»?

В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).

- Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

-Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

-Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

-Как описывает автор свою героиню?

Портрет, позы, жесты, манера держаться. Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной» красоты?

«А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»

Всё это составляет секрет женского обаяния.

- Что, прежде всего, подчеркивает автор в ее внешности и внутреннем облике?

Обратим внимание на портрет, позы, жесты, манеру держаться, интерьер.

Необычность и загадочность. Все детали облика, поведения, окружающей обстановки, интерьера комнат направлены на создание подобного впечатления. Повторяющиеся ремарки, подчеркивающие молчаливость и задумчивость. Вскользь оброненные суждения и оценки увиденного, указывающие на самобытность, тонкость души, изысканность вкуса.

- Чем объясняется «странность» героини?

В ее натуре сложно совмещены противоположные начала.

- Найдем эти несоответствия.

Привычная роскошь и увеселения - внутренняя тяга к строгости бытия; привычка к рассеянной богемно–светской жизни - интерес к русской истории, учение на курсах; богатый интерьер квартиры - портрет «босого» Толстого; восточная красота - интерес к западноевропейским модным писателям; гранатовое бархатное платье, туфли с золотыми застежками - скромная курсистка, завтрак за 30 копеек.

· В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа.

-Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.

-Давайте вспомним, что такое оксюморон?

Оксюморон - от греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)

Неприлично красив, красота и ужас на кладбище.

С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

-Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини.

Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…

-Вот ещё один приём, характерный для Бунина- синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

-Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа – полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту … Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

Господин из Сан-Франциско».

В своем творчестве Бунин продолжает традиции русской классики. Следом за Толстым, философом и художником, Бунин обращается к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

-Как донесена авторская концепция мира в рассказе?

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» заметно мощное влияние Льва Толстого - философа и художника. Подобно Толстому Бунин судит людей, их тягу к наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством.

Мысль о неотвратимой гибели этого мира с наибольшей силой отразилась в данном рассказе, в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла — образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».

Гигантская «Атлантида» (с именем затонувшего мифического континента), на которой путешествует к острову наслаждений — Капри — американский миллионер, — это своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы.

Обнажая паразитизм «пар чистых», населяющих этот цивилизованный ковчег, пассажиры «Атлантиды» утром «пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до 11 часов полагалось бодро гулять по палубам..., а в 11 — подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый...»

- Каков он, «полый» человек, в изображении Бунина?

И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат.

И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более, что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет — едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью - и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет.

Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть.

Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

-Что является кульминацией рассказа?

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

- Как звучит тема любви в произведении?

И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей.

Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.

И высшая ступень опошления любви — пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости.

 Домашнее задание:

1. С. 33-37

2. Вопросы:

1.Какие особенности рассказов И.А Бунина вы можете назвать?

2.Каковы герои произведений Бунина?

3.Что интересовало его больше всего в человеке?

4. Сложилось ли у нас единое мнение о рассказах и героях Бунина?

 

1. Бунин И. А. Стихи. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin.html

2. А. Т. Твардовский «О Бунине». http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=108

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: