Терминология календарных дат

 

Как можно было заметить по материалам полесских поверий о русалках, датой их появления на земле повсеместно считали Троицу или Русальную неделю. Русальная неделя обычно следовала сразу за Троицей (реже предшествовала ей). В Полесье она имела варианты и других названий: «Тро е  чный т ы  ждень», «Рус а  лочий т ы  ждень», «Рос а  льница», «Грян а  я нед е  ля», «Проводн а  я нед е  ля»: «На Русальную неделю русалки ходили, посля Троицы сечас же» [ПА, Барбаров]; «Русальный тыждень от Тр о  йцы до з а  пусок — рус а  лки разг у  люваюцца на гаре — там их р о  згул» [ПА, Симоничи]; «Рус а  льный тыждень чы Тро е  чный — мы и так его зовём — ўс е  й тыждень после Тр о  ицы» [ПА, Замошье]; «Тр о  ешный тыждень и Рус а  лный — то тэ с а  мее» [ПА, Кочище]; «Неделя следующая за Троицей — Рос а  льница или Проводн а  я неделя» [ПА, Верхи. Теребежов]; «Гр я  ная неделя — сразу после Троицы — это праздник русалок» [ПА, Челхов]; «Грен а  я нед е  ля — с а  мая ўр э  дная неделя… Дух х о  дя сем недель ат Паски — Троица называется. После Тр о  ицы — Грен а  я неделя» [ПА, Семцы].

Большой интерес вызывают свидетельства из с. Жаховичи о том, что последняя перед Рождеством неделя там тоже называлась Русальной, или что в году есть всего три Русальных недели: «велик о  дня, на Тр у  йцу и на Рожэств о  » [ПА].

Особым образом оказывается терминологически отмеченным четверг на Русальной неделе: его называли «Н а  вской Тр о  ицей», «Сух и  м четверг о  м», «Крив ы  м днем», «Тр и  йцей м э  рлых», «Мь я  вським велик о  днем»: «Навська Трийца — то м е  ртвых Тр и  йца, четверг на Тро е  чнум т ы  жни» [ПА, Сварицевичи]; «Вот Троица жывэ, празьнык. Жывых — на тры дня, а посли от у чэтвер ужэ по Тройцы, ну у нас называють Намська Труйца. Гэто умерлых. И у гэтых умэрлых вжэ тыйи дивчата идуть, девкы, которы поумиралы дивкы, вжэ идуть гуляты воны по жытовы. А потом ужэ идуть воны на кладбишча» [ПА, Спорово].

Воскресенье Русальной недели в некоторых местах называлось «Рус а  лка» [Комаровичи] или «З а  пускы» [Староселье]. В отдельных случаях именно в этот день совершался обряд «проводов русалки»: «Русалки появлялись на Русальной неделе, а в воскресенье через неделю после Троицы „проведут русалку“, дак ў понедельник ани уже идуть на свае место определённа» [ПМ-С, Дубровица].

Однако б о  льшая часть свидетельств относит исполнение обряда к понедельнику после Русальной недели (реже — ко вторнику), который часто в Полесье называется — «Р о  зыгры»: «В понедельник после Русального тыжня русалки расходяцца» [ПА, Боровое]; «Неделя после Труйцы пр о  йде, ў понид и  лок — Р о  зыгры. Не можно идти на п о  ле р о  бити. У Р о  зыгры рос а  лкы, кажуть, тады ўже росх о  дяцца» [ПА, Лисятичи]; «Конец Рус а  льного тыжня — цэ Р о  зыгры, Рус а  льны р о  зыгры. Русалки собираются на великий дуб… Свой обед справляють и после обеда уже ўсе…» [ПА, Выступовичи]; «Это Р о  зыгры, кажуть, на Тр о  йцу. Это, ур о  ди, пок о  йников, што ход и  ли» [ПА, Радчицк].

«Русальный понедельник», который приходился на первый день Петровского поста, является в Полесье наиболее традиционной датой «проводов русалки». Другой такой датой называли канун Ивана Купалы. Эти же календарные сроки «русальных» праздников считались типичными и для южнорусской традиции — Троица, Семик, Русальная неделя, Русалкино заговенье (перед Петровым постом) и Купала [Зеленин 1916, с. 228–229]. Одни и те же сроки проведения праздников в честь русалок, характерные практически для всей восточнославянской зоны, а также однотипная терминология календарных дат, связанная с именем русалок («мавок», «нявок»), — наиболее устойчивая особенность троицко-русального комплекса поверий и обрядовых практик. Характерно, что в некоторых местах, где обряд «проводов русалки» не известен, понедельник или вторник, следующие за Русальной неделей, назывались «Проводы» [ПА, Тхорин, Новинки].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: