Содержание
- 1Предыстория
- 2Предложение и содержание поправок
- 2.1В соответствии с посланием президента Федеральному собранию
- 2.2Содержание поправок ко 2-му чтению
- 2.3Обнуление президентских сроков
- 2.4Другие поправки (2-е и 3-е чтение)
- 3Хронология принятия поправок
- 3.1Состав рабочей группы
- 4Реакция
- 4.1Открытое письмо против принятия поправок в Конституцию
- 4.2Открытое письмо муниципальных депутатов против поправок
- 4.3Общественная кампания «НЕТ»
- 4.4Реакция политических партий и региональных парламентов
- 4.5Реакция политологов, журналистов и других публичных лиц
- 4.6Мнение Венецианской комиссии
- 5См. также
- 6Примечания
- 7Ссылки
Предыстория[править | править код]
Конституция России была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из 9 глав, из которых 1-я, 2-я и 9-я неизменяемы. Главы 3-8 могут изменяться. Для этого нужно согласие субъектов Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, Президента.
За время действия конституции было проведено несколько изменений. Наиболее крупными были поправки, выдвинутые в президентском послании 2008 года, в частности увеличившие президентские сроки с 4 до 6 лет. Среди других поправок: поправка об объединении Верховного и Арбитражного судов, а также поправка о назначении представителей президента в состав Совета Федерации. Также в Конституцию вносились изменения, связанные с образованием или ликвидацией субъектов Федерации, а также с их переименованием[7].
|
|
Незадолго до предложения о поправках к Конституции ряд политологов называл переписывание Конституции под действующего президента одним из наиболее вероятных сценариев решения «проблемы 2024»[8][9].
Предложение и содержание поправок[править | править код]
В соответствии с посланием президента Федеральному собранию [править | править код]
В президентском послании 15 января 2020 года президент Российской Федерации В. В. Путин предложил внести в Конституцию Российской Федерации несколько поправок[10][11][12]:
- Внести в Конституцию изменения, прямо гарантирующие её приоритет в правовом пространстве России. Президент пояснил своё предложение следующим образом: «Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции»[13]. Фактически это означало предложение ввести прямое указание на приоритет Конституции над международным законодательством и международными договорами, решениями международных органов[14].
- Ввести запрет на иностранное гражданство и вид на жительство для председателя правительства, министров и глав федеральных органов, губернаторов, сенаторов, депутатов и судей.
- Усилить взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти. (s:Конституция Российской Федерации#Глава 1)
- Ввести в Конституцию положение о Государственном совете.
- Дать право Государственной Думе утверждать председателя правительства, а также по его представлению всех его заместителей и федеральных министров.
- Назначать руководителей всех силовых ведомств и региональных прокуроров президентом по итогам консультаций с Советом Федерации. По современной Конституции региональные прокуроры назначаются президентом без консультаций с Совфедом.
- Изменить требования к президенту: он должен проживать на территории России не менее 25 лет (сейчас — не менее 10 лет), не должен быть обладателем иностранного гражданства или вида на жительство не только на момент выборов, но и ранее.
- Предлагается убрать из конституционного ограничения сроков полномочий президента[b] слово «подряд», позволявшее одному и тому же лицу занимать президентский срок более двух сроков при условии, что лишь число последовательных [c] сроков не должно быть более двух.
- Дать право Конституционному суду по запросу президента проверять конституционность законопроектов до их подписания.
- Дать Совету Федерации по представлению президента полномочия отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, и при невозможности сохранения статуса судьи.
В своём послании Путин заявил, что поправки не затрагивают фундаментальных основ конституции, и предложил провести их утверждение парламентом через принятие соответствующих конституционных законов, после чего провести голосование граждан по всему пакету предложенных поправок, по результатам которого президент будет принимать окончательное решение[15]. Данные поправки были внесены[16] президентом на рассмотрение Государственной Думы 20 января.
|
|
Содержание поправок ко 2-му чтению [править | править код]
2 марта президент, депутаты ГД и члены СФ внесли[16][17] на рассмотрение второй пакет поправок в Конституцию. Ответственным комитетом 170 правок рекомендованы к принятию, 169[18] — к отклонению. Среди поправок, рекомендованных к принятию и включённых в текст законопроекта ко второму чтению[19] вдобавок к поправкам, принятым в первом чтении, содержатся следующие предложения:
Поправки, связанные с историей и политической системой
- Декларируется, что «Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории» (ст. 671, ч. 1).
- Утверждается, что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (ст. 671, ч. 2).
- Обозначение русского языка как языка государствообразующего народа (ст. 68, ч. 1). Также вводится понятие «союза многонациональных народов» (раньше был один многонациональный народ).
- «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» (ст. 75).